ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Алексей Чепа о реформировании местного самоуправления

11 апреля 2014

В Государственную Думу представителями "партии власти" внесен законопроект о реформировании местного самоуправления. Депутат ГД, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Алексей Чепа убежден, что его принятие лишит граждан права избирать местную власть:

– Я убеждён, что в редакции парламентского большинства этот документ, если его примут, отменит реальные выборы мэров российских городов. Граждане страны будут лишены права избирать местную власть. Напомню, что согласно проекту закона в конкурсных комиссиях на должность сити-менеджера 50% членов комиссий будут назначаться губернатором.

Это означает, что региональная власть, а не люди будут избирать себе своих градоначальников. Речь идёт о радикальном изменении принципов формирования органов местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов, полностью отменяется прямая выборность глав и глав администраций во всех муниципальных образованиях, кроме сельских.

Кроме того, разработчики предлагают, чтобы представительные органы городов и муниципальных районов формировались не через прямые выборы, а путем делегирования. По задумке авторов, большая часть полномочий сельских муниципальных образований будет переведена на уровень муниципальных районов.

Называя вещи своими именами, в муниципальных районах и тех городских округах, где будет введено внутригородское деление, отменяются всенародные выборы депутатов представительных органов.

Таким образом, местное самоуправление будет ликвидировано де-юре. При существующей ныне системе только крупные города обладают собственными бюджетными ресурсами для финансирования своих полномочий и, как результат, только они могут проводить самостоятельную политику и быть противовесом для не всегда адекватных действий властей субъектов Федерации. Если законопроект "ЕР" пройдёт, то региональные власти отнимут у жителей крупных городов конституционное право на самоуправление, которое дополнительно гарантировано Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ.

В пояснительной записке к законопроекту "ЕР" говорится, что он направлен на развитие сильной, независимой и финансово самостоятельной власти на местах. Однако в тексте документа даже самый внимательный читатель этого не увидит. Там только сделан акцент на изменение системы выборов и появление двух новых видов муниципальных образований. Помимо этого львиная доля полномочий сельских поселений уйдёт в районы. Какие для реализации этой цели предлагаются финансовые источники и механизмы – неясно.

Иезуитский приём авторов законопроекта состоит в том, что они в своём стремлении к тотальному контролю над формированием органов власти прикрываются фигурой национального лидера Владимира Путина. Рабочая группа по реформированию МСУ создана по поручению Президента. Это не означает, что этому органу Президент дал задание разработать драконовский закон. Напротив, складывается впечатление, что несколько депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, работая над проектом реформы, занялись самодеятельностью и решили уничтожить власть народа (демократию) на самом близком к народу уровне. Вся деятельность этих политиков оправдывается ими самими, как исполнение поручений Президента.

Вместе с тем, в своём Послании Федеральному Собранию Владимир Путин говорил обратное. Выступление это было совсем недавно, а я на память не жалуюсь. Владимир Владимирович акцентировал внимание парламентариев на том, что проблемы существуют в области разграничения полномочий, ответственности за их осуществление и разграничение финансовых потоков между этажами власти. "Привести в порядок границы полномочий" не значит "отменить" полномочия местных властей. Решение проблем местного самоуправления кроется в налоговой и бюджетной самостоятельности муниципалитетов, а не в отказе от выборов мэров и депутатов городов. Когда эта самостоятельность будет достигнута, появится понятная и ответственная власть на местах, "до которой смог бы дотянуться рукой каждый гражданин", – так сказал Президент и не более того.

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт, – так говорят в нашем народе. Люди, которые задумали отменить прямые выборы в стране, на самом деле расшибут лоб не себе, а народу, который будет биться головой о непробиваемую стену безответственной и неподконтрольной власти.

Предложенный "Единой Россией" законопроект подменяет цели и содержание реформы местного самоуправления и разработан он только для того, чтобы изменить систему выборов и повсеместно ввести институт сити-менеджеров. Выборы в Новосибирске показали, что там, где кандидата не подпирает своем бесспорным авторитетом Владимир Путин, а моральную поддержку он оказывает лишь кандидатам на должность руководителя субъекта Федерации, так вот, там, где партия власти идёт на выборы самостоятельно (мэры и депутаты муниципалитетов), ЕР имеет все основания бояться за своё будущее.

