ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Политическая близорукость или областной сепаратизм?

03 сентября 2014

На 8 сентября в столице Восточной Сибири назначен большой митинг протеста против действий региональной власти, блокирующей, по мнению организаторов акции, нормальное, цивилизованное течение избирательной кампании. Уже 6 кандидатов в депутаты Думы Иркутска, представляющих СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ, сняты с предвыборной гонки. Их сначала зарегистрировали, а потом отказали в регистрации при весьма странных обстоятельствах. Представители партии, которая волею судеб стала на нынешних выборах основным конкурентом "Единой России" в столице Приангарья, убеждены, что отказ в регистрации, а точнее, её лишение, происходит по заранее продуманному сценарию.

Несправедливый судный день

Лишают регистрации не новичков-неумех, слабо понимающих, куда и зачем они идут, и не политических студентов-первогодков. Речь идёт, например, о действующем депутате городской Думы Ольге Жаковой, о директоре крупной управляющей компании "Альтернатива" Анатолии Хлебникове, о генеральном директоре строительной компании "СПМК-7" Александре Ерохине, о президенте Благотворительного Фонда Красноштанова Евгении Молчанове, директоре регионального филиала некоммерческого партнёрства "Балтийский строительный комплекс" Александре Друзенко и других. Все они не только давно доказали, что неплохо представляют себе логику самых серьезных процессов и способны обеспечить надлежащее оформление собственного выдвижения в депутаты, но и... Все они, как свидетельствуют предварительные опросы избирателей, имеют реальные шансы получить места в городской Думе. Более того, большинство из них фавориты предвыборной гонки на своих избирательных округах.

Быть может, поэтому на пресс-конференции, посвященном очередному снятию с выборов кандидата от СР секретарь бюро совета регионального отделения этой партии Лариса Егорова сформулировала проблему довольно жёстко:

– Это настоящий политический геноцид! Иркутская область ещё не видела такой масштабной и циничной кампании по снятию с выборов кандидатов в депутаты и вообще претендентов на мандаты в те или иные органы власти. Причем претендентов от парламентской, прошу заметить, партии!

Формально об использовании административного ресурса против эсеров не скажешь. Регистрации кандидатов лишают суды, и повод кажется вполне естественным – нормы регионального законодательства. Но это как раз и даёт возможность эсерам говорить о том, что снятие по существу подстроено, потому что законодательство Иркутской области о выборах сегодня не соответствует законодательству федеральному.

Дело в том, что 4 июня нынешнего года в федеральный закон о выборах был внесён ряд изменений, уточняющих процедуру выдвижения кандидатов. В частности, по новым правилам кандидат подаёт заявление об участии в выборах только в избирательную комиссию муниципального образования, не дублируя его в окружные комиссии. Этими нормами и руководствовались кандидаты от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. И – за это (и за другие подобные "нарушения") их сняли. Потому что раньше кандидат должен был уведомлять еще и вышестоящую комиссию, и эта, ранешняя, норма осталась в соответствующем законе Иркутской области.

Странные особенности регионального законодательства

Почему же региональный законодатель не внес перед выборами федеральные поправки в своё законодательство? Что мешало?

– Ничто не мешало и не могло помешать депутатам Законодательного собрания Иркутской области принять поправки! – утверждает Лариса Егорова. – О том, что такие поправки будут внесены, наши депутаты знали еще до решения Государственной Думы. Временной "разбег" был. Последнее заседание регионального парламента состоялось в конце июня, и у депутатов, по сути, был почти месяц на то, чтобы оформить всё, как надо. Но, скорее всего, уже тогда кто-то решил создать правовую "дырку" в качестве инструмента для "разборок" с неугодными политиками.

С этой версией в Иркутске согласны многие эксперты. Депутаты главной партии власти составляют основу Законодательного собрания области и могли действовать в рамках коллективного сговора. А подтверждает всё это тот факт, что документы каждого из представителей "Единой России", выдвинутых кандидатами в депутаты городской Думы, были оформлены именно с учетом старых избирательных норм, согласно регионального, а не федерального законодательства. И ведь суды по удивительному стечению обстоятельств предпочли ориентироваться на то законодательство, которое стало основой для единороссов.

