Евдокия Бычкова о развитии туризма в России 10 декабря 2014 На пленарном заседании Госдумы 10 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила член комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евдокия Бычкова: Доброе утро, уважаемые депутаты! Как известно, все социальные обязательства требуют денег, а их надо зарабатывать. Кризис, как известно, это не только угрозы, но и новые возможности. Именно в кризис мы обязаны сосредоточиться на точках роста, на развитии сельского хозяйства, экономических зон, территорий опережающего развития. Но есть ещё одна сфера деятельности, на которую мне хотелось бы обратить внимание это туризм. Я абсолютно уверена, что туризм это мощный двигатель экономики. Туризм это отдых и здоровье, это образование и патриотическое воспитание, это дополнительный источник доходов в бюджет. Когда-то американский президент Джон Кеннеди сказал: "Мы проиграли России космос ещё за партой", но Россия не может проиграть Западу туризм, так как у нас есть самое главное, что посмотреть. По данным Всемирной туристической организации, Россия занимает пятое место из 135 стран по наличию природных, исторических, культурных объектов мирового значения, и, к сожалению, 60-е место по рейтингу посещаемости. К примеру, если во Францию, Италию, Испанию ежегодно въезжает до 70 млн туристов, в Турцию – 38 млн, то в Россию всего пять млн, а выезжает из России – 18 млн. Соответственно доходы от въездного туризма в этих странах достигают 60 млрд долларов, у нас в сотни раз меньше. У нас выездной туризм превышает въездной в пять раз, но если честно, выездной туризм нам невыгоден. Из общего числа туроператоров, работающих на рынке туристических услуг, практически все занимались отправкой наших россиян за рубеж, лишь единицы привлечением иностранцев в Россию и внутренним туризмом. Печальные последствия переизбытка турфирм обернулось их банкротством, что повлекло потерю денег, времени и здоровья для 150 тысяч россиян. В связи с этим готовятся серьёзные поправки в закон "О туризме", где опять больше внимания уделено выездному туризму, что абсолютно не отвечает интересам России. Необходимо разворачиваться в сторону развития внутреннего и въездного туризма и довести его долю до 80 процентов, как это принято во всех развитых странах. К примеру, жители Мексики, Китая, Японии в основном развивают внутренний туризм и получают от него колоссальные доходы. А что имеем мы? По словам нового руководителя Ростуризма Олега Сафонова, за полгода работы ему стало очевидно, что рынок государством практически не регулируется, отсутствуют механизмы воздействия на туризм. И при этом функцию пополнения доходной части бюджета туризм не выполняет. В 2011 году была принята федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма с общим объёмом финансирования 300 млрд рублей, и из них 96 млрд из федерального бюджета. Но практически она не реализована. В мае этого года Правительство вновь принимает новую Стратегию развития туризма до 2020 года, где предусматривается к 2020 году увеличить число мест в гостиницах в два раза, объём платных туристических услуг в три раза. Количество иностранных туристов должно увеличиваться в пять раз, а российских почему-то в полтора раза. А сколько получит бюджет? К сожалению, таких цифр вы нигде не найдёте. Но, по моим личным подсчётам, развитая туристическая отрасль может давать доход в бюджет, в бюджеты всех уровней до 500 миллиардов рублей. Это, конечно, огромные суммы. Однако инвесторы неохотно идут в туристический бизнес. Причин много, но главная это, конечно, высокие цены на проезд. Только неподъемная цена перевозки стала основным препятствием, сдерживающим рост турпотока в Сочи. К примеру, стоимость прямого авиабилета из Новосибирска в Сочи туда и обратно составляла летом 40 тысяч рублей на человека. При этом, пакетный тур в Турцию в отель четыре звезды на семь дней по принципу "Всё включено", что россияне очень любят, стоил 25 тыс. рублей с перелётом. Второе неразвитость транспортной системы. Именно это стало одним из основных препятствий автотуризму в Крым, когда люди вынуждены были стоять по 20 часов в очереди на паром. Третье низкое качество автодорог. С хорошим качеством автодорог, возможно, удалось бы избежать многих серьёзных ДТП в Краснодарском крае в районе Лазаревского, Анапы, где один ребенок погиб, а десятки получили травмы. Моя семья купила путёвку в Великий Устюг, причём билеты куплены, а обратных нет, потому что не хватает поездов. Вот сидим и ждём, когда дадут дополнительный поезд, понимаете? На сегодняшний день туда есть билеты, а обратно поедем, наверное, на санях с Дедом Морозом. Четвёртое низкая культура обслуживания. 