ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Выборы мэров отменят. Михаил Емельянов на "Дожде"

17 апреля 2014

ВЕДУЩАЯ: Тем временем стартовала реформа системы муниципального самоуправления. Накануне государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который полностью изменит систему власти в крупных российских городах.

ВЕДУЩИЙ: Там фактически будут отменены выборы мэров и городских советов, зато возможности муниципальных депутатов окажутся практически безграничными. В сути реформы разбирался Лев Пархоменко. Лева, насколько я понимаю, Москвы и Петербурга это не коснется, а вот мэрские компании, о которых так много говорили в течение последних лет и возможности прохождения оппозиции на посты мэров, вот как раз всему этому придет, как я понимаю, конец.

КОР: Ну, с одной стороны и да, и нет, потому что теперь, чтобы стать мэром, придется сначала избираться муниципальным депутатом. Ну, обо всем по порядку. Реформа, изложенная в рассмотренном Госдумой законопроекте предполагает полную перезагрузку местной власти в крупных городах и может привести не только к отмене выборов мэров, но и выборов городских советов. При этом, по задумке авторов, в новом формате власть на местах станет ближе к народу, так, как этого и просил президент Владимир Путин в своем последнем послании федеральному собранию. Итак, реформа должна будет коснуться 67 городов, которые внутри себя делятся на городские районы. Среди этих 67, 56 городов – это столицы регионов. Особо подчеркну, что реформа не коснется Москвы и Петербурга и, кстати, Севастополя, который присоединился к России в качестве отдельного субъекта федерации. Итак, для примера возьмем город Екатеринбург. Сам город будет называться "городской округ с внутригородским делением", а семь его районов получат статус "внутригородского района". Дальше, собственно, в этом районе будут избираться муниципальные депутаты. Причем, как обещают авторы реформы, их количество увеличится в 5-7 раз по сравнению с нынешним числом. И эти депутаты себе избирают спикера и таким образом, образуется райсовет. Таких райсоветов будет в данном случае 7 штук. И уже дальше из этих райсоветов, из состава муниципальных депутатов будут избраны, депутаты сами между собой изберут, депутаты городского совета. Вот таким образом будет образована городская дума. И уже дальше депутаты городской думы изберут спикера, который и станет в результате мэром города. То есть, фактически, таким образом получается, что избравшись муниципальным депутатом, дальше этот политик может стать сразу мэром города, при этом без участия избирателей, фактически в одночасье. Но при этом какой-то серьезной власти у мэра в городе не будет. Реальная власть будет в руках у сити-менеджера, которого будет избирать губернатор и городской совет. Они вместе на паритетных начала образуют конкурсную комиссию, которая и назначит сити-менеджера на 2 или 5 лет. Как видим, в такой схеме не остается не только выборов мэра города, но и выборов городских депутатов. Тем не менее, по словам одного из авторов этой реформы, депутата Госдумы от "Единой России" Вячеслава Тимченко, таким образом, власть станет ближе к населению. В частности, за счет увеличения районных депутатов, количество избирателей, которых представляет 1 народный избранник, будет снижена. Среди других аргументов – ссылки на зарубежные системы муниципальной власти, также двухступенчатые, где есть райсовет и горсовет. Ну и конечно, неизменный аргумент "люди устали от выборов" – конец цитаты. В оппозиции заявляют о том, что эта реформа окончательно убьет всякую политическую конкуренцию в регионе, так как из 3 видов выборов останется фактически только 1. При этом партия власти сможет узурпировать городскую власть. Например, если в райсовете у "Единой России" 51%, у оппозиции 49%, то в горсовет этот районный совет выдвинет только кандидатов от партии власти. И ответственно, они будут представлены там, таким образом, если аналогичная ситуация сложится во всех остальных регионах, то при общем результате муниципальных выборов 51 против 49, в горсовете, а также на посту мэра будут только представители партии власти, что, конечно, несправедливо. Наконец, при сегодняшнем уровне источников финансирования муниципалитетов, никакого увеличения полномочий не выйдет, несмотря на то, что они, вот эти муниципальные депутаты фактически формируют все городскую власть. Ну и что касается реализации этой реформы, то в "Единой России" утверждают, что она будет добровольной. То есть, каждый город сможет самостоятельно решить, формировать власть по этой новой схеме или по той схеме, которая действует сейчас. Впрочем, по практике последних лет можно сказать, что обычно подобные добровольные реформы подавляющая часть региональных властей все-таки принимает. Коллеги.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо, Лев. Лев Пархоменко об угрозе исчезновения выборов мэров крупных городов.

