ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Олег Нилов о законопроекте, позволяющем вывоз культурных ценностей из РФ

18 ноября 2014

18 ноября Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации", который предусматривает фактически беспрепятственный вывоз из страны ее национального достояния. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Нилов:

– Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может поддержать законопроект, так как он представляет реальную угрозу для культурных ценностей нашей страны. Документ определяет приоритет правовых норм Таможенного союза перед национальным законодательством Российской Федерации в решении ключевых вопросов, регламентирующих вывоз и ввоз культурных ценностей.

Авторы законопроекта утверждают, что его принятие якобы диктуется требованиями Таможенного союза. По данной логике выходит следующее: устанавливаемый приоритет законодательства Таможенного союза перед национальным законодательством также должен распространяться на Беларусь и Казахстан. Однако в этих странах на данный момент шаги в данном направлении не осуществлены и, вероятно, не будут сделаны и в будущем. Сейчас порядок и основания вывоза культурных ценностей у наших соседей по-прежнему регулируется национальным законодательством, которое содержит абсолютный запрет вывоза любых культурных ценностей вне зависимости от их возраста. К чему такая спешка у нас?

Отмечу в то же время, что в другом документе – части 1 статьи 29 Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Государственной Думой 29 сентября 2014 года, установлено: "Государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения в случае, если такие ограничения необходимы, в том числе для охраны культурных ценностей".

Полномочия по осуществлению экспертизы вывозимых культурных ценностей, согласно законопроекту, передаются от "нерадивых чиновников", как высказалась докладчик по законопроекту (депутат фракции "Единая Россия" Мария Максакова – Прим. ред.), "специалистам музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иным специалистам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации", – они, выходит, люди неподкупные, почти святые. Таким образом, создается широчайшее поле для коррупционных схем при оценке культурных ценностей и появляется возможность их вывоза с территории Российской Федерации.

Наиболее опасное по своим последствиям нововведение – снятие ныне действующего запрета на вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей, созданных более 100 лет назад. То есть совершенно беспрепятственно из России можно будет вывозить (причем, без обязательства обратного ввоза) археологические находки, иконы и иные предметы старинной церковной утвари, выдающиеся произведения искусства, рукописи художественных произведений, архивные документы, рукописные книги, нумизматические коллекции и многое другое.

Сужает документ и понятие культурных ценностей, не подлежащих вывозу с территории Российской Федерации. Из-под действия данного понятия выпадают случайные археологические находки, полученные в результате грабительских раскопок. Теперь такие предметы в случае принятия законопроекта не будут считаться культурными ценностями. Это открывает невероятные возможности для деятельности преступных групп, организующих незаконную добычу, вывоз археологических находок и их продажу на международном рынке антиквариата. Получается, что мы стимулируем деятельность так называемых "черных копателей"!

Более того, обозначенный выше подход вступает в противоречие с нормой статьи 1 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года № 8423-XI).

Согласно этой норме, к культурным ценностям в том числе относятся "археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия", а также "составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест".

Непонятна позиция профильного комитета по культуре. В своем заключении он указывает, что "поддерживает концепцию законопроекта", но тут же отмечает: документ требует доработки. Замечания расписаны на 6 страницах: законопроект не содержит необходимого понятийного аппарата, фактический предмет не соответствует заявленному, вопрос о запрете вывоза культурных ценностей, имеющих сроки давности происхождения, нуждается в дальнейшем анализе и обсуждении со специалистами.

Тогда на каких основаниях коллеги из комитета делают вывод о поддержке законопроекта, несмотря на множество юридическо-технических, а главное, концептуальных замечаний?

На документ представлено четыре положительных отзыва от Законодательных Собраний субъектов России, но к законопроекту не приложен отрицательный отзыв, направленный в Государственную Думу Законодательным Собранием Санкт-Петербурга! Он отражает как вышеуказанные, так и другие недостатки законопроекта.

Исходя из всего озвученного, можно сделать выводы, что принятие данного законопроекта и введение в действие его отдельных положений может быть продиктовано интересами отдельных лиц, пытающихся вывезти культурные ценности за пределы Российской Федерации. В частности, речь может идти об известном деле экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, у которого нашли произведения искусства стоимостью 100 миллионов евро. Ситуация, в которой оказался бывший чиновник, всем известна.

Не для того ли, чтобы вывезти все это добро, создается нужная ему лазейка? Просим дать ответ на эти вопросы.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024