Теоретически можно, конечно, списать правовую упёртость иркутских судов на некий региональный сепаратизм, приверженность к которому у иркутян просто историческая. Здесь регулярно вспоминают областников Григория Потанина и Николая Ядринцева с идеей отделения Сибири от России и вспоминают, как правило, добрым словом: в СМИ постоянно появляются материалы о том, что их идеи нужно развивать.

– Это, безусловно, можно назвать правовым сепаратизмом, – соглашается член областной избирательной комиссии Иркутской области Павел Деранжулин. – Приоритетность федерального законодательства очевидна. И если судья выносит решение, предпочитая федеральной региональную норму, то как прикажете определить систему его взглядов? Я бы назвал ее именно сепаратистской.

Приоритетность федерального законодательства о выборах очевидна и для Центральной избирательной комиссии РФ. Заместитель председателя ЦИК Леонид Ивлев на днях подтвердил справедливость позиции СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, отправив письмо со ссылкой на Федеральный закон о основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Вот выдержка из письма: "В соответствие с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона случае если закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной правовой нормативный документ о выборах и (или) референдуме противоречат Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона". И это письмо вроде бы ставит точку.

Но будет ли точка?

Кто дёргает за ниточки

Ряд наблюдателей подчеркивают, что дело все-таки не только или не столько в сепаратизме как таковом. Уж больно как-то дружно у судов и партии "Единая Россия" всё получилось. Дружно и очень согласованно – как будто кто-то дал своеобразную отмашку. Согласованность такую могла обеспечить только очень влиятельная личность. Например, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко или, на худой конец, его первый заместитель Николай Слободчиков.

Первому из этих руководящих персон приписывают откровенную личную неприязнь к нескольким кандидатам, выдвинутым от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. У самого губернатора довольно обширные бизнес-интересы внутри региона, и ряд коллег-бизнесменов составляет ему прямую конкуренцию. По этой причине их протеже в Думе главного города региона представляются Ерощенко крайне неуместными.

Вдобавок к этому первое должностное лицо Приангарья, судя по всему, крайне раздражен тем, что в местных элитах постоянно обсуждают возможность его снятия с должности: успехов в управлении областью никто в упор не замечает, а вот раздражение от массированных пиар-атак по поводу как бы грандиозности этих успехов у иркутян растёт. И всё чаще в основных административных зданиях исполнительной и законодательной власти (да и вне этих зданий) называют кандидатуры вероятных "преемников". Те, кто с ними поддерживает контакт, тоже отнесены к разряду неправильных кандидатов в депутаты.

Говорят даже, что Сергей Ерощенко лично просил депутата Государственной Думы Ивана Грачёва, возглавляющего региональное отделение партии в Иркутской области, убрать всех этих кандидатов из списка СР на выборах, чтобы те вынуждены были собирать подписи при выдвижении. По подписям, как показывает практика, куда легче вообще снять кандидата с выборов. Грачёв отказался, и тогда Ерощенко якобы объявил ему и партии политическую (и, видимо, административную) войну. Война эта получила дополнительное развитие тогда, когда тот же Грачёв и еще один иркутский депутат Государственной думы и тоже эсер Андрей Крутов, ничтоже сумняшеся, подписали в числе нескольких своих коллег письмо в Следственный комитет РФ с просьбой провести проверку и выявить виновных в затягивании сроков ввода Ледового дворца в Иркутске. Заметим, что это спортивное сооружение строится с 2000 года, на него израсходованы сотни миллионов рублей, а воз, точнее, дворец и ныне там – не введен в эксплуатацию.

– А что тут такого уж обидного для губернатора? – возмутился на пресс-конференции Иван Грачёв. – Мы, депутаты, постоянно делаем подобные запросы в различные инстанции, это наша работа. Но до сих пор никто из первых лиц в регионах не выказывал обиды или острого непонимания. Есть проблема, вот пусть соответствующие органы и разберутся. И только в Иркутске нам за это грозят политической войной...

