ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Андрей Озеров об устранении избыточного контроля в сфере розничной торговли ювелирными изделиями

11 марта 2014

11 марта Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект Федерального закона № 364865-6 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части установления особенностей осуществления обязательного контроля). Законопроект представил один из его авторов Андрей Озеров:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" разработан в целях устранения избыточного контроля в сфере розничной торговли ювелирными изделиями.

Суть предлагаемых изменений в следующем. Первое: необходимо освободить ювелирные организации, торгующие в розницу, от проведения обязательного контроля за сделками с оплатой по безналичному расчёту, поскольку такой контроль ведут коммерческие банки и нет необходимости в двойном контроле.

Второе: надо отменить требование идентификации покупателей ювелирных изделий в розницу при сумме сделки, не превышающей 600 тысяч рублей. В настоящее время этот порог установлен в размере 15 тысяч рублей. Между тем, по рекомендации международной организации ФАТФ, этот порог начинается от суммы сделки в 15 тысяч евро, что в пересчёте на сегодняшний момент более 750 тысяч рублей.

Ко мне поступило заявление Гильдии ювелиров России, в котором они обращают внимание на последние существенные изменения в законодательстве России в части противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, которые напрямую касаются ювелирной отрасли. Дело в том, что с июня 2013 года все организации ювелирного сектора, в том числе индивидуальные предприниматели, работающие в розничной торговле, включены в список лиц, которые обязаны принимать меры по борьбе с отмыванием доходов и разрабатывать правила внутреннего контроля, а также информировать Росфинмониторинг обо всех необычных операциях своих клиентов.

Вследствие этого проверяющие органы будут завалены совершенно разными формами справок и документов. Вместе с этим, ни Росфинмониторинг, ни Пробирная палата не укомплектованы штатными специалистами для осуществления полноценного мониторинга легализации преступных доходов при обороте ювелирных изделий в розничной сети. Поэтому эта мера создаёт лишь организационные трудности предпринимателям для ведения бизнеса и исключительные неудобства самим покупателям.

В то же время осуществление выборочного мониторинга достоверности представляемых данных со стороны надзорных органов предполагает избирательный характер проверок, что может привести к наличию коррупционной составляющей.

Действующий закон также регламентирует обязанность организаций ювелирной отрасли идентифицировать своих клиентов при сумме покупки 15 тысяч рублей. До продажи они обязаны потребовать от покупателя паспорт в целях идентификации последнего.

Эта процедура идентификации покупателя противоречит Гражданскому кодексу и принципам розничной торговли. По закону "О защите прав потребителей" продавец по договору розничной купли-продажи не вправе требовать предъявление паспорта, а тем более осуществлять обработку персональных данных покупателей без их согласия.

Таким образом, требование закона по идентификации покупателя в ювелирной сфере является дискриминационным, по сравнению с условиями, установленными для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю.

И последнее. Сохранение дискриминационных мер по отношению к ювелирному бизнесу в действующем федеральном законе не решает главную проблему – противодействие легализации незаконных доходов, а создаёт лишь определённые неудобства покупателям и продавцам.

Во-первых, покупка ювелирных изделий не может рассматриваться как способ легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирование террористов, если только это не выражено в слитках и в драгоценных металлах. В ином случае бессмысленно приобретать десятки и даже сотни изделий с последующей их перепродажей.

Во-вторых, из-за опасности раскрытия и утечки персональной информации, передаваемой третьим лицам, многие покупатели откажутся от легальных покупок ювелирных изделий, что в итоге приведёт к увеличению доли "серого рынка" или переноса покупательского спроса за рубеж. Учитывая вышеизложенное, призываю вас поддержать данный законопроект и, если потребуется, его необходимо будет обсудить во втором чтении.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024