10 августа в поезде Абакан Москва 55 детей отравились в вагоне-ресторане. 150 участников молодёжного лагеря "Селигер" были доставлены в больницу с пищевыми отравлениями. Вы знаете, в сервисе железной дороги мне тоже пришлось убедиться лично. С тремя внуками в купе в июле я ехала в Сочи. Оба туалета не работали. На вопрос к проводнику, что делать, он мне сказал ходите в соседний вагон. Ну, хорошо, что на станцию соседнюю не послал. Я приглашаю, пользуясь статусом, начальника поезда, проводника и, представляете, мы втроём ремонтировали туалет, за что я получила благодарность попутчиков и профессию сантехника. Но есть и хорошие новости. Созданы и успешно работают туристические кластеры в Белокурихе Алтайского края, в Пскове, в Вологодской области вот Великий Устюг с резиденцией Деда Мороза, Казань сегодня занимает четвёртое место по посещаемости после Санкт-Петербурга, Сочи и Москвы. Начинает развиваться экологический туризм в районе Байкала, Камчатки, Арктики. Первые шаги делает детский туризм с проектом "Моя Россия град Петров". И наши школьники очень благодарны за этот проект. Как говорит наш Президент, в каждом регионе нужно искать "фишки", которые будут привлекать к нам туристов не только из России. Хочу сказать, что такая "фишка" есть в Липецкой области, у нас есть Кудыкина гора в Задонском районе и, поверьте, там туристов полно в любую погоду. Поэтому тем более мне непонятно, почему в Пензенской области, где находится музей-усадьба Лермонтова, сегодня не участвует в федеральной целевой программе. Из 85-ти регионов лишь 18 участвуют в федеральной целевой программе по туризму. Однако выделенные в этом году пять млрд рублей на развитие туризма освоены лишь на 25 процентов. Поэтому Минфин секвестировал ранее утверждённые объёмы наполовину. Но это упрощённый подход. Чтобы ФЦП по развитию туризма эффективно заработала, необходимы следующие меры. Первое. Нужна мощная маркетинговая стратегия, направленная на популяризацию культурно-исторических мест России. Государственные телеканалы обязаны активнее рекламировать туристические возможности России, формировать у россиян желание смотреть наши исторические, природные и культурные ценности. Второе. Правительству необходимо посмотреть на политику образования стоимости билетов на самолёты и поезда, активнее использовать практику дотаций пассажирских перевозок для льготных категорий населения и жителей отдалённых районов. Третье. Нам необходимо создать крупный центр развития, что мы делаем, к счастью, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, на Волге, на Байкале, в Центральной России по типу сочинского кластера, и развивать в них событийный туризм, проводить различные форумы, выставки, фестивали. Мне вот очень часто непонятно: говорим о пробках, о загруженности, а все мероприятия российского уровня проводятся в Москве. Нужно больше и чаще использовать столицы регионов. Четвёртое. Обеспечить двухуровневую систему дотаций из местного и федерального бюджетов, из Фонда социального страхования для школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и направлять их на отдых в межсезонье по бюджетным ценам, что уже делается практически во всех странах. И пятое. Нам, депутатам Госдумы, необходимо доработать законодательство по развитию туризма: социального, оздоровительного, познавательного, экологического, сельского, событийного. Кстати, депутат Максимова поднимает тему сельского туризма, а депутаты Емельянов и Кривоносов тему внутреннего и въездного туризма. Но это первые шаги, этого пока крайне мало. А нам нужно массовое поступательное движение. И, в завершение. Не заниматься туризмом в России всё равно, что не качать нефть из открытых источников. Но нефть капризная дама, а туризм это деньги из истории, из легенды, из гостеприимства, а российское гостеприимство неистощимо, открыто бьющий ключом источник, способный стать доходной отраслью нашей экономики.
|