Депутаты от СР задали вопросы министру экономического развития Алексею Улюкаеву 08 октября 2014 В Государственной Думе в ходе "правительственного часа" выступил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Вопросы министру задали Михаил Брячак, Федот Тумусов, Андрей Крутов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Зубов. Михаил Брячак: Уважаемый Алексей Валентинович! Учёными Российской академии наук и экспертами рассчитана цифра потерь от недополученных платежей и пошлин во внешнеэкономической деятельности в объёме около 2 трлн рублей. После обращения к Председателю Правительства по данному вопросу с предложением выработать критерии по определению объёмов серого импорта, то есть контрабанды, ваше министерство, по поручению Председателя Правительства, разбиралось в данном вопросе и выработало предложения, кстати сказать, очень профессионально и грамотно, за это вам большое спасибо. В частности, признавая наличие проблемы, вами предлагается создание рабочей группы высокого уровня в Государственной Думе для этой работы. Возможно ли, Алексей Валентинович, взаимодействие данной рабочей группы с подразделениями Министерства экономического развития, располагающими методиками и технологиями расчётов по определению объёмов серого импорта, экспорта в данной работе? И это позволит нам сокращать эти потери, если мы подтвердим сам факт этих потерь. Возможно ли взаимодействие с вашими подразделениями в этом вопросе? Алексей Улюкаев: Спасибо. Уверен, что такое взаимодействие не только возможно, но и необходимо, мы действительно обладаем хорошими компетенциями, наши соответствующие департаменты, которые занимаются регулированием таможенным и тарифным и нетарифным регулированием, располагают компетенциями, но тем не менее взаимодействие будет очень полезным, потому что оно вполне может вылиться в изменение нормативной правовой базы, которая позволит решить эти вопросы. Хочу сказать, что "дорожная карта" по развитию таможенного администрирования даёт ответы на некоторые из этих вопросов, в частности, в части электронного документооборота, в части упрощения процедур, в части внедрения рискоориентированных проверок, ориентированных на профиль риска по нарушению таможенного законодательства, и так далее. Но этого, конечно, недостаточно. Действительно, администрирование ещё не вполне качественное, зазоры велики. Эта совместная работа по выявлению этих зазоров и обеспечению методологии их закрытия будет полезна. Спасибо. Федот Тумусов: Уважаемый Алексей Валентинович! Всё-таки Российская Федерация это северная цивилизация. Это великий либерал Гайдар придумал доктрину выселения людей с северов, а другой либерал-демократ предложил всех северян переселить к берегам Северного Ледовитого океана. А наше родное Правительство годами не решает проблемы экономики северных регионов. Вот, например, проблема перекрестного субсидирования в электроэнергетике страдает бизнес, проблема внутрирегиональных перевозок, субсидирования билеты на перелёты внутри регионов стоят сегодня в несколько раз дороже, чем в Москве. Правительство не строит мост через Лену. И последний вот такой подарок это группа консолидированных налогоплательщиков. В результате региональные и муниципальные бюджеты теряют. Как Правительство собирается решать в связи с этим проблемы выпадающих доходов региональных и муниципальных бюджетов, в частности, в Якутии и в городе Нерюнгри? Спасибо. Алексей Улюкаев: Спасибо. Вы назвали очень много серьёзных вопросов. И на часть из них нам придётся отвечать более предметно, поскольку функции по развитию арктических регионов переданы Министерству экономического развития. Но скажу сейчас несколько слов. Перекрёстное субсидирование. Безусловно, и нынешняя тарифная политика направлена на сокращение перекрёстного субсидирования, особенно в плане отмены так называемой "последней мили". Для этого предусмотрены соответствующие средства, в том числе для поддержки тех субъектов Федерации, потребители которых здесь оказываются в проигрышном положении. Что касается билетов внутрирегиональных перевозок, вы знаете, есть несколько программ субсидирования, которые развивает Минтранс, они не очень большие по объёму, дают неплохие результаты, и должны, конечно же, внедряться