Совещание руководителей региональных отделений и фракций партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 06 апреля 2014 6 апреля в Истринском районе Московской области состоялось совещание председателей региональных отделений партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителей фракций "СР" в региональных парламентах. Заседание вели Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов и Заместитель Председателя Государственной Думы,Председатель Совета Палаты депутатов Николай Левичев. Николай Левичев обратился к присутствующим с приветственным словом, после чего представил Президиум первой секции, работа которой была посвящена обсуждению проводимой в стране реформы местного самоуправления. В Президиум вошли депутат Госдумы, председатель Совета регионального отделения партии в Свердловской области Александр Бурков; депутат Госдумы, председатель Совета регионального отделения партии в Псковской области Михаил Брячак; депутат фракции "СР" в Госсовете Республики Адыгея, председатель Совета Адыгейского регионального отделения партии Александр Лобода; депутат Липецкого областного Собрания депутатов, председатель Совета регионального отделения партии в Липецкой области Лариса Ксенофонтова; член Совета регионального отделения партии в Новосибирской области, руководитель фракции "СР" в областном Законодательном Собрании Александр Замиралов; депутат округа Гагаринский города Москвы, член Бюро Совета Московского регионального отделения партии Максим Чирков. В приветственном слове модератор секции Александр Бурков отметил, что участники дискуссии оттолкнутся от законопроекта о реформе местного самоуправления, внесенного недавно в Госдуму представителями партии власти (Вячеславом Тимченко и др.). Справоросс коротко рассказал о законодательных решениях последних лет, назвал ключевые проблемы, среди которых особо выделил лоббирование властями прямых выборов и института сити-менеджеров – по мнению Буркова, это не что иное, как результат неразвитости самоуправления в нашей стране. "Может, людям не нужна дискуссия, конкуренция на муниципальном уровне, а интересует их реализация конкретных задач? Может, они хотят вернуться к властной вертикали? Эти вопросы мы должны проанализировать во время дискуссии", – сказал Александр Бурков. Александр Лобода напомнил о недавнем Послании Президента РФ, в котором обозначена необходимость разобраться с полномочиями местного самоуправления, поскольку там сейчас наблюдается "полная неразбериха". У муниципалитетов отобрали сферы здравоохранения и образования, но оставили культуру, МЧС; при этом переданные полномочия не подкрепляются материально – так, 60 % поселений имеют годовой бюджет всего около 1 млн рублей, обрисовал ситуацию справоросс. "Необходимо радикальное изменение самоуправления или полная вертикаль власти. При этом насущной остается проблема кадров", заявил Александр Лобода и подчеркнул, что непосредственно взаимодействовать с населением должно поселение, а муниципальный район должен ему помогать. Александр Замиралов раскритиковал предлагаемые партией власти поправки в закон о местном самоуправлении. Он назвал эти инициативы антидемократичными, усиливающими так называемый "муниципальный фильтр", отстраняющими народ от принятия решений. По его мнению, необходим федеральный закон, устанавливающий общие принципы самоуправления в стране, определяющий финансовые возможности муниципальной власти. Он также рассказал, что в Законодательном Собрании Новосибирской области уже прошло обсуждение данного законопроекта. Справороссы запланировали провести круглый стол о недопустимости принятия данных поправок, а отзыв на документ отправить в Госдуму. По мнению Ларисы Ксенофонтовой, главы сельских поселений и городов – заложники Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". "Получается, что полномочия они получили, а за финансами нужно идти на поклон к чиновникам", констатировала она. По ее мнению, передача культуры на уровень муниципалитетов – преступление. "В тех регионах, где хитрые руководители передали полномочия, а потом забрали, – там еще положение неплохое, – рассказала она. – База учреждений культуры настолько обветшала, что говорить не о чем". Острым является и кадровый вопрос: новые руководители предоставляют родственникам ключевые посты директорами становятся люди без образования и призвания. По-прежнему сложной остается ситуация с охраной и содержанием памятников местного значения. Культуру просто необходимо возвращать на региональный уровень, заключила оратор. Также Лариса Ксенофонтова призвала отказаться от жесткой унификации при распределении полномочий: по ее мнению, каждый регион должен сам определять их структуру. Максим Чирков опроверг миф о том, что Москва – передовой регион в области местного самоуправления. "У