Заму иркутского губернатора – Слободчикову – по-видимому, отдано на откуп создание инструментов для ведения войны. Среди таковых региональное отделение "Коммунистической партии социальной справедливости" (КПСС), которая считается спойлером КПРФ и в прошлом году на выборах в тот самый региональный парламент отняла у базовой коммунистической партии сразу несколько процентов. Сейчас как раз КПСС стала главным действующим лицом, подавая иски о снятии кандидатов от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. И то, что она инструмент и не более того, понятно при элементарном изучении списков её собственных кандидатов.

Студенты и безработные атакуют!

Подавляющие большинство "справедливых коммунистов", баллотирующихся в иркутскую Думу, пенсионеры, безработные и студенты. Самому пожилому представителю КПСС в этом списке – Зое Викторовне Турченко, например, скоро исполнится 83 года, а самому юному кандидату – Марии Синютиной 18 лет исполнилось лишь два месяца назад. Казалось бы, куда этим гражданам в силу возраста всерьез заниматься столь сложным действом, как политическая борьба? А нет, похоже, ничего.

В компании с ними еще несколько граждан преклонного возраста и полтора десятка 19 – и 20-летних граждан. Причем все они сумели так здорово подготовить документы на выдвижение, что выдвиженцев не просто зарегистрировали на выборах, но и не собираются снимать. Как будто не за что. Да и зачем снимать, если на округах их никто из политических конкурентов и, скорее всего, избирателей не видел и вряд ли увидит? Они – чаще всего лишь фантомы, время от времени материализующиеся в копии паспортов для подачи того или иного иска против противников "Единой России".

При этом студенты из КПСС хотя бы живут в Иркутске, а вот другая группа выдвиженцев от этой партии вряд ли вовсе навещает областной центр. Потому что кандидат Анна Базелюк, временно не работающая, прописана и живёт, по данным самой же избирательной комиссии, в Бодайбо, а город этот находится далеко на севере Иркутской области. Железнодорожного сообщения с ним нет, а летает туда только самолёт, да и то два-три раза в неделю. Трудно, трудно будет Анне Валерьевне в таких условиях навещать своих избирателей в округе №13, находящемся в Иркутске.

И Дмитрию Косыгину трудно, потому что он живёт еще дальше – в городе Усть-Куте. А Марии Хитуевой, Екатерине Максимовой и Ксении Селезневой – полегче, потому что они живут соответственно в поселке Усть-Ордынском, городах Усолье-Сибирском и Ангарске, а эти населенные пункты находятся все-таки ближе к областному центру, но... Знают ли вообще эти и другие иногородние граждане, что они куда-то там выдвигаются? А то ведь возникают большие сомнения...

Отмена результатов выборов реальна

Зато очевидно иное: добиваясь выстраивания политических сил "по ранжиру", определенному главой региона, те, кто организовал такую избирательную кампанию, организовали не политическое спокойствие, а политический бунт.

Узнав о снятии своего кандидата, жители микрорайона Первомайский провели, например, одиночные пикеты у здания Свердловского суда и перед правительством Иркутской области. На 8 сентября назначен общегородской митинг, и желание участвовать в нем уже, кроме эсеров, высказали представители нескольких политических сил, в том числе таких, которые считались принципиальными конкурентами друг для друга: КПРФ и партия "Патриоты России". К ним наверняка присоединятся другие.

– К этим выборам у нас подобралась серьёзная профессиональная команда, способная отстаивать альтернативные, отличные от тех, что есть у "Единой России", идеи развития города в парламенте Иркутска, – подвёл итоги пресс-конференции Иван Грачёв. И добавил:

– Мы не хотим войны. Но нам не оставляют выбора.

В этих условиях как-то сами собой приходят на ум слова нашего президента на старте выборной кампании 2014 г. В.В. Путин, помнится, призвал представителей исполнительной власти регионов исключить применение административного ресурса, причем, прежде всего – как раз на местных выборах. Это и понятно: момент сейчас такой, когда российское общество особенно нуждается в единстве и взаимопонимании. А тут...

Что бы это ни было: политический заказ или просто местечковый сепаратизм, – в любом случае то, что совершают манипуляторы выборов в Иркутской области, можно расценивать как своеобразный "приветик" федеральной власти. И приветик, надо признать, очень неслабый. Резонансный, по крайней мере.

Источник: Полит.ру

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024