в большем объёме. Что касается консолидированных групп налогоплательщиков это известная тема, эта тема, которая была поставлена по просьбам субъектов Федерации, по просьбам регионов. И, прежде всего, она, как вы знаете, была связана с тем, что концентрация доходов, что там говорить, в Москве в основном, по месту нахождения офисов основных наших компаний. Принято решение о том, что распределяться должны соответствующие доходы по процентным активам и по процентному числу занятых на производственных предприятиях этих компаний. Оно в целом-то ведь разумное, но, конечно, привело к тому, что у одних возникли дополнительные доходы, у других потери. Число выигравших регионов больше. Но потери, да, действительно, есть десять регионов, которые имеют чувствительные потери, и три или четыре, в том числе и Якутия, имеют очень чувствительные потери. Значит, это предмет, ещё раз, действительно работы правительства. Мы, наверное, через систему межбюджетных трансфертов должны в большей мере учитывать это обстоятельство. Андрей Крутов: Уважаемый Алексей Валентинович, количество рабочих мест в сфере малого предпринимательства за последние четыре года сократилось как минимум на 30 процентов, без работы остались сотни тысяч, если не миллионы людей, при этом трудоустроить их в других секторах экономики в полном объёме вряд ли получится. Всё это стало следствием двух-, трёхкратного роста фискальной нагрузки на этот сектор и значительного ограничения свободы предпринимательства. Все наши законопроекты, направленные на экстренное спасение этого сектора экономики, включая двухлетние налоговые каникулы, получили отрицательные заключения правительства. Складывается впечатление, что лишившихся работы людей намеренно подталкивают к массовым протестам. Как вы считаете, массовое сокращение рабочих мест в сфере малого бизнеса это пример непрофессиональной работы финансово-экономического блока Правительства или намеренная дестабилизация? Алексей Улюкаев: Понятно, что я никак не могу согласиться, что кто-то намеренно угнетает малое предпринимательство и выталкивает людей на улицы. Действительно, работа по поддержке, может быть, не вполне эффективна. И вот прошлогодний наш опыт, когда такое, как бы сказать, не слишком продуманное решение об увеличении нагрузки страховых платежей на индивидуальных предпринимателей, привело к тому, что там 500 тысяч их сократилось в легальной сети, конечно, пример того, как мы неэффективно работаем. К счастью, удалось развернуть эту ситуацию в противоположном направлении. И то, что мы делаем сейчас, и вот о чём я рассказывал, в области финансовой поддержки малого бизнеса и в области создания специальных режимов в области государственных закупок, когда до 15 процентов всех закупок государственных компаний и бюджетов должны быть направлены на закупки товаров и услуг у малого и среднего предпринимательства, работают в этом же направлении. Что касается налоговых новаций, я согласен, мы поддерживали идею установления соответствующих налоговых каникул на два года при создании новых малых и средних предприятий, индивидуальных предприятий, были некоторые другие новации. В частности, есть предложение о том, что предприятия без образования юридического лица могли бы работать по патентной системе, приобретая патент на сравнительно короткое время, от месяца и больше. Достаточно гибко маневрировать можно было бы здесь рабочей силой, обеспечивать мобильность рабочей силы, что, собственно говоря, нам и требуется. Но, к сожалению, в дискуссии с теми нашими коллегами, которые призваны отстаивать интересы оптимизации бюджетных расходов, мы не всегда добиваемся успеха. Валерий Зубов: - Уважаемый Иван Иванович (первый заместитель Председателя ГД И.И. Мельников – Прим. ред.), члены Правительства, коллеги! Несоответствие проводимой экономической политики задачам, которые стоят перед страной, было очевидным задолго до событий последних месяцев, которые ассоциируются с внешними санкциями. О кризисе сложившейся экономической модели свидетельствует множество индикаторов. Валовый национальный продукт. 1999 года. Прирост 6,4. 2000 год 10. 2013 год 1,3. 