ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Госдума отклонила законопроект, устанавливающий максимальный размер вознаграждений руководителей госкорпораций

01 апреля 2014

1 апреля Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 266187-6 "Об установлении максимального размера оплаты труда и вознаграждений руководителей государственных предприятий". Инициативу парламентариям представили ее авторы, члены фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" – Олег Нилов и Андрей Руденко. При обсуждении этого законопроекта от фракции "СР" выступил Александр Тарнавский. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы:

Олег Нилов:

– Ещё раз поговорим о зарплатах руководителей госкорпораций и госкомпаний. Как-то странно, ведь это альтернативный закон тому, который был рассмотрен на прошлой неделе. Но сейчас мы рассматриваем его отдельно. Бог с ним.

Значит, разобрались с "парашютистами" в предыдущий раз и лишили топ-менеджеров как будто самого страшного – выходного пособия. Пусть и многомиллионного, но без которого они, как, действительно, без "золотого парашюта" продолжают пользоваться "золотыми" вертолётами, самолётами и яхтами, получая официальную заработную плату и бонусы в сотни раз превышающие заработную плату Президента РФ. На каком основании? Кто мне может ответить? Вот сейчас будет оппонент на этой трибуне стоять, пусть убедит меня, что они в сто раз больше приносят пользы, денег и славы российскому государству. Давайте их тогда награждать Нобелевской премией. Нет такой? Давайте, предложим эквивалент такой премии в России, будем награждать, а не выдавать каждый месяц в обязательном порядке. Речь идёт о миллиардах для казны России.

Я могу привести примеры отдельных таких зарплат, не называя фамилий. Зарплата главного человека в "ВТБ-24" в 164 раза превосходит зарплату Президента. Руководители в "Газпром" и "Роснефть" – в 136 раз больше оцениваются, чем Президент РФ. Кем оцениваются? Кто устанавливает такие зарплаты? Давайте, покажите мне, кто установил такую зарплату им? В сотни миллиардов, в десятки миллионов долларов ежегодно.

Поэтому моё предложение очень чёткое и конкретное: ничья заработная плата из тех, кто работает на государство, не должна быть больше, чем заработная плата Президента. По прошлому году это 5 миллионов рублей, для справки. В этом году, вчера как раз были опубликованы декларации и сведения, произошло снижение на полтора миллиона. 3,5 миллиона на сегодняшний день в условиях непростой ситуации у нас получил Президент Российской Федерации.

Вторая часть. Да, здесь в моем законопроекте есть еще технические нюансы, они касаются и выплаты вот этих вот "парашютов". Да, я считаю, нужно оговорить условия, и их тут более десятка и не буду вам перечислять, когда эти выплаты вообще не производятся. Это не оговорено было в предыдущем законопроекте. Ну, например, нарушение трудовой дисциплины: пьянство, прогулы, нанесение ущерба предприятию. Даже это не оговорено пока в законодательстве. И всё равно там три или сколько-то окладов при увольнении получается, в любом случае эти деятели получают. Извините, неправильное слово "деятели", они выдающиеся деятели нашего государства, потому что действительно так себя сами оценили.

Ну и есть ещё одно предложение. Я подготовил законопроект, по которому, если уж очень хочется руководителю какого-то суперпредприятия, суперэффективного и полезного, получать в разы, в десятки, в сотни раз больше, чем Президент, одно условие я предлагаю: установи кратность. В моём законопроекте, который сейчас готовится, она должна быть не более десяти – это отличие минимальной заработной платы в твоей корпорации, в твоём предприятии и максимальной. Вот когда у тебя будет уборщица получать всего лишь в десять раз меньше, чем ты, тогда я, может быть, ещё как-то буду нормально смотреть на эту ситуацию. И считаю, что этот пример нам нужно показать и в Государственной Думе, когда у нас и помощники, и технические специалисты получают по московским меркам действительно невозможную для проживания заработную плату.

Давайте, Сергей Евгеньевич, начнём с Государственной Думы. Предложение: зарплата Председателя не должна отличаться более чем в десять раз от зарплаты самого малооплачиваемого сотрудника, помощника или технического работника Государственной Думы. Это справедливо будет, и это я не придумываю, коллеги. Эти законы работают и действуют, в том числе и в европейских государствах. И тогда будет снимать та колоссальная напряжённость между действительно нищенскими слоями трудящихся людей России и небожителями, которые считают, что они отрабатывают, что они зарабатывают, что они приносят пользу в сотни раз большую, чем Президент Российской Федерации.