нас в районе проживает около 50 тысяч человек, а бюджет составляет 53 миллиона рублей, посетовал он. Казалось бы, приличная сумма. Но потратить можем два-три миллиона... Академический район Москвы, к примеру, получает 0,12-014 процента от налога на доходы физических лиц. Какие разговоры о местном самоуправлении можно вести?" Вопросы местного самоуправления он назвал "втройне актуальными" в связи с появлением еще одного города федерального значения Севастополя. "Очень не хотелось бы разочаровать его жителей", заключил он. Михаил Брячак напомнил, что на недавнем совещании премьер Дмитрий Медведев признал, что государство задержало инвестирование в сельские поселения в объеме более 18 млрд 400 млн руб. Однако в среднем, если разделить эту сумму на все сельские поселения, получится примерно по 1 млн рублей на каждое, то есть по 80 рублей на человека в месяц. "Хартия местного самоуправления определила, что полномочия органов самоуправления должны быть полностью обеспечены финансовыми ресурсами", напомнил депутат. Парламентарий поддержал необходимость разработки и принятия специального закона о местном самоуправлении. В этом документе за самоуправлением должны быть закреплены собственные источники доходов: налог на недвижимость, транспорт и др. Также закон должен отражать многообразие местного самоуправления. Участникам секции также были заданы вопросы из зала. Так, председатель регионального отделения партии СР в Забайкальском крае Цырендоржи Дамдинов не согласился с мнением, что вопросы культуры нужно передать региональным властям: местному самоуправлению нужно помочь с наполнением бюджета, тогда проблем с содержанием учреждений культуры не будет. Опасения, связанные с реформой самоуправления, выразил председатель Крымской региональной организации "Гражданский контроль" Сергей Баранов. "В Крыму была система"смотрящих". Обсуждаемый законопроект предполагает возврат к этой системе, а на ее основе может возникнуть коррупционная составляющая", добавил он. Депутат Госдумы, председатель Московского регионального отделения партии Александр Агеев предложил начать сбор подписей против "единороссовского" проекта закона о местном самоуправлении. Подводя итоги работы секции, Александр Бурков призвал коллег подготовить отзывы на обсуждаемый законопроект. При этом парламентарий подчеркнул, что информация о его поддержке всеми фракциями в Госдуме не соответствует действительности: СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ данный законопроект не вносила и выступает против него. Вторая часть совещания руководителей фракций и региональных отделений партии была посвящена обсуждению хода реализации проекта "ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ в ЖКХ" в условиях изменяющегося жилищного законодательства. В работе секции приняли участие: Секретарь Президиума Центрального совета партии по вопросам взаимодействия с общественными объединениями, Председатель Совета регионального отделения партии в Астраханской области Олег Шеин; член Центрального совета партии, Председатель Совета регионального отделения партии в Тульской области, член комитета по социальному законодательству и вопросам экологии Тульской областной Думы Владислав Сухорученков; член Центрального совета партии, председатель Совета регионального отделения партии в Томской области, член комитета по труду и социальной политике в Законодательной думе Томской области Галина Немцева; член Центрального совета партии, Председатель Совета регионального отделения партии в Республике Марий Эл Наталия Глущенко; член Центральной Контрольно-ревизионной комиссии, председатель правления ТСЖ "Коломяжский дворик" в г. Санкт-Петербург Ирина Каверина; член Совета регионального отделения партии в Свердловской области, Председатель Совета местного отделения партии в Октябрьском районе города Екатеринбурга, руководитель фракции в Екатеринбургской городской Думе Александр Караваев. Заседание секции началось с видеообращения члена Президиума Центрального совета партии, Председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской. Особое внимание она уделила закону о капитальном ремонте многоквартирных домов, лицензированию деятельности управляющих компаний и ТСЖ, а также вопросам недобросовестной конкуренции в сфере ЖКХ. Модератор секции Олег Шеин обозначил эти темы, как ключевые, включив также в повестку дня вопрос о введении социальных норм потребления электроэнергии. Он предоставил вниманию собравшихся презентацию, подготовленную к совещанию, и особо подчеркнул, что деятельность региональных коллег должна быть направлена на разъяснение населению коммунальных законов и того, как их можно изменить. Шеин подчеркнул, что именно благодаря собраниям и встречам с жилищными активистами в различных городах удалось блокировать