Виктор Шудегов о поправках в закон об образовании 21 ноября 2014 21 ноября Государственная Дума отклонила законодательную инициативу фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Проект федерального закона № 367202-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования законодательного регулирования процедуры разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования) представил один из его авторов Виктор Шудегов: Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД – Прим.ред.), уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, который направлен на защиту конституционных прав наших граждан на получение бесплатного образования. Как вы знаете, в 43-й статье Конституции, которая нам гарантирует бесплатность образования, не содержится никаких ограничений, кроме получения высшего образования на конкурсной основе. Однако новый принятый нами закон "Об образовании в РФ" изменил несколько эту ситуацию, а именно, указывая на то, что, да, бесплатное по-прежнему остаётся наше образование, но в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. И теперь получается, что федеральные государственные образовательные стандарты, которые фактически лично утверждает министр, могут ограничить права наших граждан на получение бесплатного образования. Приведу конкретный пример. Три года назад, когда обсуждались федеральные государственные образовательные стандарты старших классов, вся научно-педагогическая общественность, родители были возмущены, что количество предметов там было сокращено ровно в два раза: вместо 20-21 предмета, которые изучались традиционно в школе, предлагалось изучать четыре предмета в качестве обязательных и шесть в качестве предметов по выбору. Естественно, в тот период сразу у нас возникла вот такая идея, чтобы не было здесь произвола, как бы не были исключены родители, научно-педагогическая общественность, учителя, да и сами обучаемые от всего этого ограничения, мы и подготовили данный законопроект. Суть его сводится к тому, чтобы перечень предметов, а также количество часов, изучаемых по каждому предмету утверждалось федеральным законом, то есть мы с вами должны утверждать количество предметов, которые должны изучать в школе, но никак не министр. Хотя мы знаем, что при министре есть определённая комиссия, которая как бы представляет общественность, но они имеют там, я бы сказал, права более рекомендательные, чем то, что должно было быть. И поэтому сегодня стандарт это плод труда чиновников и узкого круга выбранных ими работников образования. Данный законопроект как раз направлен на повышение качества российского образования посредством совершенствования законодательного регулирования в части федеральных государственных образовательных стандартов за счёт того, что при принятии этого федерального закона привлекаются к обсуждению: Государственная Дума, Совет Федерации, парламентские слушания, "круглые столы" и так далее, то есть широкое привлечение общественности, поскольку за каждым депутатом, и за каждым сенатором достаточно большое количество избирателей и граждан. Коллеги, мы не затрагиваем саму процедуру принятия федеральных государственных стандартов. Действующий закон отнёс это к полномочиям Правительства Российской Федерации. Мы считаем, что, наоборот, именно Правительство должно нам в Государственную Думу вносить тот перечень предметов, которые должны изучаться в школе. Конечно, коллеги на обсуждении в комитете было сделано замечание, что это приведёт к тому, что мы постоянно будем менять там количество изучаемых предметов и количество часов. На самом деле это происходит очень редко. Последний раз дополнительный предмет был введён это третий урок физкультуры. И то мы знаем, почему это всё произошло. При четырёх параллельных классах это приводит к необходимости строительства ещё одного спортивного зала в каждой школе, что было, практически, осуществить невозможно. Но тем не менее мы считаем, что правительство по-прежнему оставляет за собой право вносить в Государственную Думу перечень предметов и количество часов, изучаемых по каждому предмету. А мы с вами принимаем это в виде федерального закона, но никак не министр. Хочу отметить, что данный законопроект не изменяет само содержание. То есть, мы не будем с вами утверждать содержание каждого предмета, хотя это тоже очень важный вопрос. Вы помните второй скандал, который был связан с федеральными государственными образовательными стандартами, когда Российская академия образования опубликовала перечень литературных произведений авторов, которые должны были изучаться в старших классах, в частности, существенно ограничилось изучение таких писателей как Чехов, Алексей Толстой, Куприн, то есть полностью некоторые исключались, и так далее. А вместо них предлагалось ввести совершенно, я бы сказал, ещё незарекомендовавших себя в качестве классиков писателей, там Пелевин, Эппель, Улицкая, и так далее. Хочу напомнить вам одну из историй, это происходило в 1913 году, когда был объявлен конкурс на лучшего писателя России, там первое место заняла некто Вербицкая Анастасия Алексеевна, однофамилица нашего президента Российской академии образования, а Лев Толстой занял там, где-то во втором десятке, где-то, по-моему, 13-е или 14-е место. И она стала утверждать, что вот, видите, я самый главный писатель. Но после революции она была у нас запрещена, все книги её соответственно были сожжены, но это ещё раз говорит о том, что должно пройти время, чтобы мы поняли, какие писатели настоящие классики, которых нужно изучать в школе. И, таким образом, уважаемые коллеги, подводя итог, хочу сказать, что если бы мы с вами приняли этот закон, то теперь уже бы никакой министр, каким бы он ни был, так сказать, заинтересованным в ограничении числа предметов, изучаемых в школе уже не смог бы ограничить. Прошу поддержать данный законопроект.
|