Реакция на насильственную украинизацию Сергей Миронов, 08 апреля 2014 Воссоединение Крыма с Россией и санкции Запада к нашей стране стали важнейшими политическими событиями последнего времени. Совершенно понятно то ключевое место, которое они сегодня занимают в общественных дискуссиях. Однако нельзя упускать из виду, что при всем своем значении они представляют собой только частные следствия гораздо более масштабного процесса – системного политического кризиса на Украине. Этот кризис начался задолго до провозглашения независимости Крыма и, к сожалению, все еще далек от завершения. Отсутствие легитимной центральной власти, конфликты между группировками, контролирующими Киев, и противоречия между западом и востоком Украины, нарастающее давление на русскоязычных граждан – все это опасный горючий материал, который делает вполне реальными риски дальнейшего обострения ситуации. Заинтересованность Москвы в позитивном развитии политических процессов на Украине очевидна. Нежелание Крыма жить в составе Украины и его объединение с Россией – это прямой и неизбежный результат общей дестабилизации обстановки в стране, прямых угроз со стороны Киева и реакция на непрекращающуюся насильственную украинизацию. Россия не имела и не имеет территориальных претензий к Украине. Но нам далеко не безразлично, что происходит у наших ближайших соседей, каким будет итог того кризиса украинской государственности, который порожден многолетним развитием внутренних противоречий и затронул все стороны жизни украинского общества. В силу глубоких экономических, культурных, гуманитарных связей между нашими странами, не говоря уже о вопросах национальной безопасности, Россия заинтересована в том, чтобы Украина вышла из сложившегося тяжелого положения как стабильное, демократическое и экономически благополучное государство, которое станет надежным партнером для взаимовыгодных отношений. И мы категорически не заинтересованы в противоположном исходе, который мог бы привести к возникновению прямо у границ России вечно тлеющего очага проблем и конфликтов, пламя от которого может опалить и наши территории. При всем различии взглядов и интересов с нашими западными партнерами они, особенно представители Европейского союза, также заинтересованы в стабилизации положения на Украине. Такое совпадение позиций – хорошая объективная основа для выработки согласованных подходов и совместных решений. Сегодня тот путь санкций, требований, угроз, на который встали некоторые зарубежные государства, подталкивает к эскалации ответных мер. Не сомневаюсь, что Россия обладает достаточным запасом прочности и большим потенциалом, чтобы доказать бесперспективность такого сценария. Но если задуматься о долгосрочных интересах, то ни нам, ни странам Евросоюза совершенно невыгодно да и незачем "утюжить" друг друга тяжелыми экономическими и политическими ударами. Это же не боксерский матч, а реальная жизнь сотен миллионов людей, избирателей в конце концов, перед которыми государства и политики должны нести ответственность. Взаимные интересы России и Запада (как минимум европейского) требуют найти кратчайший путь к разрешению украинского кризиса. Это позволит ликвидировать очаг напряженности в центре Европы и возобновить полноценные партнерские отношения, которые отчасти уже пострадали, а отчасти находятся под угрозой и которые складывались не одно десятилетие, для решения конкретных задач, стоящих перед целыми континентами. Между тем если оставить ситуацию на Украине развиваться по ее внутренней логике, это ведет не к урегулированию, а к обострению внутриполитических конфликтов. Активные общественные силы известны, их цели определились, и друг другу они явным образом противоречат. Это означает, что при таком развитии событий, когда основные участники политического процесса будут стараться реализовать свои взгляды и устремления в полном объеме, они неизбежно столкнутся друг с другом, что мы, собственно, уже и наблюдаем. Самозваное правительство Украины получило власть в результате антиконституционного переворота. Хорош ли, плох ли был президент Виктор Янукович, но совершенно очевидно, что он свергнут насильственно и отстранен от власти незаконно. Не было и нет в украинской конституции такого основания для отрешения президента от власти, как самоустранение. И голосов в Раде за филькину грамоту о его отстранении было подано меньше, чем требует та же