Спасибо.


Андрей Руденко:

– Я, как соавтор законопроекта присоединился к Олегу Анатольевичу, потому что считаю, что порядок в стране наводить надо.

Мы можем много, хорошо и красиво говорить, но когда у нас встает вопрос... Мы с вами слушаем Послание, которое доводит Федеральному Собранию Президент. И он постоянно посылает нам определенные сигналы и говорит: помогите мне, сделайте, внесите предложения, которые позволят развить экономику страны.

Вот простой пример для тех, кто сомневается, как работают наши муниципальные организации. Ко мне обратились депутаты одного Камышеватского поселения. 12,5 миллиона в год у него бюджет, глава поселения себе поставил зарплату 70 тысяч в месяц, и 2,5 миллиона у него фонд заработной платы для небольшого депутатского корпуса. А остальное куда, на нужды поселения? А где брать деньги на тротуары, на свет и всё остальное?

Дальше будем говорить о госкорпорациях. Даже возьмите Правительство, оно у нас, чтобы вы знали, я раскрою секрет некоторым: в Аппарате Правительства по нынешним зарплатам зарплата определённых чиновников доходит 900 тысяч руб. 800 и 700 руб. – это работники Аппарата Правительства. В то же время Президент получает у нас, сколько там?.. Но давайте как-то соблюдать иерархию определённую. Но не может работник Аппарата Правительства получать выше Медведева, больше Премьера.

Поэтому должна быть откорректирована структура так, чтобы у нас была та иерархия, которая раньше была в Советском Союзе. Мы опять вернулись к нормам ГТО? Правильно? Будем вводить нормы ГТО, развивать наш массовый спорт? Так давайте посмотрим, что хорошего было в Советском Союзе. Посмотрим на ту систему, которую мы разрушили, но не построили новую.

Давайте для государственных предприятий, предприятий с государственным участием и там, где роль государства существенна, давайте сделаем какую-то структурированную систему, какую-то иерархию. Но мы же просто дистанцируемся от населения, которое видит прекрасно, какие зарплаты получают топ-менеджеры, как наши некоторые государственные концерны стремятся буквально к небожителям, как идёт разрыв между простыми людьми, получающими пенсию в 10 тысяч рублей или сотрудниками различных структур государственных и миллионерами, которые зарабатывают миллионы за месяц. Вот суть законопроекта, концепция. Да, мы можем ошибаться, для этого мы внесли концепцию законопроекта и просили её поддержать в первом чтении.

Мы согласны с некоторыми замечаниями, которые сделали наши коллеги. Может быть, допущены некорректные высказывания об муниципальных учреждениях. Но я хотел бы отметить, что мы тоже не боги. Поэтому мы хотели, чтобы то, что мы внесли с коллегой, обсудили и сказали: по правильному пути идём или неправильному. Всё-таки Президент у нас не должен получать меньше сотрудника своего Аппарата или Администрации. Спасибо.

Александр Тарнавский:

– Добрый день, уважаемые коллеги!

Напомню, что мы сейчас продолжаем обсуждать. Обсуждаем законопроект моих коллег о возможном ограничении зарплат в государственном секторе. Точнее, суть законопроекта, который внёс Олег Анатольевич Нилов с другими коллегами, заключается в двух вещах. Поскольку мы сейчас говорим о законопроекте в первом чтении и говорим о концепции законопроекта – это возможность ограничения зарплат руководителей компаний, госкомпаний, либо компаний имеющих отношение к государству, где, по крайней мере, есть контрольный пакет. И, конечно, вопрос о "золотых парашютах." Ну вопрос о "золотых парашютах" мы так или иначе недели две назад решили. По-разному мы оценивали тот законопроект. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" посчитала, что этот закон, там речь шла, напомню, о трёх ежемесячных зарплатах, если и шажок вперёд, то очень робкий. Но, по крайней мере, на каком-то этапе эта тема завершена.

А вот что касается обсуждения зарплат, то вот сейчас мы этим занимаемся и могу, выступая от фракции, сказать, что тема эта необычайно актуальна. Прежде всего, она актуальна потому, что сейчас в России, а это ненормально – высочайший уровень расслоения населения. И зарплаты в госсекторе подливают огонь в этом отношении вместо того, чтобы этот огонь гасить.

