ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Госдума рассмотрела проект постановления об отчете Счетной палаты

16 апреля 2014

16 апреля на пленарном заседании Государственная Дума рассмотрела проект постановления № 497888-6 "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году". Вёл заседание Председатель ГД РФ Сергей Нарышкин. С докладом выступила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Вопросы задавали депутаты Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Андрей Крутов и Дмитрий Ушаков. От фракции выступил Валерий Гартунг.

Андрей Крутов:

– Уважаемая Татьяна Алексеевна, у меня, как у члена комитета профильного, вопрос тоже связан с деятельностью "РусГидро". Мы действительно ранее договаривались о том, что мы на регулярной основе будем осуществлять контроль за использованием 50 миллиардов, в том числе и в Государственной Думе. В частности, вчера представители "РусГидро" в комитете по энергетике докладывали о ходе реализации проектов. И, в частности, выяснилось, что к настоящему времени освоено шесть с половиной миллиардов рублей, но при этом из них бюджетных средств только 980 миллионов, а остальные – это деньги компании. В связи с этим вопрос: когда будут сняты ограничения на использование бюджетных средств в полном объёме? И как вы в целом оцениваете эффективность системы контроля за использованием данных бюджетных средств?

Спасибо.

Татьяна Голикова:

– Уважаемый Андрей Дмитриевич, что касается тех объёмов, которые использованы, по ним, как я уже сказала, вы увидите отчёт Счётной палаты за первый квартал 2014 года, поскольку все это расходование бюджетных средств было осуществлено в марте.

Что касается разблокирования этих средств, то это не наша компетенция. Дело в том, что средства из бюджета уже ушли, они находятся на счете "РусГидро" в "Сбербанке", и согласно действующему соглашению они расходуются по мере выполнения работ, которые осуществляет "РусГидро".

Насколько эффективна схема, наверное, в той ситуации, в которой она сложилась, она эффективна и не позволила использовать эти средства на какие-то иные цели, но я думаю, этого в планах и не было. А что касается в целом системы эффективности взносов в уставные капиталы, я считаю, что та практика, которая сложилась за последние годы – порочная, поскольку средства, вкладываемые в уставные капиталы в основном в течение одного-двух лет, как правило, не используются, они находятся на депозитах, на них образуются проценты, которые считаются по закону средствами компаний. Но с таким же успехом мы их могли бы размещать, казначейство могло бы их размещать на рынке, но с условием получать в доходы федерального бюджета с целью расходования на иные цели.

Дмитрий Ушаков:

– Уважаемая Татьяна Алексеевна, 28 февраля этого года на ваше имя от депутатов всех четырёх парламентских фракций было направлено обращение, в котором была выражена просьба, в том числе о проведении Счётной палатой в 2014 году контрольных мероприятий по целевому использованию бюджетных средств Федеральной таможенной службой России на её информационно-технологическое обеспечение.

В ответ были получены отчёты и иные материалы по итогам ранее проведённых Счётной палатой мероприятий в 2012-2013 годах, не имеющих никакого отношения к вопросам и контрольным мероприятиям, поставленным в обращении 101 депутата Государственной Думы.

Кроме того, не получены результаты контрольных мероприятий, проведённых Счётной палатой в 2014 году и уже утверждённых на коллегии. В частности, речь идёт о проверке автоматизированной системы "Витязь", которая, по имеющимся сведениям, неработоспособна.

В этой связи прошу вас ответить: будет ли исполнено обращение 101 депутата Государственной Думы в разрезе тех вопросов, которые были в нём поставлены? Спасибо.

Татьяна Голикова:

Спасибо, Дмитрий Владимирович. У нас запланировано на основе обращения депутатов соответствующее контрольное мероприятие в 2014 году. Те материалы, которые мы направили, мы посчитали возможным направить для того, чтобы у вас была информация пока по этим вопросам, впредь до завершения того контрольного мероприятия, которое мы запланировали по вашему обращению.

Что касается мероприятия, проведённого в 2014 году по проверке информационной системы "Витязь", то оно планируется к рассмотрению на ближайшей коллегии, то есть вот 18 апреля, и после рассмотрения будет направлено в Государственную Думу.

Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ":

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Татьяна Алексеевна, уважаемые коллеги!

Наша фракция также позитивно оценивает изменения в законодательстве, которые расширяют полномочия Счётной палаты. В связи с этим и будет наша позиция озвучена. Конечно, было предсказуемо, что Татьяна Алексеевна представит блестящий доклад. Для нас не секрет её способности, именно поэтому её поддержали на пост председателя Счётной палаты. Учитывая, что новый состав Счётной палаты работает, если говорить о прошлом годе, только последний квартал, мы сосредоточимся, прежде всего, на задачах, которые в связи с открывшимися возможностями коллектива Счётной палаты стоят перед ней, и задачах, которые мы, на наш взгляд, можем решить.