2014 год близко к нулю. Национальные предприятия по существу не генерируют новых продуктов, новых технологий, тем более отраслей. Идёт обесценение производственных активов, о чём свидетельствует фактически не растущий со времён финансового кризиса отечественный фондовый рынок. Но главное ускоряющаяся миграция активной молодёжи, потенциальных предпринимателей. С 2011 года по 2013 год количество выехавших за рубеж увеличилось в пять раз. В стране построен неэффективный госкапитализм. Его неэффективность обусловлена доминированием госсектора и подавлением монополиями и бюрократией частной предпринимательской инициативы. Тарифы на услуги естественных монополий госкомпаний завышают издержки частного бизнеса. Завышает издержки и правоприменительная практика, отсутствие конкуренции на всех видах производственных рынков, завышенные расходы в секторе государственного управления по сравнению с производственным, а тем более частным предпринимательским. Особое отрицательное влияние оказывает искусственно сформированная суррогатная инвестиционная система. Система избирательного перекачивания с помощью бюджета налогов рентабельных предприятий в убыточные бизнесы. Прямое бюджетное датирование произвольно избранных любимчиков. Докапитализация ВЭБа и госбанков, кредитующих нерентабельные проекты, не эффективно использующие аккумулируемые налоги в Фонд национального благосостояния и другие спецфонды, и фонд промышленности, агентства и особые структуры. Перецентрализации финансовых ресурсов практически исключили регионы из активной экономической жизни. Региональные бюджеты зависят от налогов на эффективность, налог на прибыль, в то время, как на федеральном уровне основные налоги от затрат: НДС, НДПИ. Но все основные рычаги влияния на эффективность законодательную и финансовую в центре высокопрофицитный консолидированный федеральный бюджет, если учитывать Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, подталкивают к нерациональному использованию национальных ресурсов. А высокодефицитные региональные бюджеты всего лишь источник приглушения социальных проблем. Наши предложения. Первое. Сменить экономический градусник. Не валовый внутренний продукт сегодня определяет качество тренда экономического развития, конкурентоспособность российской экономики, а новые растущие бизнесы, производящие новые продукты с помощью новых технологий, и соответственно объём получаемых налогов с этих новых предприятий. Стимулируя частный бизнес, они накачивают деньгами госкомпании. В сложившейся ситуации это вообще единственный шанс удерживать экономику на плаву. Во-вторых, санкции. В третьих, современные отрасли создаются частным бизнесом. Частный бизнес модернизирует и традиционные государевы секторы, например, космос. Хотя и в ограниченных размерах, но импортозамещение возможно только при опоре на частный бизнес. Следует пойти на приватизацию, включая госкорпорации, а, может быть, и начать с них, руководствуясь не уровнем разового дохода, а последующими налогами и повышенной эффективностью. Сократить суррогатную инвестиционную систему. Остановить использование средств Фонда национального благосостояния под нерентабельные проекты, из всех перечисленных здесь министром, все нерентабельные были. Вернуть в экономику накопительную часть пенсионной системы. Максимально декриминализировать статьи, касающиеся предпринимательской деятельности. Перераспределить бюджетные ресурсы в сторону регионов, хотя бы 50 на 50, как было в начале 2000-х. Уйти от плоской шкалы налогообложения, которая себя не оправдала, посчитайте. Ввести закон о госрегулировании тарифов на услуги естественных монополий. Прошедший год показал, что без закона у Правительства явно не получается сдерживать затратную экспансию монополий. К сожалению, пока все сигналы только на усиление государственного вмешательства в экономику: средства Фонда национального благосостояния, идея государственной перестраховочной компании, проектное финансирование. В конечном счёте вопрос стоит так: либо всеми силами защищать крепость устаревшие модели управления, либо всё-таки прикладывать усилия для построения современной рыночной экономики с честными открытыми правилами конкуренции, максимально нацеленной на постоянно растущую эффективность на базе диверсификации в производственной структуре с целью новой индустриализации страны. Спасибо.
|