Ольга Красильникова о роли здравоохранения в системе государственных приоритетов 14 ноября 2014 На пленарном заседании Госдумы 14 ноября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила Ольга Красильникова: Здравствуйте. О проблеме диабета коллеги сегодня уже упоминали. И к тому же тонкости нашего бюджета, который мы будем принимать, тоже мне придётся задеть. Я полагаю, что ни у кого не вызывает сомнения утверждение о том, что здоровье каждого человека это основа процветания нации и сохранения генофонда страны. По мнению специалистов, степень внимания к тому, насколько качественно выстроена система здравоохранения, от профилактики и пропаганды здорового образа жизни до оказания высокотехнологичной медицинской помощи и лечения сложных заболеваний, определяет успешность функционирования власти. Говоря о важности здоровья нации на встрече со студентами 23 октября, Владимир Путин подчеркнул, что в глобальном смысле будут выигрывать те государства, которые уделяют особое внимание гуманитарной составляющей здравоохранению, спорту, науке и образованию. Тем не менее, на фоне беспрецедентно высокого уровня доверия к власти среди населения Российской Федерации главной и наиболее заметной протестной тенденцией осени стали многочисленные акции протеста работников системы здравоохранения. По стране прокатилась волна одиночных пикетов, коллективных голодовок. И, конечно же, нельзя было не заметить массовый протестный митинг столичных врачей в московском регионе. Несмотря на большой соблазн приравнять акции медиков к традиционным формам профессионального протеста против изменений условий труда, нельзя забывать и об особой гуманитарной составляющей роли врача и особой роли здравоохранения в системе государственных приоритетов. В соответствии с международными нормами право на здоровье является одним из ключевых в системе правообразования человека. Помимо нарушений этических норм ущемление этого права чревато серьёзными последствиями вплоть до социального взрыва, который некоторые уважаемые эксперты вполне обоснованно прогнозируют при анализе некоторых факторов реформы здравоохранения. Наиболее острую социальную дискуссию в Москве вызвал вопрос сокращения коечного фонда, ставший главной тенденцией развития системы столичного здравоохранения. Основным аргументом сторонников такого пути развития стал постулат о том, что повышение качества и уровня медицинского обслуживания не требует пребывания пациента в стационаре. По мнению ряда чиновников, в современном мире высоких технологий количество койко-мест на душу населения не является критерием качества медицинских услуг. И в качестве убедительного примера приводится опыт развития системы здравоохранения в странах старой Европы и в США. Однако при всей убедительности этой позиции, такие сравнения просто некорректны. Во-первых, в настоящее время обеспеченность койко-местами в Москве уже находится на уровне старой Европы и составляет 5,1 у нас и 0,5 у них. А, во-вторых, число заболевших в столице примерно на 43 процента превышает показатели тех стран. Вопрос сокращения койко-мест только на первый взгляд выглядит исключительной прерогативой столичного региона, на деле большинство московских инициатив стремительно подхватываются регионами и становятся явлением всероссийского масштаба. Серьёзным фактором коечного вопроса является, собственно, качество и предназначение коечного фонда, неоптимальная структура которого уже отмечается сейчас. Так, реабилитационных коек в Москве в три раза меньше, чем требуется. Если подходить к вопросу исключительно с точки зрения экономики, то зачем тратить средства на сложное операционное лечение, если лишённый возможности реабилитации пациент не может вернуться к прежнему образу жизни и полноценной работе и перестаёт приносить какое-то время пользу обществу и доход государству. Не менее сложной проблемой стала запутанная и непрозрачная система оплаты труда в учреждениях системы здравоохранения, как правило, непонятная для медицинских работников. Вместо того, чтобы сосредоточиться на своей профессиональной, и, кстати, очень важной деятельности терапевт районной поликлиники должен думать о том, как бы уложиться в заложенные 8 минут норматива. Не хочется говорить о том, что нередко врачи, которые шесть лет изучали медицину, а не бухгалтерию, становятся жертвами недобросовестных манипуляций. В сентябре этого года городская прокуратура города Уфы установила факты грубого нарушения трудового законодательства и положения об оплате труда. Но для этого молодым специалистам "скорой помощи" пришлось объявить бессрочную голодовку. И только после этого им вернули повышающий коэффициент за работу в ночное время. Нам часто говорят о росте зарплат у врачей, при этом необходимо