ВЕДУЩИЙ: Обсудим эту тему. С нами в студии Михаил Емельянов, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", он не поддерживает эту реформу, и, по телефону, заместитель председателя Госдумы, единоросс Борис Резник, который тоже не поддерживает реформу, хотя его партия за нее проголосовала. Ну, Михаил, в первую очередь к вам вопрос. Вот, у меня в первую очередь вопрос, как ни странно, не имеющий отношения к политике, такой, строгой. У меня вопрос явки. Дело в том, что когда система выборов становится невероятно сложна, запутана... По сути дела, здесь мы имеем дело с системой выборщиков, как в Америке, то есть люди выбирают выборщиков, выборщики выбирают выборщиков второго порядка. И при этом желание ходить на выборы, которое и так невелико, оно пропадает совершенно. А при этом партия, проводящая более или мене скоординированную политику, например "Единая Россия", она, безусловно, при условиях низкой явки, автоматически получает все места.

Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ, замруководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": – Ну, вы отчасти правы. Хотя я думаю, все-таки проблема не в явке. По моим ощущениям, явка может быть и больше, потому что округа становятся маленькими, да? При выборах вот в районные думы. Человек может привести своих друзей, знакомых, которые придут не по политическим соображениям, а по личным, да? Ну, вот, мы за дядю Петю, который живет в этом доме 25 лет, мы за него придем голосовать. Но проблема все-таки в другом, о чем отчасти сказал ваш коллега. В непрямых выборах. Да, непрямые выборы всегда менее демократичны, чем прямые выборы. А эта реформа не только лишает возможности прямых выборов мэров, да, и исполнительной ветви власти, но даже депутатов городов и районов в селах. То есть, непрямые выборы вообще всегда появляются на определенном историческом этапе развития. Если брать, там, царскую Россию, ну вот этот период, который историки всегда называли "реакцией", да, вот, такие, ступенчатые выборы. При советской власти это было в ту эпоху, которая называлась "диктатура пролетариата". Когда нужно отфлильтровать волю избирателей, ну тогда выстраивается вот такая система.

ВЕДУЩИЙ: К Борису Резнику хочется обратиться.

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Да.

ВЕДУЩИЙ: А почему вы...

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Ну, вы знаете, меня менее всего волнует политическая составляющая этого законопроекта. Дело в том, что власть денег, она иллюзорна. Здесь будет опасность размывания бюджета городского. Будет пять бюджетов. Вот у нас по городу Хабаровску пять районов. То есть реальные деньги должны выделяться в районы. Если сегодня консолидированный бюджет, и городская власть знает, где какие серьезные проблемы существуют, и может сконцентрировать средства и вложить их, то районы будут иметь гораздо меньше, естественно, денег. Вот, это первое. Второе обстоятельство очень серьезное: имущество, земля – все будет, так сказать, принадлежать районам. И районы, к сожалению, будут должны иметь аппараты. То есть, как бы опять бюрократов разведем. Огромное количество новых людей должно, так сказать, управлять этими активами, которые сегодня сконцентрированы в городе. И, скажем, один комитет по имущественным отношениям – будет пять.

ВЕДУЩАЯ: Борис, скажите...

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Да?

ВЕДУЩАЯ: Простите пожалуйста, хотела как-то схватиться за вашу реплику про то, что политические аспекты принятого... внесенного в Госдуму законопроекта вас не очень волнуют. А, вот...

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Нет, ну это вторично, понимаете.

ВЕДУЩАЯ: Хорошо, давайте поговорим о вторичном. А, вот, по сути, ликвидация прямого волеизъявления при выборах мэров, мне кажется, вас должно волновать.

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Это плохо. Это не есть хорошо, я это тоже не поддерживаю. Но считаю, что гораздо опаснее вот это вот размывание, так сказать, средств, размазывание каши по тарелке.

ВЕДУЩИЙ: Михаил, а вот в чем причина, вообще, зачем понадобился такой закон? Есть версия, что власти испугались синдрома Урлашова-Ройзмана. Когда зачастую на выборах мэра к власти приходят, ну, непредсказуемые люди, с которыми нужно договариваться. Вот, решили максимальное количество фильтров поставить.

Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ, замруководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": – Вот, вы знаете, для меня цель принятия этого закона тоже большая загадка. Никто мне ее не объяснил. У меня ощущение, что вообще вот сейчас стало модно делать всякие реформы, и у кого-то... кому-то захотелось просто сделать очередную реформу. Потому что, вот, множество, большое количество депутатов на самом деле избрать сложнее, чем, скажем, 25 или 35, как сейчас в городских думах. И, самое главное, контролировать их и управлять ими – тоже намного сложнее. Потому что, ну как работают сейчас мэры со своими депутатами? 25 человек, в основном бизнес. Каждого погладят, прикормят, успокоят. Ну, и вроде бы все управляемо. Но когда приходит вот такая большая, извините, как... команда, да, как помягче сказать? Это ж будет порядка 200 – 300 депутатов на территории города. Работать с ними чрезвычайно сложно. Я напомню, что когда 20 лет назад избавлялись от советской системы, то аргументы были именно такие: огромное количество депутатов в советах – городских, районных – управлять ими невозможно, полный хаос, ситуация неуправляемая. Сделаем маленькие компактные думы и будем ими управлять. Теперь мы переходим – ну, не мы, а они, да? – они переходят к совершенно противоположной модели. Им кажется, что создав такую ступенчатую систему, но увеличив количество депутатов, им будет легче провести своих людей. Но, опять же, это во многом будет зависеть от социально-экономической ситуации. Если она вдруг возникнет такая, как в конце 80-х, я не уверен, что эта система будет работать в пользу ее авторов и в пользу тех целей, политических, которые, может быть, они задумали.

