Виктор Шудегов о трудовых пенсиях в районах с тяжелыми климатическими условиями 14 мая 2014 14 мая Государственная Дума отклонила законодательную инициативу СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – проект федерального закона № 96882-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об установлении трудовых пенсий для лиц, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями). Законопроект представил один из его авторов Виктор Шудегов: – Уважаемые коллеги, как вы знаете, еще полвека назад указом Президиума Верховного Совета СССР в нашей стране, в то время СССР, были введены так называемые районные коэффициенты к заработной плате. Под действие этого постановления попали 24 субъекта СССР, и они подразделялись на районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы с тяжелыми климатическими условиями, коэффициенты были разные, от 100 до 300% в районах Крайнего Севера, и 10-50% – это в регионах с тяжелыми климатическими условиями. В 2011 году, когда шла выборная кампания, жители Удмуртии обратились ко мне с просьбой разработать законопроект, который бы восстанавливал те коэффициенты, которые были в свое время у нас и работали не только по отношению к заработной плате, но и к пенсиям. Данный законопроект как раз позволяет восстановить то, что уже было действующим в нашем законодательстве до вступления в силу 122 федерального закона о монетизации льгот. Коллеги, ведь они были введены в Советском Союзе неслучайно. В первую очередь, они позволяли привлекать в эти тяжелые регионы с климатическими условиями трудящихся для работы. Более того, хочу отметить, что я, будучи студентом, аспирантом, непосредственно сталкивался с этим, когда в летний период мы выезжали в студенческие строительные отряды. Мы старались выехать, например, в Коми, другие северные регионы, потому что получали там фактически двойную заработную плату и могли заработать даже на однокомнатную кооперативную квартиру за несколько лет работы, будучи студентами. Таким образом, эти коэффициенты позволяли закреплять на этих территориях именно трудовые резервы, трудовые коллективы, и в целом привлекать на Север наших граждан, которые у себя, в своём регионе, может быть, не могли найти хорошую высокооплачиваемую работу, а там эти должности всегда были востребованы. Хочу также отметить, что это – первая часть аргумента для введения в своё время этих коэффициентов. Кроме того, проживание в условиях Крайнего Севера, приравненных к нему районов и в регионах с тяжёлыми климатическими условиями, требует повышенных затрат. Я не говорю здесь о физиологических потребностях, таких как более калорийная пища, более тёплая одежда. В Крыму можно полгода ходить в тапочках и футболке и можно не отапливаться большую часть года, а в регионах с тяжёлыми климатическими условиями требуется дополнительное отопление, освещение, одежда тёплая, и так далее. И конечно, когда пенсии выплачивались с таким коэффициентам, всё было справедливо. Но 122 закон отменил надбавки к пенсиям для регионов с тяжёлыми климатическими условиями, под которые попадают 9 субъектов: Удмурдская Республика, Башкортостан, Хакасия, Пермский край, Свердловская область, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Вологодская. Поэтому я обращаюсь к депутатам перечисленных регионов с просьбой поддержать данный законопроект. Когда человек выходит на пенсию и остается жить в этом регионе, он не получает там коэффициенты к заработной плате, и получается, что пенсионер в абсолютно неравных условиях с работающими. А ведь пенсионеры часто остаются потому, что там у них семьи, дети, внуки растут, им хочется поддержать свои семьи. А кому-то просто, не к кому выехать. Поэтому, коллеги, настоящим законопроектом вводятся следующие положения. Первое, нужно – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах с тяжёлыми климатическими условиями и увеличить на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района, местности проживания на весь период проживания указанных лиц в этих районах. Если лицо переезжает из этого региона в другой, где другой коэффициент или нет никакого коэффициента, соответственно, ему либо не выплачивается эта надбавка, либо он получает другой коэффициент. Аналогичные положения устанавливаются также в отношении фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильцев для лиц, проживающих в районах с тяжёлыми климатическими условиями, где требуются дополнительные материальные и физиологические затраты, причём в законопроекте также предусмотрено, что в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности и количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с работой в районах с тяжёлыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, также повышается, перерассчитывается страховая часть трудовой пенсии. Уважаемые коллеги, конечно, данный законопроект потребует дополнительных финансовых расходов, но мы должны с вами всё-таки учитывать, что пенсионеры, которые остались жить в районах с тяжёлыми климатическими условиями, безусловно, находятся в неравных условиях с работающей категорией населения и поэтому данный законопроект как раз призван установить справедливость. В качестве одного из аргументов в пользу данного законопроекта хочу напомнить, что положениями статьи 14 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размеры пенсий федеральных государственных служащих, проживающих в районах с тяжёлыми климатическими условиями, определяемые Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодатели уже по отношению к чиновникам, которые выходят на пенсию в этих регионах, вопрос решили, а вот простые граждане остались без надбавки. Раньше всё было справедливо: в районах Крайнего Севера, приравненных к ним районах и в районах с тяжёлыми климатическими условиями одновременно с надбавкой к заработной плате выплачивалась надбавка к пенсии. Почему же мы их для одной категории сохранили? Я здесь полностью поддерживаю то решение, которое было принято для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, но остальные категории, где эта надбавка не такая уже большая тем не менее были вычеркнуты. А для пенсионеров такая небольшая надбавка: 15, там 25% – это очень ощутимо, ощутимая прибавка к своей заработной плате. Тем более надо, я считаю, что быть благодарными тому, что у нас огромнейшая территория. Если мы оставим эти территории незаселёнными, и все будут переезжать при выходе на пенсию в благоприятные наши регионы, то кто же останется жить в этих областях? Поэтому данный законопроект, я считаю, выполняет очень важную функцию для того, чтобы закрепить наше население в регионах со сложными климатическими условиями. В особенности обращаюсь ко всем регионам, которые попадают под действие данного законопроекта, чтобы депутаты из этих регионов поддержали наш законопроект. Спасибо за внимание.
|