ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

"Правительственный час" с участием министра промышленности и торговли РФ

22 января 2014

22 января в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы министру задали Виктор Шудегов, Анатолий Аксаков, Александр Тарнавский, выступил Валерий Гартунг:

Александр Тарнавский:

– Уважаемый Денис Валентинович, как известно, в рамках различных программ государственного заказа закупается большое количество научно-технологического оборудования. Однако из различных источников в нашу фракцию приходит информация, что это оборудование недостаточно быстро используется, зачастую просто оно простаивает в плёнке. В этой связи вопрос: можно ли обратить внимание министерства на эту проблему, в том числе каким-либо образом скоординировать и действия других министерств, в части инвестиций в создание научно-технологического задела, соответствующего современному уровню мировых стандартов.

Спасибо.

Денис Мантуров:

– Александр Георгиевич, мы были озабочены этой проблемой год назад и совместно с Министерством образования сформировали совместный портал, провели инвентаризацию всего парка оборудования, которое закупалось за бюджетные, внебюджетные источники технологическими, в первую очередь, вузами, научно-исследовательскими организациями.

Вы правы абсолютно, поскольку по многим позициям они используются крайне редко и крайне мало, а причина основная в том, что пользователи просто не знают, куда идти и где они могут воспользоваться такой услугой и использовать такой научно-технический задел. Поэтому мы сформировали этот портал, сейчас он абсолютно открыт и доступен для общего пользования, когда инновационные компании, предприниматели, научное сообщество может обратиться к этому порталу и получить достоверную полноценную информацию о том, где какое оборудование находится, на каких условиях можно получить доступ к этому оборудованию, для того чтобы не закупать ещё один испытательный стенд, для того чтобы не тратить ни бюджетные, ни внебюджетные источники, а для того чтобы их максимально загрузить, уже те испытательные лаборатории, которые уже сформированы.

Спасибо большое.

Анатолий Аксаков:

– Уважаемый Денис Валентинович!

Нашим промышленникам, в том числе машиностроительным предприятиям, трудно конкурировать со своими зарубежными коллегами, не имея длинных и дешёвых кредитных ресурсов.

И вот что делает Минпромторг для того, чтобы всё-таки создать такое финансовое плечо, для того, чтобы наши компании могли конкурировать на этом рынке?

И вторая часть вопроса, она тоже с конкуренцией связана. Те, кто провёл модернизацию и, вроде бы, производит современную технику, испытывают жёсткую конкуренцию с бэушной продукцией, которая опять же идёт из-за рубежа, и фактически наша страна превращается в свалку бэушной техники, которую с Запада и из Китая к нам поставляют.

Спасибо.

Денис Мантуров:

– Анатолий Геннадьевич, я не буду кивать в сторону своих коллег из финансового блока, поскольку я считаю, что Правительство – единое целое, и я как член правительства также в ответе за принимаемые решения.

Что касается Минпромторга, то мы сегодня обеспечиваем поддержку нашего реального сектора экономики, наших промышленных предприятий через широчайшую палитру субсидий процентных ставок по кредитам. И я сегодня в своём выступлении постарался, конечно, коротко, но тезисно показать, по каким направлениям у нас в первую очередь ставятся акценты в этой части.

Конечно же, мы 100 процентов согласны с вами, что процентные ставки по кредитам, которые сегодня предоставляются кредитными учреждениями нашим предприятиям, непосильны. Поэтому мы, во-первых, должны активно продолжать использовать инструменты поддержки через субсидии, компенсации процентных ставок. И мы, в рамках закона "О промышленной политике" в том числе, выходим с инициативой о создании фонда поддержки промышленности.

Если получит одобрение, то это предполагает внесение в уставный капитал этого фонда достаточного объёма средств, как минимум, 30-50 миллиардов рублей, для того чтобы обеспечивать льготное финансирование наших предприятий, которые существуют, для того чтобы модернизировать, обновлять технологические фонды предприятий для того, чтобы они соответствовали и обеспечивали конкурентоспособность по сравнению с зарубежными коллегами.

Что касается хлама, ну, у нас не так много, слава Богу, его ввозится. И мы стараемся обеспечивать механизмы отсечения этого хлама, в том числе принят закон об утилизационном сборе на импортную технику. То есть это говорит о том, что машина, которая отслуживает свой срок, будет утилизирована, а не находиться на улицах городов. Поэтому активно будем развивать эти институты.

Спасибо.

Виктор Шудегов:

– Уважаемый Денис Валентинович, государство наше тратит достаточно значительные финансовые средства на научные исследования и разработки: денежные средства идут и по линии академии наук через государственные научные фонды, и "Сколково", и нанотехнологии, и вузовская наука.

Однако преобладающее большинство научных разработок не внедряются в производство и не доводятся до конкретных изделий, а это фактически интеллектуальное сырьё, которое потом бесплатно уходит на Запад, даже в отличие от природных ресурсов, которые без переработки направляются в западные страны.

И вот вопрос к министерству. Какие меры предлагает министерство для повышения уровня коммерциализации наших научных разработок? Спасибо.

Денис Мантуров:

– Виктор Евграфович, это очень важный и очень принципиальный момент, которым мы активно занимаемся, поскольку в общей сложности за последние семь лет ведомством только Минпромторга наработано около 9 тысяч результатов интеллектуальной деятельности.

И Вы абсолютно правы в том, что большинство из этих рейдов, большинство из этих НИОКРов, которые финансировались за счёт федерального бюджета, к сожалению, не доходят до окончательного, до финального производства.

