Депутаты фракции "СР" внесли в Госдуму законопроект, расширяющий права профсоюзов 12 ноября 2014 Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Михаил Емельянов, Андрей Руденко, Александр Бурков, Александр Агеев внесли в ГД законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части приведения норм трудового права по совершенствованию регулирования социального партнерства в соответствие с решениями Международной организации труда". В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что заработная плата граждан России примерно в шесть раз отстает от зарплаты работников Западной Европы при отставании в производительности труда в 2-2,5 раза. Доля зарплаты в ВВП вдвое ниже уровня стран ОЭСР. По оценке Правительства Российской Федерации, ВВП страны в 2011 году составит 40 трлн. руб., а фонд оплаты труда 10 трлн. руб., то есть 25%. Это означает, что в существующих законодательных условиях работник лишен возможности получать справедливое вознаграждение за свой труд, что, в свою очередь, ведет к искусственному сужению рынка сбыта. Авторы документа отмечают, что основой трудовых отношений в мире с конца XIX века являются коллективные договоры, так как именно в них определяются общие условия оплаты труда, правил внутреннего трудового распорядка, предоставления отпусков и т.д. Коллективные договоры, в свою очередь, являются результатом коллективных переговоров между работниками и работодателями. Принятые в 2001 году нормы права по коллективным договорам, однако, фактически носят запретительный характер. Правом на вступление в переговоры обладают лишь профсоюзы, объединяющие в себе не менее 50% всего персонала. Таким образом, работники, объединенные в профсоюзы, в большинстве случаев не имеют даже возможности ведения диалога с работодателем. По мнению авторов законопроекта, необходимо принять норму, в соответствии с которой право на ведение переговоров имеет любой профсоюз, действующий в организации. Также, в соответствии с рекомендациями МОТ, нужно вернуть право на переговоры всем профсоюзам сегодня им обладают лишь первичные профорганизации, входящие в региональные/межрегиональные/федеральные структуры. Далее, как отмечается в пояснительной записке, необходимо вернуть профсоюзам право на коллективный трудовой спор. В настоящее время законодательство о коллективных трудовых спорах и забастовках является запретительным и фактически не регулирующим данные отношения. Кроме того, авторы документа отмечают, что в 2009 году Конституционный суд Российской Федерации вынес решение, в соответствие с которым упрощается процедура увольнения неосвобожденных профсоюзных руководителей (то есть председателей первичных профорганизаций, не получающих из профсоюзной кассы зарплату за свою работу). В случае так называемых дисциплинарных нарушений (например, опоздания на работу, не выполнения задания) руководитель профсоюза может быть уволен на общих основаниях. На практике это привело к многочисленным злоупотреблениям. Между тем, в мае 2010 года Россией была ратифицирована Конвенция МОТ № 135 о защите права на объединение. Конвенция и рекомендации к ней предусматривают особый порядок увольнения представителей работников, то есть руководителей профсоюзов. Авторы законопроекта полагают, что в соответствии с принятыми РФ международными обязательствами необходимо принять решение о праве профсоюзов на отлагательное вето: в случае нарушения руководителем выборного профсоюзного органа производственной дисциплины работодатель должен иметь право его уволить, но лишь по решению суда. "Принятие данных предложений позволит вернуть нарушенный баланс между работниками и работодателями, вернуть диалог профсоюзов и работодателей в правовое поле и повысить реальную заработную плату в стране до уровня, соответствующего производительности труда, что, в свою очередь, обеспечит внутренний спрос для российского производства", отмечается в пояснительной записке.
|