Елена Драпеко об изменении закона об объектах культурного наследия 18 ноября 2014 18 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 539568-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части изменения определения понятия "археологический предмет"). Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосовала против данного законопроекта. С содокладом по данному законопроекту от Комитета по культуре выступила Елена Драпеко: - Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия" рассмотрен Комитетом по культуре. И мы отмечаем, что возрастной критерий уже предусмотрен в части 4 статьи 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия" и в статье 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащих определение "культурного слоя", неотъемлемой частью которого являются археологические предметы. В связи с чем предлагаемое проектом федерального закона дополнение таким критерием части 3 статьи 3 федерального закона излишне. Закон "Об объектах культурного наследия". Что касается введения в качестве критерия ценности археологического артефакта его рыночной стоимости, то данная законодательная инициатива не согласуется с политикой государства, направленной на предотвращение создания рынка археологических предметов. Согласно пункту 3 статьи 49 Федерального закона "Об объектах культурного наследия" объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности и соответственно не могут являться предметами купли-продажи. В соответствии со статьёй 50 указанного закона объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Статьёй 8 федерального закона № 245-ФЗ установлен запрет на отчуждение физическими, юридическими лицами археологических предметов, за исключением случаев передачи их государству, универсального права преемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 федерального закона. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за незаконный оборот археологических предметов, а Уголовный кодекс ответственность за незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания. Предложение о дифференциации археологического наследия по стоимостному признаку противоречит европейской Конвенции об охране археологического наследия, ратифицированной Российской Федерацией в 2011 году и предусматривающей, что объектами археологического наследия считаются все остатки и предметы, а также любые другие следы человечества прошлых эпох. Предложенный в законопроекте стоимостной критерий археологической вещи свыше 20 тысяч рублей не обоснован. Из представленных материалов не ясно, к какому объёму археологических предметов предлагается применить совокупную рыночную стоимость. И законопроектом не предусмотрен порядок проведения экспертизной ценности археологических находок, требования к квалификации оценщиков, ответственность экспертов за принятие ошибочного решения. Научное археологическое сообщество в лице Института археологии РАН высказало обеспокоенность внесением в Государственную Думу указанной законодательной инициативы, так как, по мнению археологов, предусмотренные проектом изменения не соответствуют государственной политике, направленной на сохранение археологического наследия, не соответствуют международным обязательствам Российской Федерации и нанесут невосполнимый урон наследию, как источнику научной информации. На данный проект федерального закона получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Комитет по культуре рекомендует отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Спасибо.
|