Поэтому мы сейчас за последние полтора года провели работу по инвентаризации всех накопленных результатов интеллектуальной деятельности, которые должны быть поставлены на баланс и сняты с полок и доведены до исполнителей только за тем исключением, когда вопросы касаются национальной безопасности, где государство должно обладать исключительным правом на эти работы. Что касается других секторов промышленности, и большинство из них гражданских, мы будем передавать на руку промышленности эти результаты бесплатно.

Валерий Гартунг:

– Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Денис Валентинович!

После бодрых выступлений моих коллег в этом зале пришла мысль: действительно у меня у одного, или только у нашей фракции, проблемы – мы слышим одно, а видим другое, или всё-таки мы одинаково понимаем реальность? Я не так оптимистичен в оценках действительной ситуации в нашей промышленности, как выступавшие до меня коллеги, поэтому я хотел бы сейчас обратиться к цифрам и фактам и пройтись по проблемам.

Прежде всего, та оценка состояния промышленности, о которой говорил Денис Валентинович, о статистике. Я хотел бы внести ясность: у нас не замедлилось падение – скажем так, у нас нет роста. Просто падение началось ещё в прошлом году, и если с этим сравнить низкую базу четвёртого квартала прошлого года, то вы увидите, что как бы нет падения, оно прекратилось – по сравнению с предыдущим кварталом прошлого года. Только этим объясняется выравнивание показателей, других оснований рассчитывать на то, что наша экономика, наша промышленность стала подниматься, пока нет. Я, во всяком случае, этого не вижу.

Следующее. Безусловно, Денис Валентинович, мы позитивно оцениваем те меры поддержки российской промышленности, которые осуществляет Ваше министерство. Я перечислю, о чём Вы говорили: субсидирование закупок легкового, коммерческого транспорта, субсидирование процентной ставки на техперевооружение, преференции при госзакупках, новые стандарты, субсидирование на создание новых производств, субсидирование НИОКР и так далее. Это всё позитивно. Но, Денис Валентинович, это капля в море на самом деле. То есть те меры поддержки, о которых Вы говорите, в объёме экономики, в объёме нашей российской промышленности мизерные и реально ситуацию в экономике, в промышленности не изменят.

Мы всё-таки от Вас ждём не отчёта вашего министерства, мы Вас приглашаем сюда как представителя Правительства, как руководителя федерального органа исполнительной власти, который вырабатывает государственную политику в области промышленности. То есть мы сегодня с Вами разговариваем как с представителем Правительства в целом. И усилий, которые принимает Ваше министерство, явно недостаточно для того, чтобы переломить ситуацию.

Поэтому главной задачей Правительства, на мой взгляд, в промышленности является создание условий, при которых бы издержки отечественных производителей были ниже, чем у конкурентов.

Перед предыдущим вашим приходом сюда я Вам направлял запрос, обращение, вопрос: проводили ли Вы такой анализ конкурентоспособности российских производств по отношению к зарубежным конкурентам. К сожалению, до сих пор этой информации в Думу не поступило.

Да, я с Вашими коллегами обсуждал это в министерстве. У Вас такая информация есть, Вы с ней работаете. Но очень важно довести эту информацию до наших коллег в Государственной Думе, потому что они, судя по выступлениям, не владеют этой ситуацией.

Вы знаете, поддерживать высокотехнологочные производства, выборочно поддерживать какие – то отрасли, тем самым указывая бизнесу, где прежде всего ждет государство инвестиций и что более важно для страны, – это правильная задача! Это вторая задача государства.

Правительство должно промышленности указать, где приоритеты в развитии, и своими мерами господдержки наталкивать частный бизнес на то, чтобы решать эти задачи. Но все остальное должен делать частный бизнес.

Задача Правительства – создать конкурентоспособные условия! А что мы видим на самом деле? Если вы посмотрите, сравните ситуацию, в которой функционируют наши производители, возьмем на примере сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, о котором сегодня говорилось.

Константин Бабкин опубликовал данные (это владелец "Ростсельмаша"), сравнительный анализ себестоимости производства тракторов и комбайнов в Канаде и в России. Сравнение не в пользу России. И мы тут хоть на голову встанем, я не знаю, что будем делать, но если выгоднее производить в Канаде, будут производить в Канаде, рынок все решает!

Поэтому наша с вами задача – создать условия, чтобы производить тракторы в России было выгоднее, чем в Канаде.Если мы этого не сделаем, то все наши выступления и потуги бессмысленны и мы просто напрасно тратим свое время и деньги налогоплательщиков.

Теперь по тому, что мы ждем от Правительства. Ну, прежде всего, конечно же, нужно снижать процентные ставки для инвестиций в производство, конечно же, нужно снижать темпы роста цен на услуги естественных монополий, не разово, как сейчас, а в долгосрочной перспективе 10, 15, 20, 30 лет. Только тогда мы можем получить стабильность.

Конечно же, мы ждем расширения тех мер поддержки, о которых вы сегодня говорили, они безусловно нужны.

Следующее. Конечно же, нужны преференции при госзакупках для отечественных товаропроизводителей. Кстати, это не исполняется федеральными закупщиками, не исполняется, Денис Валентинович, обращаю Ваше внимание. Очень массово нарушается. Закупают зарубежные аналоги, которые дороже и хуже наших отечественных производителей.

И следующее. Конечно же, в налоговой политике мы должны свою лепту внести. Нужно снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, которую мы с вами подняли в прошлый кризис с 26 до 30 %, хотя бы до докризисного уровня.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025