понимать механизмы этого роста. Речь идёт не о повышении базовой ставки, рост доходов конкретного медицинского работника связан, прежде всего, с совмещением нескольких ставок. В некоторых регионах она доходит до двух, что, бесспорно, сказывается на качестве обслуживания пациентов не в лучшую сторону. При этом складывается тупиковая ситуация: ограничить время ежедневной рабочей нагрузки врача по примеру авиадиспетчера или водителя, значит, уменьшить его доход, а оставить ситуацию без изменения, значит, подвергать пациента высокому риску врачебной ошибки, цена которой может стоить очень и очень дорого. Сложность существующей системы оплаты труда медицинских работников вступает в прямой диссонанс с одной из главных проблем медицинской отрасли в целом, острейшую нехватку кадров эксперты считают бичом современной медицины. Кадровый дефицит врачей прямо влияет на доступность медицинской помощи населению, а эти показатели далеки от заложенных нормативов. Так, время ожидания участкового врача-педиатра в Москве 4 дня, а врача-терапевта 5 дней. Для этого, чтобы в очередной раз проверить данные экспертов, я решила на своём собственном примере убедиться и пришла в московскую поликлинику. Например, заболела спина. Для этого нужно за две недели записаться к терапевту, и когда вы пройдёте терапевта, он даст вам направление к более узкому врачу, например, к неврологу. Итого, это три недели минимум. Отдельным вопросом системы российского здравоохранения стало последовательное снижение бюджетных расходов на эту сферу, которое невозможно убедительно объяснить ни самим докторам, ни их пациентам. В проекте федерального бюджета на 2015, 2016 и 2017 годы снижение расходов на здравоохранение уступает только снижению затрат на ЖКХ. Итого это было 3,4 и стало 2,7. В процентах прогнозируемого ВВП расходы на здравоохранение составят лишь полпроцента. При этом решение об увеличении взносов в систему обязательного медицинского страхования уже не выглядит таким бесспорным в свете снижения темпов экономического роста. По мнению экономистов, отсутствие заметного роста зарплат, даже отмена порогового значения выплат ФМС не решит проблему достаточности средств фондов медицинского страхования для компенсации снижения бюджетных расходов. Особенностью нового бюджета стал заметный рост расходов на национальную оборону, он увеличивается на 0,8 процента. Будем надеяться, что в этот рост заложены расходы на военную медицину и хотя бы одно из направлений государственного здравоохранения получит своё развитие за счёт бюджетной поддержки. К сожалению, в военной медицине точно также есть вопросы и большое количество проблем. В завершении своего выступления я хочу обратиться к проблеме, выходящей за рамки традиционных вопросов здравоохранения, но тем не менее весьма актуальной. Введение экономических санкций в отношении Российской Федерации наглядно продемонстрировало, что 100-процентной уверенности в наших иностранных партнёрах, у которых мы берём в том числе продукцию, не может быть и, к сожалению, нет. В санкционные списки попали целые отрасли экономики, и принципы гуманизма, которыми, якобы, руководствуются европейские партнёры, не дают никаких гарантий, что завтра под санкции не попадут товары и оборудование, жизненно необходимые системе здравоохранения. Речь идёт даже не о лекарственных препаратах, но на сегодняшний день у нас сложилась почти 100-процентная зависимость отрасли от импортных жизненно необходимых медицине изделий. Это не только одноразовые шприцы и капельницы, расходы на которые измеряются миллиардами бюджетных денег, это ещё и одноразовые расходные материалы для медицинской аппаратуры, стоимость которой порой в 3 раза превышают стоимость самого аппарата. В сложных экономических и политических реалиях мы оказались полностью зависимы от иностранных производителей. Если в условиях свободной торговли теми же китайскими партнёрами восстанавливалась минимальная цена, то в условиях монопольного сбыта продукции цена на подобные материалы поднялась в несколько раз. Итого стоимость простой капельницы была 2 рубля, стала сейчас 11 рублей, и это всё мы платим с вами из бюджета. Это далеко не единственный пример. Зависимость российской медицины от импортных расходных материалов и оборудования достигает критических значений. И если производство сложных приборов требует существенных инвестиций и стратегического планирования, то производство расходных материалов вполне возможно отдать на откуп среднему бизнесу. Или организовать локальное производство подобных изделий на территории Российской Федерации иностранными партнёрами с надеждой на будущий год, в котором российское здравоохранение не просто выживет, а поднимется. Я хочу завершить свой доклад. Спасибо.
|