Депутаты фракции "СР" задали вопросы Первому заместителю Председателя Правительства Игорю Шувалову 30 января 2015 30 января в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" Первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов представил депутатам антикризисный план Правительства. В заседании также приняли участие Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, заместители Председателя Правительства Ольга Голодец и Аркадий Дворкович. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Игорю Шувалову задали Анатолий Аксаков, Андрей Крутов и Юрий Селиванов. С критикой предложенного антикризисного плана от фракции выступил Михаил Емельянов. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы рассмотрения данного вопроса: Анатолий Аксаков: Игорь Иванович (Шувалов, Первый заместитель Председателя Правительства – Прим. ред.), правильно ли я понял, что представленный план Правительства это тактический план решения текущих задач, мы сообща будем вырабатывать стратегический план решения проблемы структурной перестройки экономики? Второй вопрос. Игорь Иванович, бизнес просчитывает риски не только сегодняшнего дня, но и возможный рост цены на нефть и соответственно укрепление курса рубля, и опасается, что, вложив сегодня деньги в импортозамещение, может оказаться в будущем в сложной ситуации один на один с конкурентами из-за рубежа. И я не могу не задать вопрос по региональным банкам. Есть ли у них шанс войти в программу докапитализации, которую предложило Правительство и Государственная Дума и принять участие в кредитовании малого и среднего бизнеса в регионах? Спасибо. Игорь Шувалов: По программе, которая сегодня представлена, да, действительно, это наши оперативные тактические мероприятия. Это наш план работы, который мы начинаем разворачивать незамедлительно, опираясь на тот резерв, который существует в федеральном бюджете, это 166 млрд рублей, и мы готовы с вами договориться о том, как этот план даже скорректировать в настоящий момент. По плану, начиная с 1 апреля, мы должны с вами совместно провести работу, и этот план будет опираться уже на изменённый закон о федеральном бюджете на 2015 год. По импортозамещению и возможности корректировки цены на нефть. Конечно же, никто не знает, какова эта цена. Вы знаете, если вы почитаете аналитиков из самых разных организаций зарубежных и российских от самых плачевных сценариев, когда нефть ещё будет падать, продолжать падать, до того, что она может к концу года значительно вырасти в цене, нам нужно взять за базу консервативный сценарий для того, чтобы не порождать лишних или неоправданных ожиданий для бюджетополучателей, и наша бюджетная политика должна быть очень ответственной. С другой стороны, все те, кто будет связывать свои планы по развитию новой промышленности для импортозамещения, могут рассчитывать на определённые правительственные программы, в том числе, по предоставлению специального проектного финансирования и предоставлению государственных гарантий. Может ли при этом укрепляться рубль? Конечно, рубль может укрепляться в случае, если наша внешняя торговая конъюнктура будет меняться. Каким образом будет меняться рубль, зависит от политики Банка России. Банк России перешёл к плавающему курсу. Здесь все планы абсолютно прозрачные. Я уже в рамках своего выступления сказал, что правильно, что Банк России перешёл к этой политике. К сожалению, так получилось, что и введение такого курса сопряжено со многими, в том числе, внешними негативными факторами. Мы прожили этот период достаточно болезненно. Для того, чтобы нивелировать возможные колебания валютных обменных рисков и не поставить на грань банкротства те новые предприятия, которые будут создаваться, это предмет взаимной дискуссии, взаимного диалога Правительства и Банка России. Мы эту работу будем проводить. При этом должен сказать, что у Правительства нет рычагов влияния на Банк России, и Банк России действует в пределах того закона, который был принят Государственной Думой. Мы можем взаимодействовать, но требовать от Банка России не можем. И последнее. По региональным банкам. По региональным банкам мы пока решений специально не принимали. И совет директоров Агентства по страхованию вкладов при взаимодействии с Банком России и Правительством Российской Федерации сейчас выработали такие критерии, которые в первую очередь предоставляют капитал наиболее важным, системным, крупным банкам. У нас в резерве осталось около 200 млрд ценных бумаг. Андрей Крутов: Уважаемые коллеги, спасибо, конечно, всем, кто в последние дни обратил внимание на проблемы валютных ипотечников. Но я убеждён, что прежде, чем что-то предлагать, надо спросить у самих людей, понять, что на самом деле им необходимо. Не банкирам, не чиновникам, а именно людям. В России 50 тыс. ипотечных валютных заёмщиков, и я уже полтора месяца практически в режиме онлайн общаюсь с их активом. Выражу их общее мнение. Необходимо принять наш