некоторые неэффективные законодательные инициативы, в ряде случаев внести существенные поправки, провести через местные депутатские корпуса ряд постановлений. Политик рассказал о серии вебинаров с представителями партии в десятках российских городов, направленных на разъяснение законодательства по вопросам ЖК, о сайте партийного проекта "ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ в ЖКХ", соответствующих сообществах в соцсетях. В результате серьёзной разъяснительной работы удалось организовывать многочисленные инициативные группы. Неравнодушные граждане реально влияют на работу местных властных структур, а значит и на жизнь своих городов и областей, отметил Шеин. Кроме того, на местах активно обсуждается закон о лицензировании деятельности управляющих компаний, который, по общему мнению, сводит к минимуму участие в управлении домами собственников жилья. В результате 25 регионов страны высказались против его введения. Госдума планировала принять закон о лицензировании до 1 июня, но судя по тому, как настроен народ, это маловероятно, заключил Шеин. Владислав Сухорученков рассказал о том, что на уровне Тульской области удалось добиться внесения изменений в закон о капремонте. Созданная партией инициативная группа выступила со своим законопроектом и предложила его в качестве основного. Альтернативный документ не был принят большинством голосов депутатов "Единой России". Зато удалось донести позицию партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, в результате чего в губернаторский документ были внесены поправки. "При этом, заметил Сухорученков, если при голосовании в зале некоторые улюлюкали, то в неформальной обстановке, наоборот, соглашались с изменениями и даже единороссы признавали их необходимость". Галина Немцева указала на то, что Томскому региональному отделению партии удалось изменить сроки проведения собраний по открытию спецсчетов для капитального ремонта многоквартирных домов в регионе. Теперь вместо двух месяцев этот срок составляет полгода. Кроме того, сторонники партии провели информационные пикеты с целью разъяснения собственникам жилья необходимости проведения собраний. Они рассказали, что лучше открывать именно спецсчёт, а не отдавать деньги в общий региональный "котёл". Тогда каждый дом получит такой ремонт, на который рассчитывал. "Почти месяц мы даже не могли прочитать этот закон, включилась в дискуссию Наталия Глущенко. – Его текст разместили на сайте правительства 31 декабря 2013 года, а после новогодних каникул он был недоступен для чтения". В конце концов, когда Глущенко сумела найти закон, выяснилось, что на проведение собраний и открытие счетов у жителей Марий Эл остался всего один месяц. Благодаря проведенной работе с председателями ТСЖ удалось добиться увеличения сроков проведения собраний до шести месяцев. Ирина Каверина отметила, что в Санкт-Петербурге ситуация другая. В отличие от маленьких городов, – это мегаполис с огромным количеством старых зданий, и далеко не все они исторические и архитектурные памятники. Капитальный ремонт домов, которым по 100-200 лет, гораздо сложнее ремонта стандартных высоток. Тут нужен особый подход. Просто накапливать средства на счетах – не годится. Некоторые дома стоят в плане на ремонт на 2034-35 года. К тому времени инфляция "съест" все накопленные средства. А положить деньги на депозит не позволяет закон. Каверина предложила подходить к вопросу о капремонте многопланово, а не ограничиваться только максимальным увеличением срока проведения собраний, так как проблема, по ее убеждению, намного глубже. Александр Караваев сделал акцент на том, что попытка повлиять на решение вопросов в жилищно-коммунальной сфере – это шаг навстречу избирателям. По его словам, Свердловская область, которая и раньше благоволила СР, будет по-настоящему благодарна партии, если удастся отменить лицензирование деятельности управляющих компаний и экзамены для представителей ТСЖ. Ведь вместо реальной помощи эти нововведения будут только способствовать коррупции и недобросовестной конкуренции. В завершение второй секции к микрофонам вышли депутаты, которых беспокоили нестандартные вопросы и ситуации. Например, руководитель партийной фракции в Законодательном Собрании Калужской области Александр Трушков спросил, что делать, когда люди выражают протест и вообще не желают платить за капремонт. Ведь, понятно, что такое поведение закончится судом и выселением собственников. Депутат Государственного Совета Чувашской Республики, Секретарь Бюро Совета Чувашского регионального отделения партии Игорь Моляков сообщил о решительном протесте жителей Чебоксар против закона о капремонте. "Мы пришли к выводу, что закон о ремонте многоквартирных домов вообще противоречит Конституции РФ", заявил он. Представитель движения "Коммунальное