Сергей Доронин о государственной поддержке сельского хозяйства 21 октября 2014 На пленарном заседании Госдумы 21 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Сергей Доронин: Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что наиболее заметным событием нынешнего года стали антироссийские санкции и соответственно меры, которые ввела наша страна против стран Евросоюза и Соединённых Штатов Америки. Всё деловое сообщество, инвесторы, сельхозтоваропроизводители горячо обсуждают эту проблему. И наверное не потому, что с августа месяца в Российскую Федерацию нельзя завозить фуагра или хамон по 100-200 евро за килограмм, а за пределами МКАД на эти деньги люди живут практически месяцами, а по одной простой причине: людей волнуют проблемы с продовольственным обеспечением, с продовольственной безопасностью страны, и вопрос о том, не повысятся ли в ближайшее время цены на продовольствие, и будут ли полностью обеспечены полки магазинов молочными продуктами, овощами, фруктами, мясной продукцией, рыбой. Поэтому совершенно очевидно, что наши крестьяне могут восполнить то, что завозилось из-за пределов Российской Федерации. Но столь же очевидно, что государство на сегодняшний день вновь может подставить сельхозтоваропроизводителей, как немножко подставило при вхождении в ВТО. Все мы с вами отлично знаем, что в 2012 году, когда страна вошла в ВТО, рентабельность многих сельхозтоваропроизводителей стала ниже нулевой отметки. И если бы не рывок в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК", то Россия в связи с санкциями оказалась бы в куда более тяжёлой ситуации. Предприятия с 2006 года на свой страх и риск набирали огромные кредиты и вкладывали серьёзные инвестиции в развитие сельскохозяйственной отрасли. На сегодняшний день объём кредиторской задолженности составляет около 2 триллионов рублей. Это притом, что сальдированный результат сельскохозяйственной отрасли за прошлый год составляет всего 74 миллиарда рублей. Нетрудно посчитать, что для того, чтобы рассчитаться со всеми долгами, отрасль должна вкладывать на протяжении 30 лет, то есть отдавать эти деньги банкам, у которых они брали кредиты. В результате сейчас хозяйства сидят по уши в долгах. По имеющимся оценкам Министерства сельского хозяйства, около 23 процентов сельхозпредприятий сегодня убыточные. Они не могут не только основной долг обслуживать, но и проценты по нему. Так что средства для расширения нового производства, конечно же, у сельхозпроизводителей, у сельхозпредприятий отсутствуют. Поэтому, если нам необходимо быстро нарастить производство продовольствия, а это действительно нужно, то существует только одно решение это увеличение государственной поддержки. Можно сколько угодно говорить о бюджетных ограничениях и о том, что подобное решение противоречит либеральной теории, это очень интересные рассуждения, но они носят исключительно теоретический характер, а на практике другого решения нет. Инвестиционный процесс необходимо поддержать государственными средствами. Может показаться, что я сейчас говорю банальные самоочевидные истины. К сожалению, ситуация прямо обратная, АПК не просто не стал приоритетом правительства, а, напротив, он ставится в ещё более тяжёлое положение, чем прежде. В пятницу мы с вами будем обсуждать бюджет на 2015 год и последующие годы. Я сейчас держу в руках заключение Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на этот законопроект. Фактически документ говорит о том, что по всем основным статьям государственная поддержка сельского хозяйства не только не повысится, но даже снизится, и не только в реальном, но и в номинальном выражении, то есть в рублях. В то время как наша национальная валюта, как известно, тоже серьёзно потеряла в цене. Это видно уже из первых цифр. Я напомню, что в нынешнем году ассигнования на государственную программу "Развитие сельского хозяйства" должны составить 171 миллиард рублей, а в будущем, согласно проекту бюджета 2015 года, менее 168 миллиардов. Если же смотреть на конкретные направления, то по основным из них проседание оказывается ещё более значимым. Так, по сравнению с 2014 годом бюджетные ассигнования на подпрограмму "Развитие подотрасли животноводства в 2015 году" уменьшены более чем на 5 миллиардов рублей. Мы с вами хорошо знаем, что одним из самых проблемных мест в отечественном АПК является производство молока, да и с точки зрения ответных мер на антироссийские санкции молочные продукты остаются одним из наиболее волнующих общество сегментов. Казалось бы, хоть здесь государство должно нарастить усилия, получается же ровно наоборот: субсидии на 1 литр реализованного или отгруженного на переработку молока сокращены почти на 7 миллиардов рублей. Не повезло не только животноводству, бюджетные ассигнования на подпрограмму "Развитие подотрасли растениеводства в 2015 году" в сравнении с нынешними также уменьшены на 3,5 миллиарда рублей. Я не буду дальше утомлять вас цифрами, хочу только зачитать вывод сформулированный в заключении нашего аграрного комитета: "В последнее время в АПК из-за низкой доходности предприятий, высокой закредитованности отрасли и низкой инвестиционной привлекательности сложилась ситуация, которая не позволит даже при существующем уровне поддержки 171 миллиард рублей выполнить в 2014 году в полном объёме индикаторы, заложенные в государственной программе. В частности, такие как: производство молока, производство скота и птицы на убой, поголовье крупного рогатого скота, объём реализации производителями сельскохозяйственной техники, новой техники с сельскохозяйственным товаропроизводителем". Исходя из этого, депутаты комитета считают, что принятие федерального бюджета с планируемым уровнем финансирования госпрограммы на 2015 год в размере 167,8 миллиарда рублей не позволит достичь цели и индикаторы, заложенные в госпрограмме, и может привести к снижению объёмов производства по отдельным видам сельхозпродукции. Я хочу подчеркнуть этот вывод. С высоких трибун нам бодро докладывают, как скоро у нас всё будет цвести и колоситься, но на практике при нынешних финансовых планах мы можем столкнуться не с увеличением, а со снижением производства продуктов питания. Таков вывод Комитета по аграрным вопросом. Говорить же о решении задач импортозамещения здесь и вовсе не приходится. Без увеличения государственной поддержки оно может произойти только одним способом путём резкого увеличения цен и роста инфляции. Я считаю, что перекладывать на людей такой груз правительство не вправе. Между тем, решение существует. Более того, оно даже официально оформлено. Минсельхоз России недавно внёс на рассмотрение проект постановления правительства "О внесении изменений в государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". Там имеются необходимые расчёты для реализации мероприятий, направленных на ускоренное импортозамещение. Предлагается выделить в 2015 году дополнительно 77,5 миллиарда рублей. Кроме того, нужно решить вопрос со сроками уже выданных кредитов. Их необходимо продлить вместе с субсидированием, тогда хозяйствам не придётся отдавать банкам последние копейки и они получат возможность инвестировать. Конечно, сейчас вновь зазвучат возражения против увеличения господдержки. Но если учесть, что речь идёт об обеспечении людей самым необходимым, то есть продуктами питания, если учесть, что мы тем самым стимулируем рост отечественной экономики, что увеличение выпуска будет сдерживать инфляцию, а значит стоимость заимствования для абсолютно всех предприятий, если всё это учесть, то нужно признать, что такие ассигнования сегодня необходимы. Правительство много лет говорило, что сельское хозяйство является для него приоритетным. Настал момент истины. И необходимо эти вопросы в срочном порядке решать. Спасибо.
|