законопроект о реструктуризации валютной ипотеки. К сожалению, Правительство до сих пор не дало на него заключение, а тем временем тысячи людей оказались на пороге нищеты и на грани выживания. Вопрос. Готовы ли вы, уважаемый Игорь Иванович, со стороны Правительства лично курировать решение проблемы валютной ипотеки? Текст законопроекта, все финансовые расчёты, а также две тысячи живых подписей в его поддержку я вам сейчас передам. Игорь Шувалов: - Да. Спасибо. Пожалуйста, передайте мне эти материалы. По валютной ипотеке ответила Эльвира Набиуллина, я добавлю следующее. В рамках предыдущего кризиса мы использовали специальные механизмы поддержки тех, кто получал ипотеку, и через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию мы проводили специальную программу для тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, поскольку не все, кто получал ипотеку, ещё чувствуют, что экономическая ситуация и экономические условия так изменились, что всем нужна поддержка. Нет, это как раз была адресная поддержка, связанная со сложным положением семей. По валютной ипотеке у нас есть специальный резерв в рамках агентства (АИЖК), и мы готовы с вами рассмотреть способы поддержки тех, кто оказывается сейчас в сложной ситуации и не способны оплачивать текущие ипотечные платежи по кредитам, которые полагаются. Но вы говорите, надо спросить у людей, а вы тогда спросите у людей, которые брали ипотечные кредиты в рублях. Они извлекли определённые уроки из предыдущего кризиса. В рамках предыдущего кризиса и после того и Правительство, и Банк России говорили: на недвижимость не нужно тратить валютные средства, если эта недвижимость находится в Российской Федерации, это очень высокий риск. И мы с этим риском отрабатывали по полной программе в 2008, в 2009 и 2010 годах это была очень сложная проблема. Мы не хотим бросать людей. Давайте обсуждать, как этим людям помочь. Но только помните о тех миллионах, которые взяли ипотеку в рублях и понимали, что это более высокие проценты, им придется это бремя нести, но они пошли на этот выбор осознанно. Поэтому не нужно одних слушать, а других нет, надо слушать всех. И мы не должны создавать стимулов для того, чтобы в следующий раз, когда будет сложная ситуация в стране, мы порождали с вами опять безответственное поведение. Юрий Селиванов: Уважаемый Игорь Иванович! Для активизации внутреннего рынка важно вовлечь сбережения граждан, особенно хранящиеся дома, в матрасах. Их триллионы, а рыночная потребность в жилье 1,5 миллиарда квадратных метров. Только системная разъяснительная работа государственных органов, о чём в своё время говорил Президент, а также государственная законодательная поддержка кооперирования средств граждан для совместного строительства жилья способны включить эту массу денег в оборот, превратив страну в огромную строительную площадку, что решит и проблему занятости, активизации смежных отраслей, наполнения бюджета и решения социальных вопросов. Этот опыт используется мною семь лет на Белгородщине, позволив вовлечь миллиарды рублей, хранящиеся дома. Вопрос. Есть ли у Правительства планы по активизации таких ресурсов? И прошу принять меня для подробной информации, как профессионала. Игорь Шувалов: Юрий Алексеевич, такие планы у нас есть. Я отвечаю за этот вопрос в Правительстве Российской Федерации. И мы, вообще, с фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по некоторым жилищным аспектам работаем. У нас есть хороший опыт взаимодействия с депутатом Хованской и с депутатами самых разных фракций, не только "Единой России". Я здесь готов и вас принять и других депутатов. Давайте мы этот вопрос обсудим. Мы действительно верим в то, что в настоящий момент рынок жилья может внести существенный вклад не только в экономическое развитие, но и в решение накопившейся сложной проблемы. Эта проблема существовала и в советское время, и существует в настоящий момент. Мы, конечно, небывалым образом развернули ипотечное кредитование. Видим, как сейчас оно прямо на глазах из-за высокой процентной ставки сворачивается. В понедельник по этому поводу Председатель Правительства проводит совещание. Мы в тот момент, когда ключевая ставка такая высокая, должны всё же поддержать через механизмы АИЖК и другие механизмы, которые придумаем, граждан, которые обладают работой, и всё же продолжать приобретать жильё по ипотечным кредитам. Это для Правительства приоритет, это приоритет, который был обозначен Президентом Российской Федерации. Мы будем с вами эту работу проводить. И я согласен, что в настоящий момент, если граждане поверят, что механизмы, которые предлагает Правительство, не только федеральное, но и региональные, позволят задействовать накопленные средства и которые, может быть, даже в настоящий момент изъяты из банковского сектора и надёжно будут вложены в жильё, это поможет нам всем, и страна станет богаче. Потому что крыша над головой и то, с чего начинается строительство