ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Разворот: Ограничение доступа партий к выборам

21 марта 2014

А.Поздняков – 15 часов, 35 минут в Москве. В студии Эвелина Геворкян и Андрей Поздняков. К нам по телефону подсоединился сейчас Михаил Емельянов – первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике и соавтор поправок в закон о выборах. Здравствуйте, Михаил Васильевич, слышите нас?

М.Емельянов – Здравствуйте, да-да.

А.Поздняков – Я просто в двух словах нашим радиослушателям напомню, в новостях они слышали, скорей всего, уже не раз об этих поправках. Речь идет о введении таких фильтров для участников выборов на всех уровнях. В частности для участия, например, в московских выборах, в выборах в Мосгордуму партиям, которые не представлены в парламентах и не представлены в Мосгордуме, им надо будет собирать подписи. Я посчитал по Москве – им надо будет собрать 36 тысяч 510 подписей – это, если исходить из количества данных избирателей за 2013 год. Собственно, хочется начать с такого вопроса, отталкиваясь от подзаголовка в "Коммерсанте", – это делается для того, чтобы отсечь лишние партии и, так называемых политиков "варягов", то есть, известных оппозиционных деятелей?

М.Емельянов – Да нет, такой цели не было, когда мы готовили соответствующие поправки, просто после реформы, предложенной Медведевым, когда стали образовываться в огромном количестве партии, возникла такая опасность затуманивания политического спектра. Ведь существует иллюзия, что демократия – это, когда очень много партий. На самом деле демократий, когда есть 2, 3, 4, ну, максимум 5-7 сильных партий, которые могут конкурировать успешно между собой и контролировать исполнительную власть. А множество мелких партий, естественно, не могут контролировать исполнительную власть, они не могут успешно бороться с правящей партией. Собственно, вся реформа медведевская была задумана для того, чтобы был один сильны слон "Единая Россия" и множество мелких мосек, которые бы на него гавкали и не могли влиять реально на власть. Наши поправки нацелены на то, чтобы в выборах участвовали реальные партии, у которых есть кадровый состав, ресурсы, возможности для борьбы, а все партии спойлеры, мелкие, несерьезные, были отсеяны.

А.Поздняков – То есть, если я правильно вас понимаю, всевозможные оппозиционные партии и объединения, они на самом деле должны быть заинтересованы, всевозможный "Парнас" я имею в виду, партия Навального.

М.Емельянов – По большому счету, да, но я не думаю, что "Парнасу" и партии Навального стоит чего-то опасаться. Все-таки они сумели сформироваться в реальную политическую силу, провести где-то хотя бы одного человека, и собрать 36 тысяч подписей за того же Навального, который собрал 27% на выборах, ну, наверное, это не проблема.

А.Поздняков – Скажите, пожалуйста, когда вы нам отвечали, говорили о демократическом устройстве, ведь готовили эти поправки, вы смотрели на опыт других государств. Это так делается?

М.Емельянов – Да, практически во всех западных странах существуют определенные барьеры. Это не барьеры, а должны быть определенные доказательства со стороны партий о своей серьезности, о серьезности своих намерений. Что это не просто клуб по интересам, который хочет поморочить голову избирателям, а это партия с серьезными намерениями, которая готова бороться за власть, которая обладает для этого необходимыми ресурсами.

А.Поздняков – А не открываете ли вы, таким образом, возможность для административных помех при сборе подписей? 36 тысяч 510 подписей – ведь это же все подписи должны пройти проверку, они должны быть приняты избирательной комиссией. То есть, подписей на самом деле нужно собрать больше.

М.Емельянов – Вы знаете, здесь проблема не столько в процедуре сбора подписей, сколько в характере, если хотите, политического режима. Институт сбора подписей был в 90-е годы, и никто не жаловался, что это административный барьер. А, что касается административных барьеров, то, сейчас достаточно, если какую-то неугодную партию надо снять с выборов, то есть сбор подписей, нет сбора подписей – такой вариант найдут. Но ради объективности нужно сказать, что на последних выборах 8 сентября в 2013-м году, все-таки административное давление стало намного меньше, чем на предыдущих выборах.

Э.Геворкян – Скажите, пожалуйста, сейчас прошло уже первое чтение, и в статье, в "Коммерсанте" пишут о том, что во втором чтении могут еще больше ужесточить этот законопроект. Речь идет о том, чтобы убрать норму, согласно которой к региональным выборам свободно допускаются партии, имеющие представителей в Заксобраниях других регионов. Так ли это?

М.Емельянов – Пока это только идея, я тоже ее слышал, но не видел ее исполненной в виде поправки. Но я был бы сторонник этой идеи. Все-таки в каждом конкретном регионе партия должна доказывать свою состоятельность, а не жить за счет других регионов.

А.Поздняков – Тогда получается, что в Москве будет одна "Единая Россия", и коммунисты смогут участвовать так беспроблемно, ну, и парламентские еще.

М.Емельянов – Остается сбор подписей. Но опять же, я думаю, преждевременно обсуждать такие предложения, поскольку они не оформлены в виде поправок. Кто-то где-то высказал идею.

Э.Геворкян – Подождите, мне кажется, если ты говоришь Андрей про Москву, "Единую Россию" и коммунистов, то, если говорить про регионы, где, в принципе "Единая Россия" – под 90% набирает и там, вообще нет других сильных партий по большому счету, то что будет там, в регионах.

М.Емельянов – Вы видимо, не совсем хорошо знаете региональную ситуацию. Уже практически не осталось регионов, где есть только "Единая Россия". Там, где такие регионы остались, это в основном в некоторых республиках, но опять же, поверьте, этот законопроект мало на что повлияет. Там используются другие механизмы, совершенно не прописанные в законе для того, чтобы манипулировать выборами. Я могу вам сказать, что вы ищете в этом законопроекте, что плохо для оппозиции, но этот законопроект больше в пользу оппозиции, чем правящей партии. Потому что, допустим, нас очень волнуют спойлерские партии, ведь налепили там: "Коммунисты за справедливость", "Пенсионеры за справедливость" и, понимаете, для чего это сделано? Для того чтобы оттягивать голоса и размывать у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", причем в результате перераспределения эти голоса, которые поданы за "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" в конечном счете, оказываются у "Единой России". Мы такое проходили в Ростовской области, я депутатом избран оттуда, примерно 4% голосов на последних выборах ушли партиям-спойлерам. Поэтому мы очень заинтересованы, чтобы поставить какой-то барьер от этих партий-спойлеров. Тем более, многие из них создаются за деньги, известно кем, но есть один известный деятель, который создал 3-4 партии и выставил их на продажу. Согласитесь, что это не то, что должно быть в нашей политической системе.

А.Поздняков – Михаил Васильевич, у вас есть, наверное, какие-то прогнозы, сколько, например, в Москве должно быть партий в бюллетенях в Мосгордуму, и сколько с этим законом, если он будет принят, будет?

М.Емельянов – Я думаю, даже с учетом этого закона, если он будет принят, то не менее 15 партий будет в Москве. Согласитесь, это немало.

А.Поздняков – Да, действительно, много. Понятно. Спасибо большое! Это Михаил Емельянов – заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, один из авторов законопроекта о поправках в закон о выборах. Законопроект, который вводит ограничения для участия партий в выборах, в том числе, в выборах в местные собрания.

Источник: Эхо Москвы

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024