ВЕДУЩАЯ: Борис, а можно я вам задам еще один вопрос. Вот вы последовательно выступаете против неких инициатив своей партии. До какого момента вам это будут позволять, как вам кажется?

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Знаете, мне не надо ничего позволять, я сам имею свое мнение. Вот, и пока моя партия, слава богу, очень терпимо относится к моему особому мнению.

ВЕДУЩАЯ: К тому, что у вас, у немногочисленного депутата Государственной Думы и партийца, есть свое мнение.

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Ну, я не знаю. Во всяком случае, меня не подвергают никаким репрессиям. Я голосую так, как мне подсказывает мой опыт и моя совесть.

ВЕДУЩАЯ: Нет, я, конечно, иронизирую. Я просто имею в виду, что ваше расхождение, ну, с некоторыми партийными догмами по каким-то скандальным и громким поводам бросается в глаза, поэтому хотела задать вопрос.

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Ну, вот, я вам ответил, по-моему.

ВЕДУЩИЙ: А может ли...

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Каждый выбирает для себя.

ВЕДУЩИЙ: Ну а может быть такой вариант, что это некая защита от конфликтов мэра с губернатором? Потому что конфликт мэра с губернатором это та классика, которая сотрясала страну вторую половину 90-х и все 2000-е годы.

Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ, замруководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": – Ну, я думаю, что если б...

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Вы знаете, мне, например, кажется, что у конфликтов мэров с губернаторами была... от этих конфликтов была своеобразная польза. Потому что когда в поисках истины они... были схлесты такие, иногда рождалась истина в этих противостояниях. И они какие-то находили... ну, когда границу не переходил этот конфликт, так сказать, деловые споры, противостояния... Все понятно. Потому что, так сказать, были средства, скажем, в том же крае у нас в Хабаровском, которые надо было... Был бюджет, который должен был учитывать нужды отдаленных районов, где, так сказать, не хватало на самое необходимое, а город жил побогаче. У города забирали, отдавали в эти отдаленные районы. Город был недоволен, возникали конфликты. Они здоровые, по-моему, эти конфликты. Нормальные.

ВЕДУЩИЙ: А вот когда в эти конфликты еще вмешивается сити-менеджер, который вообще никем не избран, а назначен некоей конкурсной комиссией, то тут вообще такой простор для интриг, по-моему, открывается, что даже те, кто этот закон предлагали, не могут оценить всей салтыково-щедринщины того, что в каждом городе может возникнуть в связи с этим.

Борис РЕЗНИК, депутат Госдумы от "Единой России": – Ну, может возникнуть, а может и не возникнуть. Все зависит от людей, от их подготовки, и от тех ресурсов, которыми они обладают. Понимаете. Если достаточно средств, чтобы управлять и чтобы, так сказать, решать проблемы, заглядывать в будущее и как-то стимулировать, так сказать, приближение этого будущего – это одна ситуация. Когда денег не будет хватать, на пустом месте будут возникать конфликты.

ВЕДУЩАЯ: Михаил, а вы хотели что-то добавить к проблеме конфликта между губернатором и мэром.

Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ, замруководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": – Если бы закон был направлен на... как бы снятие конфликта, то, скорее всего, он бы шел в другом ключе. И областная администрация получила бы больше полномочий в отношении местного самоуправления. Но сейчас наоборот. Благодаря вот такой системе многоступенчатого избрания, у губернатора гораздо меньше возможностей влиять на этот процесс. Поэтому если говорить с точки зрения как бы устранения хаоса, да, или уменьшения хаоса, по-моему, этот законопроект и закон его только увеличивает.

ВЕДУЩИЙ: А сити-менеджер вот этот самый?

Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ, замруководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": – Это... и еще сити-менеджер! То есть, глава, сити-менеджер, огромное количество депутатов. Как они будут разбираться, я плохо понимаю, честно говоря, между собой.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот, посмотрим, как этот закон будет работать в городах – не просто в богатых городах, где, может быть, на всех и хватит ресурсов, а в городах победнее, где, как раз, как, вот, в Подмосковье, если мы помним, перед назначением Воробьева как раз все Подмосковье сотрясали вот эти конфликты между избранными мэрами, сити-менеджерами, городскими советами, зачастую это даже кроваво заканчивалось. Но будем надеяться, что реализация этого закона хотя бы закончится не так кроваво, как в Подмосковье прошлым летом. Спасибо, с нами в студии был Михаил Емельянов, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и, по телефону, единоросс Борис Резник.

Источник: Телеканал "Дождь"

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024