любой семьи, позволит просто более стабильно развиваться. Это интересная программа, она нужна. И я как раз обращаюсь здесь к профессионалам и представителям всех фракций, давайте мы незамедлительно начнём общие консультации, будем работать для того, чтобы поддержать объём ипотечного рынка и способность граждан, которые не хотят брать ипотеку, создавать всё-таки для себя жильё. Спасибо. Михаил Емельянов: Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемый Игорь Иванович, уважаемые коллеги! СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ негативно оценивает тот план, который сегодня представлен Правительством. Это даже не план, это некий набор пожеланий, намерений, мер, которые плохо согласованы между собой, разрознены и неэффективны. Самое главное, в этом плане нет и намёка на изменение экономической политики, а именно ошибочная экономическая политика, которую проводил Центральный банк и Правительство, и является подлинной причиной того кризиса, который разразился в нашей стране. Поэтому мы считаем: для того, чтобы лечить не симптомы кризиса, а его причины, надо радикально изменить социально-экономический курс, надо сформировать новую социальную и экономическую политику. Правительство называет свой план планом стабилизации. Да, это стабилизация России, но стабилизация на более низком уровне, на более низком технологическом уровне, более низком уровне бюджетных доходов и доходов населения. И это полностью соответствует идеологии и психологии членов кабинета. Либеральные министры соревнуются с либеральными экономистами, кто предскажет более мрачное будущее для России, кто предскажет более глубокое падение ВВП и более глубокое падение уровня жизни. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ категорически не согласна ни с такими оценками, ни с такими подходами. Да, девальвация это тяжелое испытание и для экономики, и для населения нашей страны, но это одновременно и шанс, потому что импортные товары уходят с наших рынков, наши товары становятся конкурентоспособными по цене. Наш производитель в состоянии заполнить те ниши внутреннего рынка, которые открываются после ухода импорта, но для этого ему надо создать адекватные условия. И главное условие насытить экономику деньгами. Пора уже отказаться от монетаристских иллюзий, эти иллюзии слишком дорого обходятся нашей стране. В биологии есть понятие ограничивающего фактора. Если растение имеет достаточно света, влаги, тепла, но не хватает хотя бы одного элемента, скажем, фосфора, это растение развиваться не будет, оно погибнет. То же самое и в экономике: один ограничивающий фактор сводит на нет все преимущества, которые имеет экономика. В нашем случае таким ограничивающим фактором является сжатие денежной массы вследствие политики ЦБ и неактивная бюджетная политика, которую проводит Минфин. В прошлом году денежная масса уменьшилась более чем на 700 млрд рублей, и это притом, что монетизация нашей экономики и так чрезвычайно низка – 47%, это ниже чем в Папуа Новой Гвинеи, у них 50. Вы скажите: наша экономика сравнима с экономикой Папуа Новой Гвинеи? Почему же проводится такая политика, ограничивающая экономический рост? В нормальных экономиках мира уровень монетизации более 100%. Для того, чтобы воспользоваться выгодами девальвации, необходимо чтобы наши предприниматели имели оборотные средства, имели средства для расширения производства и его модернизации. Но для этого надо снижать ключевую ставку. Ключевая ставка 17% убийственна для экономики, она и является тем ограничивающим фактором, который не даёт расти нашей экономике, является фактором спада. Ведь рентабельность промышленности всего 8-9%, а кредиты даются предприятиям реального сектора уже более чем под 25%. Нам говорят: если снизить ключевую ставку, деньги уйдут на валютный рынок. Но есть средства против этого валютный контроль, валютное регулирование. Центробанк не хочет вводить валютное регулирование, ссылаясь на то, что его сложно администрировать, и он не будет, и валютное регулирование не будет иметь эффект. Мы им возражаем, был опыт 1998 года, когда было валютное регулирование введено, довольно эффективно администрировалось, и мы вышли из кризиса за полгода. Сдаётся, что дело не в сложности администрирования, а в некой идеологии, которую исповедуют Правительство и Центробанк, в неких либеральных догмах. Но, коллеги, опять кто-то не хочет поступаться принципами в нашей стране. Догматизм людей, принимающих решения, слишком дорого обходился нашей стране, давайте от догматизма уходить. Не очень верим мы и в те специальные меры по льготному кредитованию, по проектному финансированию, которые заявлены Правительством и Центральным банком. Объём средств, предусматриваемых на эти меры, слишком мал, а механизм их реализации слишком забюрократизирован. К сожалению, в том же русле, что и Центральный банк, действует наше Правительство. В условиях, когда Центробанк перешёл к плавающему