конституция, несмотря на всю вакханалию угроз и насилия, которую учинили радикалы в февральские "революционные" дни. Не случайно западные дипломаты и СМИ старательно обходят и замалчивают вопрос о законности нынешней киевской власти. Потому что его честное обсуждение сразу покажет: переговоры ведутся, помощь предоставляется и соглашения подписываются с людьми, которые не представляют народ Украины и получили власть в результате государственного переворота в нарушение конституции собственной страны. А это не только дискредитирует позицию Запада по Украине, но и прямо противоречит законодательству некоторых стран, например тех же США. Внутри новая киевская власть отнюдь не едина. Если для предъявления публике в ее составе имеются прозападные политики, то в правительстве им приходится работать бок о бок с ультранационалистами и откровенными неонацистами. Чуть больше года назад – 13 декабря 2012-го Европарламент принял резолюцию, в которой охарактеризовал взгляды партии "Свобода" как расистские, антисемитские и ксенофобские и призвал демократические партии в Раде не сотрудничать с этой организацией. Сегодня представители партии "Свобода" возглавляют ряд министерств и ведомств, в том числе в силовом блоке, и как наши западные партнеры ни стараются не замечать этого, игнорировать данный скандальный факт просто невозможно. Еще хлеще другая опора новой власти – "Правый сектор". Ее лидер Дмитрий Ярош и ряд других членов этой организации запятнали себя сотрудничеством с террористами, а некоторые – прямым участием в их преступлениях. Их вооруженные сторонники совершают насилие над политическими оппонентами, а то и попросту занимаются разбоем и грабежом. Мало того, что правительство бессильно призвать их к порядку, так еще они сами то и дело требуют к ответу членов правительства. Как, например, министра внутренних дел после недавней попытки "задержания", в результате которой погиб известный бандит и террорист Александр Музычко, достойный представитель "Правого сектора". При этом не останавливаются ни перед чем. Чего стоит хотя бы реальная угроза радикалов этой организации взять штурмом здание Верховной рады с требованием отправить под трибунал главу МВД Украины Арсена Авакова, которого они подозревают в заказном убийстве их соратника. Вот оно, подлинное сегодняшнее лицо центральной украинской власти. Номинальное правительство нелегитимно, никого не представляет и не контролирует ситуацию ни в столице, ни даже внутри кабинета министров, где прозападные политики заседают вместе с людьми, которые если и разделяют западные ценности, то разве что на словах, проповедуя за глаза откровенно неонацистские взгляды. Характерно, что при этом русскоговорящие регионы юга и востока Украины, которые производят основную долю ВВП страны и обеспечивают основную часть доходов бюджета, в правительстве вообще не представлены. А ведь в свое время США, патронирующие сегодня Киев, боролись за независимость под лозунгом "Нет налогам без представительства", потому что англичане налоги с американцев брали, а к участию в политической жизни, в парламенте не допускали. Естественно, серьезно относиться к такой власти невозможно и о чем-либо серьезном с ней договариваться бесполезно. К чему ведет такая расстановка политических сил? Первая из этих сил – прозападные политики будут и дальше произносить красивые фразы, приятные для западной аудитории, но ничего не смогут и не будут решать. Вместе с тем своей демагогией они способны вызвать к движению массы простых людей, породив в них сказочные ожидания и надежды, никак не подкрепленные реальными возможностями страны. Годами копившееся недовольство при умелом руководстве легко превратить в стихию наивных попыток быстрого решения сложнейших проблем. Вторая – неонацисты и ультранационалисты с лозунгом "Москаляку на гиляку", то есть "Русских на виселицу", ринутся физически уничтожать политических противников и насильно украинизировать русскоговорящие регионы. Мы уже видели, как в условиях развала экономики и государственности депутаты "революционной" Рады не нашли более срочного дела, чем одним из первых своих решений запретить использование родного русского языка почти половине граждан своей страны. Кто-то их на время одернул, но направленность мысли и уровень мышления тем не менее вполне очевидны. Да и намерение Яроша отправить в Крым, как в 90-е годы, "поезд дружбы" с бандеровцами, чтобы