Уже совершенно очевидно, что "партия большинства" отнюдь не поддерживается большинством населения. Такой исход, муниципальных выборов, который мы наблюдали в Екатеринбурге и Новосибирске случается сплошь и рядом во всех развитых странах, когда триумфально победившая партия через один-два избирательных цикла проигрывает выборы. Это нормально. В этом случае правящая партия переходит в оппозицию, зализывает раны, готовится к новым политическим баталиям и зачастую вновь выигрывает их на следующих выборах. В этом суть и смысл ротации управленческого звена, залог поступательного движения вперед, притока свежей крови в политику и инновационных идей государственного и муниципального менеджмента.

Нынешняя "партия власти" в России не видит себя в процессе сменяемости и обновления. Представителям "Единой России" более приемлемо отменить прямые выборы, пересмотреть положения Конституции, чем представить себя в оппозиции, хотя бы и на муниципальном уровне. Маниакальная жажда остаться у руля (кормушки) везде и любой ценой, невзирая на положения Основного закона страны и чаяния народа самому избирать себе руководителей любого ранга не перестаёт меня удивлять. Я очень боюсь, что замшелые ортодоксы ЕР очень сильно подставят не только себя, но и всю свою партию и наше государство. Не видя барьеров и преград для удовлетворения своих ненасытных властных устремлений, они могут подтолкнуть Россию к украинскому варианту развития событий.

Не секрет, что события на Украине были спровоцированы оторванностью власти от народа, системы назначаемых губернаторов и "смотрящих" в городах. Граждане не видели в органах власти выразителей своих интересов. О том, что в Киеве было два Майдана и один из них (мирный) имел все основания для выражения протеста, признался 5 апреля в интервью ТВ-каналу Россия-1 даже экс-минстр внутренних дел Украины и руководитель "Беркута" Виталий Захарченко, которого трудно заподозрить в симпатиях к киевским революционерам. Мы все знаем, как радикалы воспользовались отчуждением простых людей от власти. Хотим мы подобного сценария у себя дома? Нет! Вопросы местного самоуправления становятся ещё более актуальными в связи с появлением на карте России еще одного города федерального значения – Севастополя. Мы не можем разочаровать свободолюбивых жителей этого города, которые вернулись на Родину за правдой и справедливостью.

Опасения крымчан уже озвучил председатель Крымской региональной организации "Гражданский контроль" Сергей Баранов. "В Крыму была система "смотрящих". Обсуждаемый законопроект предполагает возврат к этой системе, а на ее основе может возникнуть коррупционная составляющая", – так он сказал на днях. Нам всем будет очень стыдно, если крымчане и севастопольцы начнут сожалеть о возвращении домой.

Всем здравомыслящим людям должна быть понятна недопустимость принятия данных поправок. Все эти инициативы антидемократичны. Они усиливают так называемый "муниципальный фильтр", отстраняют народ от принятия решений. Я считаю, что стране необходим федеральный закон, устанавливающий общие принципы и определяющий финансовые возможности муниципальной власти.

Нужно разработать и принять специальный закон, где будут закреплены собственные источники доходов МСУ: налог на недвижимость, транспорт и другие. Также закон должен отражать многообразие местного самоуправления.

Как совершенно правильно сказал Николай Левичев, развитие местного самоуправления должно идти в направлении расширения реальных финансово обеспеченных полномочий городских округов, городских и сельских поселений как публичной власти, наиболее близкой к людям. Мы с однопартийцами прямо призываем органы государственной власти субъектов Российской Федерации воздержаться от ограничения самостоятельности муниципалитетов и не допускать нарушения конституционного права граждан на местное самоуправление.

Предложения однопартийцев сводятся к следующему. Во-первых, нужно увеличить долю средств на доходы физических лиц, которые поступают в бюджеты муниципальных образований, прежде всего, поселений. Во-вторых, постепенно увеличить долю налога на доходы физических лиц, поступающих в бюджеты городских округов и сельских поселений до 40%. В-третьих, перейти к уплате налога по месту жительства налогоплательщика. В-четвертых, передать на муниципальный уровень 2% от налога на прибыль организаций, а также транспортный налог физических лиц. Необходимо также ввести налог на недвижимость.

Чтобы обезопасить государство от не в меру ретивых законотворцев, мои однопартийцы предлагают для укрепления стабильности местного самоуправления принять специальный федеральный конституционный закон, устанавливающий основы и общие принципы организации и развития местного самоуправления. Такой закон уже не получится произвольно менять в угоду так называемой вертикали "Единой России". Я целиком и полностью поддерживаю эту инициативу.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024