курсу, единственным источником или главным источником пополнения денежной массы должны быть государственные расходы. Министр финансов, вместо того, чтобы думать об увеличении государственных расходов, как это делается во всех странах, переживающих кризис, предлагает другое. Он предлагает ужесточить бюджетное правило. Но, коллеги, и в тучные годы мы скептически относились к бюджетному правилу. А сейчас, когда у нас дефицит бюджета, когда мы хотим на 10 процентов сокращать фактически все статьи расходов, какое ужесточение бюджетного правила, о чём вы? Аргументы по инфляции. Мы неоднократно последнее время встречались с Эльвирой Набиуллиной, эти встречи были очень полезны, они, по крайней мере, помогли понять логику действий Центрального банка, и в одном пункте, по-моему, мы нашли общий язык. Эльвира Сахипзадовна признала, что в осеннем всплеске инфляции всё-таки главную роль сыграли немонетарные факторы: это очевидно девальвация, это регулируемые тарифы, в том числе тарифы естественных монополий. Но тогда возникает вопрос, а почему мы с немонетарной инфляцией боремся монетарными методами? Ведь на самом деле мы боремся не с инфляцией такими методами, мы боремся с экономическим ростом. Есть популярный тезис о таргетировании инфляции. На него опирается Центробанк, на него ориентируется Правительство. Но, коллеги, это путь спада, это путь развала экономики, это путь деиндустриализации страны. Таргетировать надо не инфляцию, надо таргетировать экономический рост. А инфляция должна быть такая, чтобы не подавлять этот экономический рост. Только через экономический рост мы сможем справиться с социальными и экономическими проблемами, которые есть в нашей стране, и, в том числе, с проблемой инфляции. Потому что, опять же Эльвира Сахипзадовна признала, что главным средством борьбы с инфляцией должно быть импортозамещение. А какое же импортозамещение при отсутствии денег? Если мы будем просто подавлять инфляцию через подавление экономического роста, то она приобретает латентный характер. Рано или поздно она вырывается наружу, ну и мы имеем ту ситуацию, которую имеем сейчас. Следствием изменения экономической политики должны быть реальные меры, направленные на социальную поддержку населения. К сожалению, в правительственном плане их очень мало. Мы считаем, что необходимо проиндексировать трудовые пенсии, причём в соответствии с реальным ростом уровня цен, социальные в соответствии с реальным удорожанием потребительской корзины. И надо не бояться увеличения денег у людей. Потребительский спрос является существенным фактором поддержки производства, а не фактором роста инфляции. Мы предлагаем заморозить рост цен на обучение, оплату студенческих общежитий, содержание детей в детских садах, прекратить бездумные сокращения педагогов и медицинских работников. Надо оказать действенную поддержку валютным ипотечникам, потому что люди не по своей вине оказались в этой ситуации. В этом вина той политики, которую проводили ЦБ и Правительство. Но средства от реализации этих мер появятся только тогда, когда изменится экономическая политика. Наши недоброжелатели на Западе, если почитать их аналитику, в качестве главной цели считают не допустить экономический рост в России после девальвации. Они очень хорошо помнят 1998 год, когда после глубокой девальвации наша экономика резко рванула вверх. Мы считаем, что опыт 1998 года можно и нужно использовать. Заявления о том, что сейчас мы слишком зависимы от импортных комплектующих, слишком преувеличены, а заявления об отсутствии свободных мощностей в экономике, это просто незнание реалий экономической ситуации. Свободных мощностей очень много. Вы посмотрите цифры спада в нашей экономике за первое полугодие 2014 года. По большинству отраслей спад произошёл от 20 до 40%, эти мощности никуда не делись, на них ещё не успели, вместо них, построить торгово-развлекательные и логистические центры, там работают люди, и эти мощности могут дать экономический рост и ускорение нашего развития. Игорь Иванович Шувалов на Давосском форуме призывал учиться жить в изоляции, используя опыт пиночетовской Чили и Южной Африки времён апартеида. Игорь Иванович, не надо смотреть так далеко в пространстве и времени, посмотрите на наш собственный опыт 1998 года. Именно тогда за полгода Правительство Примакова-Маслюкова и руководителя ЦБ Геращенко вывело нашу страну на устойчивую траекторию экономического роста. Давайте попробуем использовать этот опыт. Мы считаем, что во главу угла должен быть поставлен экономический рост, решение проблем реального сектора экономики. Но нынешний состав финансово-экономического блока Правительства, который несёт ответственность за текущий кризис, не в состоянии предложить реальную альтернативу. Эти люди неспособны сформировать политику по оздоровлению нашей экономики, поэтому мы считаем, что настало время для смены министров, прежде всего, финансово-экономического блока. Спасибо.
|