Выступление Николая Левичева по докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2013 год 11 июня 2014 Государственная Дума РФ 11 июня заслушала доклад Э.А. Памфиловой о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2013 г. С докладом от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев: – Уважаемый Сергей Евгеньевич (Прим. – Нарышкин С.Е., Председатель Государственной Думы), уважаемые коллеги! Мне кажется, что представление отчета о деятельности Уполномоченного по правам человека в прошлом году Владимира Петровича Лукина Эллой Александровной Памфиловой – это лучший знак того, что институт Уполномоченного по правам человека развивается. И эпиграф, который Владимир Петрович к своему докладу сделал, – "Еще одно, последнее сказанье..." это не более чем его личная ностальгическая нота. Образно говоря, дирижер сменился, но оркестр, мы надеемся, находится в профессиональной форме. В целом отчет о деятельности конструктивен, детален, приведены результаты, достигнутые за прошлый год, письма, жалобы, отписки различных ведомств, цифры, проценты, конкретные факты и случаи. Все темы и проблемы, наверное, невозможно прокомментировать. Да и коллеги о многом сегодня сказали. Конечно, приходится согласиться с Владимиром Петровичем, что механизм пока еще работает со скрипом. Но мне представляется, что за всеми подробностями, частностями повседневной, но очень важной для общества в целом рутинной работы, нельзя терять высокую линию горизонта, философию прав человека, которая исторически сложилась под влиянием западной интеллектуальной традиции. Надо признать, что последние два десятилетия с момента основания института прав человека, именно этой стороной дела мы практически не занимались. Наша интеллектуальная элита не разрабатывала идеологию прав человека на основе российских исторических и культурных традиций. Между тем идеология прав человека в ее евроатлантической интерпретации стала основой агрессивной экспансии нового мирового порядка. Именно риторика прав человека является инструментом морального оправдания цветных революций. Экспансионистский потенциал так называемых универсальных прав человека оказался высокотехнологичным. Еще никогда в истории человечества не было такого добропорядочного в кавычках повода вмешиваться в дела других стран. Раньше боролись за жизненное пространство для господствующих рас, а сегодня насильственно диктуют права человека универсальные для всех стран и народов. Но в особенности там, где сосредоточены экономические интересы стран, претендующих на мировое господство. И при этом предотвращение настоящей гуманитарной катастрофы идет, куда с меньшим энтузиазмом. Нынче права человека – это своеобразный международный политический дресс-код, особенно у тех политиков и чиновников, которые сориентированы на западную бюрократическую культуру. И ссылка на права человека сегодня – это беспроигрышный политический аргумент, на который принято ссылаться по поводу и без повода. Это подтвердили выборы в Европарламент. Наша страна, наша власть пока не способна сформулировать свои претензии к так называемым партнерам на Западе на языке прав человека. И как итог – наша вялая и безынициативная самооборона. Сегодняшнее понимание прав человека в мире основано на Всеобщей декларации прав человека и производных от нее международных конвенций. У всех людей во всем мире должен быть одинаковый набор прав, однако евроатлантическое понимание прав переживает глубочайший кризис. И мы каждый день видим в стенах ООН, ПАСЕ и т.д. двойные стандарты, саботаж, словоблудие и, я бы сказал, политику невинных глаз и сладких причмокиваний. А после Майдана и Одессы, карательной операции в Новороссии слова свободы и права человека в устах западных политиков звучат почти неприлично, почти издевательски. А европейские ценности насаждаются, по сути, огнем и мечом. Любой дипломатический спор на мировой политической арене с участием России заканчивается очередным заявлением, что это страна, в которой нет свободы, права человека нарушаются всюду и всегда в массовом масштабе и в циничной форме. События на Украине показали, что права человека плавно перетекают из антитоталитарного пафоса в пафос антироссийский, и они превратились в глобальный отвлекающий маневр. Ими оформляют различные интересы чуждые как народам Украины и России, так, в какой-то степени, объединенной Европе. И философию свободы, прав человека в международном дискурсе мы не должны отдавать на откуп другим. Недопустимо, чтобы отдельные политические силы приватизировали право вещать от имени универсальных прав и свобод. Надо не молчать, а говорить во всеуслышание, что в русской исторической традиции понятие свободы является центральным, ключевым и основанным на представлениях о справедливости, справедливом мироустройстве. И мы должны разрабатывать свою национальную версию универсальной парадигмы свобод и прав человека.
|