Во-первых, мы имеем ситуацию, когда руководители государственных компаний имеют непомерно высокую зарплату. Примеры приводились, примеры будут приводиться, поскольку мы с коллегами будем обсуждать следующие законопроекты, которые будет представлять фракция КПРФ и также мои коллеги по фракции, но разброс велик. Речь идёт о миллионах долларов. Не знаю, насколько это отвечает действительности, но вот коллега Вадим Соловьёв из фракции КПРФ говорил о том, что один наш руководитель госкомпании получил вознаграждение в последнее время, равное или близкое к 50 миллионам долларов в год, что, наверное, ненормально.

Другой пример я уже приводил, обсуждая вопрос о "золотых парашютах". Это руководитель одной из компаний, который был у нас. Ему было стыдно назвать свою нынешнюю зарплату. Она в итоге оказалась, я напомню, зарплатой, близкой к зарплате депутатов. И он был полностью уверен, что его зарплата должна быть в десять раз выше того, что он получает сейчас. То есть в десять раз выше зарплаты сегодняшней депутатской. При этом то, что работники в его компании получают 10-15 тысяч рублей в месяц, это его, увы, не очень волновало.

К сожалению, это сейчас распространённая практика. Поэтому то, о чём сегодня говорилось, прежде всего, коллегами из фракции ЛДПР, Сергеем Катасоновым, о чем шла речь, например, в законопроекте Сергея Иванова, который мы перенесли на следующую пятницу, относительно шкалы и соотношения зарплат уровня руководителя и рядовых работников, что она там должна быть один к восьми либо некая другая – это тоже важные элементы, который мы полностью поддерживаем. Он должен быть введён, его надо обсуждать, и мы это будем дополнительно обсуждать. Это то, на что нельзя не обращать внимания.

Мы по-прежнему полагаем, что надо иметь очень серьёзные аргументы к тому, чтобы зарплата государственных менеджеров была выше зарплаты Президента. Коллега Старовойтов из фракции ЛДПР, по-моему, очень убедительно об этом говорил.

И, конечно, мы понимаем, что было бы неплохо иметь прогрессивную шкалу налогообложения, о чём говорил Михаил Васильевич Тарасенко – наш содокладчик. Но мы слышали, что в ближайшее время мы такую шкалу не получим, будет плоская шкала налогообложения, но принимать какие-то решения нужно.

Поэтому я бы так сформулировал задачи: мы, обсуждая в Думе те или иные острые и важные вопросы, даём импульсы обществу и, наверняка, сегодня СМИ и многих активных наших граждан интересует, что сегодня Дума обсуждает. Дума обсуждает зарплаты госменеджеров. Какие они? Люди, в принципе, знают, читают Интернет, газеты, что мы получим в результате, какой будет ответ на это обсуждение. Это все узнают после того, как мы проголосуем. Мы приблизительно догадываемся, какой будет итог голосования, поэтому если импульс будет отрицательный – это не очень хорошо. Тем более что, как мне показалось, и три оппозиционные фракции дали свои предложения о том, что ограничивать зарплату госменеджеров так или иначе нужно.

Мы также в прессе прочитали, в "Известиях", если не ошибаюсь, в начале месяца, что Общероссийский народный фронт выступил за это и, как мы узнали, законопроект соответствующий подготовил член фракции "Единая Россия" Александр Сидякин. Там речь идёт о том, что зарплата руководителей и работников госкорпораций не должна быть выше зарплаты Президента. Но, по крайней мере в рассылке, этого документа нет. Надеюсь, что он появится.

Поэтому мы должны принять сегодня важное решение и показать обществу на что мы настроены не только на словах, а конкретными делами и своим голосованием. Это люди и увидят.

В заключение также я хотел сказать, что вообще те, кто работал в бизнесе, то работа в государственной компании, помимо того, что там это высокооплачиваемый труд, это большая синекура. Такая компания не может никогда разориться, ей всегда кинут деньги из федерального либо регионального бюджета. В такой компании люди получают зарплату вовремя и даже не думают о том, что им зарплата может быть не выплачена вовремя. Поэтому там, к сожалению, другие настроения. Сравнивая опыт работы в госкомпании и в частной компании, отмечу, к сожалению, что в частной компании работать намного тяжелее.

Теперь, что касается позиции нашей фракции. Ещё раз повторюсь, мы её заявляли. Мы не за то, чтобы глядеть в карман госменеджерам, мы за то, чтобы все, и не только руководители госкомпаний были богатые, но были богаты все россияне.

Поэтому, когда сегодня Олег Анатольевич говорил о зарплатах наших руководителей, речь шла о повышении зарплаты всем.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024