сопротивление" в Крыму Сергей Баранов изъявил желание поделиться накопленным опытом в области решения коммунальных проблем. Для чего незамедлительно пригласил всех желающих в гости. В третьем блоке Совещания руководителей фракций и руководителей региональных отделений партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ обсуждалась тема законодательного обеспечения деятельности партии по преодолению социального неравенства, которое является ключевым направлением работы Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе. К работе секции были привлечены представители Экспертного совета. Модератором блока выступил член Центрального совета партии, член Совета Палаты депутатов, Председатель Совета регионального отделения партии в Ростовской области, первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Михаил Емельянов. Открывая секцию, он отметил, что тема преодоления социального неравенства должна быть ключевой для партии. И хотя, по его словам, неравенство имманентно присуще человеческому обществу и полностью его ликвидировать невозможно, большое социальное неравенство несет большую угрозу безопасности государственного строя. "Даже по самым скромным подсчетам разница между богатыми и бедными достигает 16%, а предел, после которого наступает угроза стабильности страны – 8%, предупредил Емельянов. Эту тему не очень охотно обсуждают СМИ. ЖКХ и МСУ обсуждают гораздо активнее. А вот социального неравенства избегают. Вы эти темы можете встретить либо в изысканиях научного толка, либо в левых изданиях. Почему? Просто, те люди, которые находятся у власти в России, абсолютно не заинтересованы в ликвидации социального неравенства. Напротив, именно они находятся на вершине этой пирамиды. Наша партия остается единственной, которая могла бы поднимать эту тему". Михаил Емельянов также отметил, что социальное неравенство это не только различие между богатыми и бедными, но и региональные, отраслевые диспропорции. Например, оплата в банковской сфере и в сельском хозяйстве может отличаться в 5-7 раз. То же самое – в диспропорциях между регионами. "Конечно, дело в экономической политике, пояснил оратор. Она такова, что производство не выгодно, ведь главными финансовыми силами являются инвестиции, спекуляции на рынке недвижимости". По мнению ответственного секретаря Экспертного совета фракции Натальи Малышевой, выступавшей следом, снижение неравенства и борьба с бедностью включают в себя, среди прочих мер, максимально профессиональную оценку экспертов самых разных направлений. "Понятно, что для управления таким большим объемом работ необходим Экспертный совет. Рассмотрение проблем неравенства включает в себя целый ряд сфер изучения и переработки, пояснила Малышева. Например, изучение налогового законодательства". Она отметила, что работа Экспертного совета связана и со взаимодействием с гражданским обществом. Малышева также напомнила о прошедшем недавно Московском экономическом форуме, на котором были зафиксированы многие предложения Экспертного совета, которые могли бы способствовать решению различных экономических проблем. "Естественно, важным аспектом нашей работы является работа с регионами, отметила эксперт, подчеркнув необходимость подробного изучения региональных законов и запуска пилотных региональных проектов. По мнению доктора экономических наук, профессора, генерального директора ОАО "Всероссийский центр уровня жизни" Вячеслава Бобкова, необходимо формировать комплексный спектр региональных программ по повышению качества жизни. "Именно в комплексной постановке вопроса центральная роль принадлежит снижению бедности и снижению социального неравенства, пояснил он. Для того, чтобы понимать о чем речь, необходимо формировать комплексную систему стандартов разного уровня достатка. В Российской Федерации просто нет закона о минимальных социальных стандартах". Бобков заострил внимание на многогранности проблемы социального неравенства. По его словам, под этим термином чаще всего понимается неравенство доходов. Но есть иной вопрос, который в нашем обществе не рассматривается неравенство активов. "Активы – это сбережения, акции, недвижимость и так далее. Россия страна с самым высоким неравенством активов. По некоторым измерениям, у нас 1% населения владеет 76% активов, отметил оратор. – То же можно сказать и о неравенстве в качестве жизни. Например, неравенство образования, которое сейчас растет с огромной скоростью ведь ВУЗы ставятся в положение, когда они вынуждены отдавать приоритет платной форме обучения, поскольку средств, выделяемых государством, не хватает. В сочетании с ЕГЭ, которое дает возможность поступать в ВУЗы тем, кто ничего не знает, образование полностью девальвируется". Среди прочих тревожных признаков возрастания социального неравенства Бобков отметил