Первое. По новым функциям, которые получила Счётная палата, она имеет возможность и должна осуществлять анализ реализуемости и результативности достижений целей социально-экономического развития страны. Например, стратегическая цель – перевод экономики с сырьевого на индустриальный путь развития: что для этого нужно сделать, какие возможности имеются и насколько результативно эти ресурсы у нас используются. Это, в принципе, обозначено в статьях 5 и 13 закона о Счетной палате.

Второе. При проведении аудита ЦБ мы считаем важным проводить анализ его действий по формированию условий для устойчивого и сбалансированного роста экономики. Это новая функция для ЦБ. И мы хотели бы, чтобы Счётная палата как раз отразила в своём анализе эту функцию, как она выполняется ЦБ. При этом я бы добавил, что в нынешней политической ситуации было бы неплохо проанализировать экономические и политические риски размещения Фонда национального благосостояния и Резервного фонда в казначейских обязательствах США. Это, на мой взгляд, в нынешней ситуации очень злободневная тема, особенно перед угрозой расширения санкций.

Третье. Мы считаем нужным проводить мониторинг последствий вступления России в ВТО в динамике, по секторам экономики и в экономике в целом. Понятно, что эта функция принадлежит Министерству экономики, и оно это должно делать. Так как Счётная палата – наш главный орган, который даёт нам достоверную информацию о состоянии государственных финансов и проверяет деятельность Правительства, мы бы хотели, чтобы Счётная палата обратила на это внимание. Когда Россия вступила в ВТО, Счётная палата проводила анализ последствий вступления в ВТО. Но хотелось бы видеть, как меняется ситуация и какая динамика у нас по отраслям. Может быть в дальнейшем, мы примем дополнительные решения.

Четвёртое. Провести анализ конкурентоспособности российских обрабатывающих секторов с зарубежными конкурентами. Это функция Министерства экономики. Все эти данные они могут получить у соответствующих ведомств. Но мы считаем, что Министерство экономики с этой задачей не справляется, и хотели бы, чтобы Счётная палата провела анализ его деятельности и дала нам достоверную информацию. В частности, в каком состоянии сейчас находится наша экономика, наши стартовые позиции, насколько мы проигрываем в конкурентоспособности по каждому сектору, что нужно сделать для страны и какие имеющиеся ресурсы задействовать для того, чтобы преодолеть это отставание?

Только после этого можно будет принимать решения о направлении наших государственных средств на поддержку тех или иных отраслей. Нужно понимать, чем мы располагаем, что мы вообще можем себе позволить, так как объём государственных средств, безусловно, ограничен. Возможности Счётной палаты по контролю тоже ограничены. Поэтому здесь хотелось бы, конечно же, чтобы Счётная палата в своей деятельности правильно расставляла приоритеты.

Следующее. Если говорить о контроле за расходами бюджетных средств, то, конечно же, главным, мне кажется, здесь должен быть анализ госзакупок, анализ закупочных цен для нужд госзаказчиков. Прежде всего: Министерства обороны, госкомпаний и госкорпораций. Мы в отчёте это услышали, Татьяна Алексеевна. Но я хотел бы на этом заострить внимание, потому что когда мы говорим о том, что нам не хватает денег на то, на другое и на третье, но давайте посмотрим, вообще, на что мы их расходуем? Как, насколько эффективно и какие потери? Вот нам бы хотелось в цифрах увидеть, сколько мы теряем?

Мало того, очень часто госзаказчики и компании с госучастием прикрываются секретностью, сокращают конкуренцию при госзакупках, выставляя всевозможные ограничения для участия неаффилированных с этими компаниями лиц, и фактически в разы, подчёркиваю, в разы завышают стоимость закупаемой продукции. Причём чем больше секретность, тем больше разрыв между рыночной и закупаемой ценой. А если говорить о том, что на это тратятся у нас триллионы рублей, вот вам резервы для экономического роста.

Но и последнее о чём хотелось бы сказать, Татьяна Алексеевна, мы уже, когда вы здесь были первый раз, об этом говорили, пожалуйста, решите вопрос с грифом "ДСП" по материалам проверок, которые направляются в Госдуму.

Вот последнее заключение Счётной палаты, когда проверяли объединённую авиастроительную корпорацию. В одном экземпляре отчёт Счётной палаты пришёл. Ознакомиться с ним всем депутатам просто невозможно. Это, наверное, ещё и, Сергей Евгеньевич, к вам вопрос, как вовремя получить материалы по отчету.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024