Госдума рассмотрела законодательную инициативу о квотировании рабочих мест для выпускников 19 марта 2014 19 марта Государственная Дума отклонила законодательную инициативу СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ о квотировании рабочих мест для выпускников. Проект федерального закона № 240379-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о квотировании рабочих мест для выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования) представил один из его авторов – Виктор Шудегов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в поддержку данного законопроекта выступила Татьяна Москалькова. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы: Виктор Шудегов: – Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект о квотировании рабочих мест для выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. В настоящее время Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года за номером 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" таким правом получения работы наделяются только граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые. Обращаю ваше внимание на возраст – 18-20 лет. Это тот возраст, когда абсолютное большинство юношей и девушек обучаются в профессиональных учебных заведениях. Таким образом, действующая норма фактически защищает от безработицы лишь мизерную часть выпускников: это бывшие ПТУ и колледжи. Фактически действующее законодательство не предусматривает эффективных мер по защите молодёжи от безработицы. При этом мы понимаем, что наиболее актуальной сегодня эта проблема является для выпускников вузов. По прогнозам Минтруда России официальная безработица на уровне миллион 100 тысяч – миллион 200 тысяч будет сохраняться ещё до 2015 года. Ну, это официально. Неофициально, может быть, в несколько раз выше. Хочу также отметить, что среди этой численности каждый третий – это молодой человек, и, в первую очередь, выпускник вуза. Более того, современный российский бизнес нередко одним из условий приёма на работу ставит наличие стажа работы по профессии не менее трех лет. А откуда взять эти три года, если он только-только заканчивает вуз? Указанные требования не только препятствуют трудоустройству указанных выпускников, но и способствуют их профессиональной деградации в связи с невостребованностью обществом полученных ими знаний и компетенции. Такая ситуация с трудоустройством среди молодёжи имеет крайне негативные и многогранные последствия: социальная неустроенность, материальная неспособность создать молодую семью, потеря профессиональной квалификации, формирование криминальной среды, неудовлетворённость молодёжи жизнью в России, аполитичность и так далее. С целью обеспечения минимальных гарантий в части трудоустройства выпускников государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования настоящим законопроектом предусматривается установление обязанности работодателей квотировать рабочие места для вышеназванных выпускников. Указанные положения устанавливаются путём внесения изменений в три федеральных закона Российской Федерации: "О занятости населения в Российской Федерации", в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Так, статьёй 1 законопроекта вносятся изменения в статьи 3, 7, 13, 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", которыми, в том числе вводятся следующие положения. К государственной политике в области содействия занятости населения отнесено осуществление мероприятий, направленных на содействие занятости граждан из числа выпускников государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования, обучающихся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований и ищущих работу впервые до истечения первого года после окончания обучения. В ныне действующей редакции содействие в трудоустройстве, как я уже говорил, осуществляется только гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, что серьёзно ограничивает категорию выпускников, которым может быть оказано содействие в трудоустройстве. Следующее. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения дополнительно отнесено осуществление надзора и контроля за приёмом на работу выпускников, имеющих право на трудоустройство в пределах установленной квоты, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предприятий и составление протокола. Выпускники отнесены к категориям граждан, для которых государство обеспечивает дополнительные гарантии в поисках работы путём разработки и реализации программ содействия занятости, в создании дополнительных рабочих мест и специализированных организаций. Определена квота для приёма на работу для организаций. Среднесписочная численность работников, которых за месяц составляет от 100 и более человек, в размере не менее 1 процента от среднесписочной численности работников за месяц. Устанавливается, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций организуют квотируемые рабочие места для выпускников за счёт собственных средств. Порядок квотирования рабочих мест для выпускников определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Статьёй 2 законопроекта устанавливается ответственность работодателей за нарушение прав выпускников государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в области трудоустройства и занятости по квотам. С этой целью статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется частью 3, устанавливающей, что в случае отказа работодателя в приёме на работу вышеуказанных выпускников в пределах установленной квоты – это влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей. Уважаемые коллеги, конечно, отзыв Правительства отрицательный на данный законопроект, но хочу отметить, что замечания, которые Правительство высказало, абсолютно, я бы сказал, не имеют под собой никаких оснований. Первое. Они отмечают, что мы устанавливаем квоты только для выпускников государственных образовательных организаций и только для выпускников, которые обучались по очной форме. Но хочу отметить, что когда наши выпускники школ выбирают для учёбы негосударственные образовательные организации, то это их выбор: они прекрасно понимают, что они поступают на временно востребованные специальности и после окончания вуза никто им не может гарантировать наличие рабочих мест. И второе. То, что касается очной формы, безусловно, те, кто обучаются у нас по другим формам, они уже трудоустроены и у них не так остро стоит эта проблема. Хочу также отметить, что те контрольные цифры, которые министерство устанавливает для каждого вуза на бюджетную форму обучения, это есть ни что иное как госзаказ и по окончании обучения выясняется, что государству эти специалисты не нужны. Поэтому мы все прекрасно понимаем, что вернуться к тому обязательному распределению, которое когда-то существовало у нас в советские времена, уже невозможно. Считаю, это нарушение прав человека, но ввести квотирование всего лишь одного процента от среднесписочного состава ежемесячного это вполне соответствует естественной смене, я бы сказал, кадров в каждом учреждении. Спасибо за внимание. Прошу поддержать данный законопроект.
Татьяна Москалькова: – Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" на протяжении двух уже созывов постоянно поднимает проблему гарантий молодых специалистов. Это вопросы жилья для молодых специалистов и молодёжи в целом, это вопросы рабочих мест, образования, здоровья, и, к сожалению, ни один законопроект у нас не получил поддержки. Сегодняшний законопроект обусловлен реалиями сегодняшнего дня, болью за будущее России, которая сегодня приросла Крымом и Севастополем и ответственностью в целом за будущее поколение. Сегодня отъезд российских молодых специалистов по-прежнему очень велик. 32-34 тысячи молодых людей ежегодно выезжает на работу за рубеж. Средний возраст людей, которые стоят на учёте, безработных, а их у нас порядка миллиона, – 25–30 лет. Если мы посмотрим результаты опроса ВЦИОМ, то тоже цифра не очень радостная. Мы получили данные, что уехать из страны хотела бы почти половина высокообразованных молодых специалистов. Поэтому этот законопроект, который предлагает механизмы, гарантии молодёжи, получившей высшее образование, получившей среднее специальное образование, как раньше это называлось, очень важный для нашей страны. И они настолько просты, апробированны в период социализма, где действительно социальные гарантии для молодых специалистов были на высоком уровне, это главный механизм квотирования рабочих мест для тех, кто окончил вузы. Вы помните, что за молодёжью закреплялся наставник, что ему давались навыки в эти годы особые, что была особая система премирования. То, что давало возможность закрепить молодые кадры, решить вопрос удержания их от выезда за рубеж для работы. И, конечно, те заключения уважаемых комитетов, которые мы читаем, очень мало. Аргументы не выдерживают никакой критики ни у комитета, возглавляемого Исаевым, ни у профильного комитета. Поэтому большая просьба ещё раз к депутатскому корпусу, обратиться к теме гарантий молодых специалистов удержания их от выезда за рубеж, решение вопроса регулирования рынка труда, и поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание.
|