такие, как сокращение мест в лечебных заведениях, спад доступности здравоохранения, сокращение числа сельских школ, ветшание жилищного фонда. "Партии в этом отношении стоит занимать активную позицию, больше опираться на науку, больше заниматься проблемами жизни людей. Мы живем в новой России и как раньше уже не получится, нужно активно перестраиваться", подытожил Бобков. Член Центрального совета партии, Секретарь Бюро Совета регионального отделения партии в Челябинской области, член комитета Государственной Думы по промышленности Василий Швецов обратил внимание на соотношение бедных и богатых семей, которое составляет 1 к 26. Притом, что угрожающий коэффициент равен восьми. Также, по словам Швецова, доход богатых семей в год увеличивается примерно на 40%. Способствует этому единый подоходный налог и единый социальный налог с его регрессивной шкалой. "Сегодня очевидно, что решать проблему бедности возможно, откорректировав распределительные механизмы, полагает Швецов. К моему великому сожалению, думское большинство отражает интересы олигархического класса и мешает продвижению ряда законопроектов, вносимых нашей фракцией. Не решаются вопросы с ограничением оплаты топ-менеджмента, завис вопрос с минимальной оплатой труда и еще ряд законопроектов". Разрыв между оплатой труда различных работников парламентарий проиллюстрировал рядом примеров. Так, по его словам, зарплата рядового сотрудника "Сбербанка" составляет 58 тысяч рублей, а сотрудника управления банка составляет 12 миллионов рублей в месяц. По мнению депутата, необходимо постепенно понижать завышенные доходы и повышать прожиточный минимум до реального, основанного на научных критериях, установить достойную социальную защиту населения, ограничить максимальный уровень оплаты труда и начать реформу налоговой системы, в том числе, установить налог на роскошь. Шевцов также отметил, что в Правительство уже было внесено предложение о создании единой рабочей группы по снижению уровня бедности в стране. Следом выступил председатель Совета регионального отделения партии в Новгородской области, заместитель губернатора области Алексей Афанасьев. Он напомнил, что одинаковые права должны быть предоставлены инвалидам, людям с ограниченными возможностям, многодетным семьям. "Равенство прав дается нам при рождении, заявил он. А равенство возможностей это результат усилий, предпринимаемых государством, обществом и каждым человеком в отдельности. В Новгородской области особое внимание уделяется поддержке многодетных семей. Только комплексы мер по социальному обслуживанию граждан могут снизить социальное неравенство". Афанасьев особо подчеркнул, что задачей партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ должна быть не ликвидация богатства, а ликвидация бедности. В завершение совещания с заключительным словом к его участникам обратился Председатель Совета Палаты депутатов партии, Заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев. Он отметил, что "конечный результат деятельности партии – в публичной сфере, в каждом регионе, на публичных площадках, на площадках избирательных баталий, которые теперь проходят как минимум раз в году". Сегодня идет голосование на выборах мэра Новосибирска, в целом ряде субъектов РФ проходят внеочередные выборы, довыборы. По словам Левичева, "надо честно признать, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на этих довыборах не очень хорошо представлена. Мы отстаем по выдвижению наших кандидатов от КПРФ, ЛДПР, "Единой России". Получается, что когда проходят плановые, масштабные выборы, Центральный аппарат, руководство партии, депутатский корпус стараются держать это в поле внимания, составлять планы, "теребить" региональные отделения. А на уровне довыборов это чистый эксперимент". Политик отметил, что из Москвы невозможно добраться до каждых муниципальных выборов, или внеочередных выборов глав сельских поселений, что нет такой единой информационной системы, такого мощного аппарата, который в режиме онлайн активно отлеживал бы каждую выборную ситуацию. "Но давайте сами себе скажем, что если парламентская партия, которая имеет сильные региональные отделения, пропускает большую часть таких довыборов, это симптом, это диагноз. Мы про местное самоуправление, про укоренение в народную жизнь на местах говорим с трибуны, а пока, последние пару лет, этот индикатор участия местных и региональных отделений в местных выборах и довыборах перестал расти". "Остается пожелать нам чаще встречаться, чтобы мы чувствовали, что мы объединены общим мировоззрением, общими убеждениями, что нам надо вмести расти и стремиться к тому, чтобы Россия, прирастающая новыми территориями и воссоединяющаяся со своими потерянными на долгие годы соотечественниками, становилась все более справедливой", – заключил Левичев.
|