с помощью насилия лишить крымчан возможности выражать и отстаивать свое мнение, безусловно, сыграло не последнюю роль в последующем развитии событий в Крыму. При этом важно понимать, что представители этой политической силы от власти, в которой они уже достаточно представлены, добровольно никогда не откажутся. Ну а третья политическая сила – жители юга и востока Украины хотят спокойно жить и работать, пользуясь демократическими правами и не подвергаясь нападкам бесноватых националистов. Вполне законное и понятное желание. Но беда-то в том, что националисты этого принять не могут. Они весь смысл своей жизни видят в том, чтобы утвердить за русскоговорящими гражданами Украины статус людей второго сорта и, живя фактически за их счет, унижать и эксплуатировать их. Эти три силы различны почти во всем. В языке, истории, культуре, традиционной религии, системе ценностей. Кто для одной части граждан Украины герои, те для другой половины изверги, преступники и наоборот. Если эти силы, как лебедь, рак и щука, впрягутся в расшатавшийся воз украинской государственности, то очень велика опасность, что они просто разорвут его на части. Крым уже оторвался. Благодаря мужеству, организованности и решительности жителей полуострова все произошло быстро и бескровно. Однако в других регионах Украины события будут развиваться с большими потрясениями, с большими рисками для жизни и безопасности миллионов людей, не говоря уже о соблюдении их прав. Внутри Украины сегодня просто некому предотвратить конфликты между этими несовместимыми системами ценностей. Наивно рассчитывать, что новый президент страны, который сам будет представлять одну из группировок, сможет примирить многолетние противоречия между ними. И это даже в том случае, если выборы президента вообще состоятся и будут отвечать хотя бы мало-мальским демократическим нормам – при наличии на улицах банд вооруженных боевиков, запугавших даже милицию. Только мировое сообщество может помочь Украине преодолеть этот трудный этап в ее истории, построить стабильное демократическое общество с гарантированными правами всех граждан и работающей экономикой. Для этого нужна международная стратегия урегулирования политического кризиса на Украине, разработанная и согласованная между Россией и западными странами, прежде всего европейскими. Представляется, что основой для переговоров по такой стратегии могут быть предложения МИДа России. Это, во-первых, закрепление решением ООН нейтрального военно-политического статуса Украины. Во-вторых, признание свершившегося факта, что народ Крыма на основе свободного волеизъявления определил свою судьбу. В-третьих, разработка с участием всех регионов новой федеративной конституции Украины и принятие ее на всенародном референдуме. И в-четвертых, придание русскому языку статуса второго государственного. Сами переговоры о такой программе урегулирования политического кризиса, а затем помощь в ее реализации позволят восстановить сотрудничество и взаимопонимание между Россией, Украиной и западными партнерами, нормализовать отношения между ними. Важно и еще одно соображение, которое также говорит в пользу необходимости широкого международного сотрудничества для решения проблем Украины. Политический кризис в этой стране развернулся на фоне крайне тяжелого социально-экономического положения. Среднедушевой ВВП на Украине и так-то составлял лишь половину от уровня Болгарии, самой бедной страны Евросоюза, и вчетверо ниже, чем в России. А за время политических потрясений экономика и бюджет пришли в состояние полного упадка, страна оказалась на грани банкротства. Обещанная финансовая помощь Запада, во-первых, крайне недостаточна по объемам и растянута по срокам. Во-вторых, кредиты МВФ обусловлены рядом требований, выполнение которых приведет к еще большему снижению уровня жизни граждан и обострению социальной напряженности. Не далее как в конце февраля представители Запада высказали пожелание привлечь Россию к оказанию финансовой помощи Украине. Безусловно, в сегодняшней политической ситуации это лишено смысла. Но в случае нормализации отношений и начала совместной работы по урегулированию политического кризиса на Украине наша страна могла бы вернуться к обсуждению данного вопроса. В этом случае Россия будет ясно понимать, что она инвестирует в стабильность на своих границах. По материалам источников: Военно-промышленный курьер
|