Валерий Зубов: изменение экономической политики в России должно начинаться с корректировки бюджета 17 июня 2014 17 июня на пленарном заседании Государственной Думы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Зубов: – Уважаемые коллеги! Состояние российской экономики, к сожалению, наглядно демонстрирует, что посткризисная попытка продолжать действовать в соответствии с докризисной моделью себя не оправдала. Антикризисная программа была ошибочной. Вместо поощрения новых бизнесов была сделана попытка законсервировать уже устаревшую организационно-¬технологическую структуру. После серьёзных кризисов мир никогда не развивался по предшествующей траектории. Необходимо серьёзное изменение экономической политики, и начаться это изменение должно с корректировки формы основного нашего управленческого регулятора, которым является бюджет. Будет странно, если вся дискуссия снова сведётся к бюджетному правилу и нескольким десяткам перераспределенных миллиардов. Исходным моментом для корректировки всей конструкции бюджета под углом более эффективного использования национальных ресурсов является точное разделение общественных и индивидуальных средств. Разговор следует вести, разумеется, об общественной составляющей, к которой частные структуры успешно протопали свои самостоятельные подходы с помощью прямых дотаций. Определить объём средств, которые перераспределяются от доходных бизнесов устойчивых налогоплательщиков в сторону убыточных, это, кстати, и есть главная причина падающего экономического роста. Бюджет должен рассматриваться как национально консолидированный. Теоретически мы – федеративное государство, но финансово – это абсолютно не так. Те решения, которые принимаются при формировании федеральной части, то есть нами здесь, в Парламенте, определяют полностью финансовые потоки на всех уровнях. Предлагаются конкретные направления совершенствования распределения бюджета на 2015, 2016, 2017 годы. Первое – прогноз. Нас должны интересовать не столько общепринятые цифры валового национального продукта, цены на нефть, сколько ситуационный анализ возможного развития событий, в первую очередь, на углеводородном рынке, на рынке высоких технологий, региональных рынках труда. Успокоиться относительно неизбежного экономического роста. Спад будет довольно длительным, и это как раз повод сделать упор на качественные изменения, о необходимости которых разговоры ведутся, как минимум, 15 лет. Второе. Консолидированный бюджет – это федеральный, региональный и местный, включая Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, плюс социальные бюджеты, включая региональные. Необходимы ясные предложения по ликвидации региональных дефицитов. Абсолютно очевидно, что без принятия решений на федеральном уровне нарастающий дефицитный поток на уровне регионов не остановить. Дело не в том, чтобы разово закрыть дыру в 125 или в 150 миллиардов рублей, необходимо остановить постоянно нарастающий поток обязательств, отвечать по которым регионы просто не в состоянии. С января 2010 года по январь 2014 года государственный долг в субъектах Федерации увеличился в два раза, причём основное увеличение пришлось на 2013 год. Более половины регионов уже имеют отношение долга к доходам свыше 50%, у семи регионов – уже более 100. Банковские кредиты удвоились за два последних года и составляют более 140% всей задолженности. Нельзя рассматривать федеральный бюджет без определения механизма ликвидации региональной задолженности. Правительство должно прокомментировать расчёты представленные Министерством экономического развития о том, что для выполнения известных указов Президента необходимо в 2015-2017 годах иметь прирост общественного продукта 8-10%, для чего потребуется ежегодный прирост инвестиций в 30%. Такой экономики в обозримом будущем не предвидится. Настало время децентрализации финансовых ресурсов. Естественно, финансирование инвестпроектов из Фонда национального благосостояния должно стать частью бюджетного процесса, публично обсуждаемого и закрепляемого в Парламенте страны. Третье. Учёт в бюджете всех государственных доходов, включая дивиденды и расходы, предполагаемые убытки госпредприятий. Четвёртое. Уточнить перечень коммерческих предприятий, получающих бюджетные дотации и их целесообразность, обоснование выделения общественных средств на частные проекты, и способ фиксации общественной собственности в этих проектах. В последних бюджетах такие позиции занимали десятки страниц. Здесь обширное поле деятельности для профильных комитетов. Повторюсь, всё возрастающее перераспределение с помощью бюджета средств от рентабельных налогоплательщиков в убыточные производства – это и есть главная причина падающего экономического роста. Пятое – иностранная помощь. Обоснование целей и оценка эффективности. Упор должен быть сделан на той помощи, которую оказываем мы. Но что мы с этого имеем? Хотелось бы знать. Необходимо стать большими финансовыми националистами. Шестое – парламентский контроль недостаточное, но необходимое условие эффективности использования бюджетных средств. Но всё начинается с полноценного парламентского контроля за каждой общественной копейкой. Следует с полной серьёзностью отнестись к напоминанию, сделанному с этой трибуны председателем бюджетного комитета о той исторической и функциональной роли всех парламентов. Это контроль за использованием исполнительной властью общественных средств. Госкорпорации должны быть подведены под контроль Счётной палаты, как основные получатели бюджетных средств. Седьмое. Анализ всех предоставленных льгот. На сегодня льготы для ряда наших углеводородных предприятий – это прямая дотация зарубежных экономик или повышенные дивиденды для иностранных инвесторов. Кстати, этим путём начал двигаться "Росатом" и "РусГидро". Заглядывать в будущее непросто. Имеется масса примеров убедительных теорий, которые не находят никакого отзыва на практике, но попытка держаться одних и тех же представлений в переломные моменты истории – самая большая ошибка. Мир всё-таки входит в новую промышленную революцию, очень важно не оказаться на обочине этого тренда, какими бы ни были сложными обстоятельства внутренние или внешние. Ключевые и изначальные условия для этого – контроль за эффективным использованием национальных финансовых средств. Пока считайте, это частное предложение, Парламенту на некоторое время отложить обсуждение всех вопросов, кроме тех, которые имеют отношение к тому, как изменить, переломить экономический тренд нашей экономики. Надо сконцентрироваться, проинвентаризировать, проанализировать, переспорить все возможные варианты, но просто пассивно наблюдать, как сначала замедляются, а потом падают темпы экономического роста, это для законодателей преступно. Если мы сумеем изменить тренд экономического развития с нулевого, негативного на позитивный, нам под силу будет решить любые внутренние, внешние, скользкие, любые задачи. Сильная экономика всегда вывозит страну по всем направлениям. Если же нам не удастся решить проблему изменения экономического роста в сторону позитивного движения, на нас и слева, и справа, и сверху, и сбоку будут валиться проблемы, от которых нам придётся уворачиваться. Ведь ресурсов для решения этих задач у нас не будет. Всё-таки марксисты были правы в том, что экономика определяет наше бытие. Давайте больше думать, спорить и принимать решения, касающиеся экономики. Спасибо.
|