Депутаты Госдумы рассмотрели проект постановления, касающийся основных направлений государственной денежно-кредитной политики 20 ноября 2013 20 ноября Государственная Дума рассмотрела проект постановления Государственной Думы № 384223-6 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов". Доклад по данному постановлению представила председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Была дана оценка реальному банковскому сектору, положению в экономике. Отмечалось, что ее замедление носит структурный характер. С содокладом выступил заместитель председателя комитета по финансовому рынку, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Анатолий Аксаков. Вопросы председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной задали депутаты фракции Александр Тарнавский и Андрей Руденко. От фракции "СР" выступил Анатолий Аксаков. Справороссы голосовали против данного проекта постановления. Содоклад Анатолия Аксакова от комитета по финансовому рынку: – Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, первый заместитель председателя ГД – Прим.), уважаемые коллеги! Рассмотрев представленные Центральным банком Российской Федерации основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов, комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее. Основные направления соответствуют требованиям Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Представленный в этом году документ принципиально отличается от аналогичных документов, готовившихся Банком России в предыдущие годы, как по форме, так и по содержанию. Прежде всего, следует отметить, что основные направления изложены в более простой, значительно сокращённой форме. Используется не только узкопрофессиональная лексика, добавлен глоссарий, что в совокупности позволило сделать данный документ гораздо более понятным для широкой общественности. Данное обстоятельство представляется очень важным. Комитет поддерживает заявленную в основных направлениях инициативу Банка России о проведении активной информационной политики, включая разъяснение целей деятельности Банка России, содержание принимаемых им мер и получаемых результатов, что, несомненно, будет способствовать повышению доверия к Банку России. При формулировании принципов денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, как и в предыдущие годы, фиксируется намерение Банка России сосредоточиться на снижении инфляции и ставится задача снизить показатель инфляции до 5 процентов в следующем году, до 4,5 – в 2015 году, до 4 процентов – в 2016 году. При этом Банк России планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции на основе индекса потребительских цен. Указанный подход, по нашему мнению, является достаточно амбициозным, поскольку традиционно динамика цен в России в значительной степени определяется немонетарными факторами. Так, по оценке Банка России, для компонентов индекса потребительских цен в потребительской корзине, отличающихся высокой волатильностью и находящихся под влиянием административных решений, продовольствие, товары, облагаемые акцизами, а также товары и услуги, цены которых определяются регулируемыми тарифами, составляют около 50 процентов. Вместе с тем, в соответствии с мировой практикой, Банку России целесообразно при принятии решений учитывать и показатель базовой инфляции, а также разъяснять участникам финансового рынка его значение. Это может представлять собой одну из задач политики повышения финансовой грамотности населения, чтобы впоследствии указанный показатель стал восприниматься в качестве ключевого индикатора инфляции. Банк России, как уже Эльвира Сахипзадовна здесь говорила, рассмотрел четыре варианта условия проведения денежно-кредитной политики в 2014-2016 годах, один из которых соответствует варианту Правительства Российской Федерации. При этом надо отметить, что все варианты привязаны к цене на нефть, что в принципе понятно. И в зависимости как раз от цены на нефть прогнозируется рост ВВП в эти годы от 1,8 до 4 процентов. Важным новым положением основных направлений является изменение системы процентных инструментов денежно-кредитной политики. В качестве основного индикатора Банка России, определяющего направленность процентной ставки, введена так называемая ключевая ставка, равная минимальной ставке по недельным аукционам прямого РЕПО и максимальной ставке по недельным депозитных аукционов. При этом важным представляется то, что ставка рефинансирования Банка России признаётся второстепенным индикатором, значение которого будет приведено в значении ключевой ставки к 2016 году. Указанное решение является важным шагом в усилении влияния процентных инструментов Банка России на уровень ставок в экономике, поскольку недельные аукционы, в отличие от кредитов "овернайт", действительно оказывают значительное влияние на определение ставок денежного рынка в наиболее краткосрочном сегменте финансового рынка, что в свою очередь влияет на средние и долгосрочные процентные ставки. Вместе с тем в условиях реформы системы процентных инструментов Банка России комитет обращает внимание Банка России на необходимость проведения соответствующего мониторинга рынка и оперативного вмешательства банка в случае шока на денежном рынке. Комитет положительно оценивает предпринимаемые Банком России шаги по развитию системы рефинансирования, в том числе либерализацию требований к кредитным организациям, получающим рефинансирование от Банка России. Комитет отмечает, что политика центральных банков ведущих развитых стран направлена на значительное увеличение денежной базы. Откладывание сроков сворачивания программы и политика "смягчения" в США, снижение ключевой ставки Центрального банка в еврозоне создают для производителей соответствующих стран конкурентные преимущества в виде искусственно заниженных курсов валют и процентных ставок по кредиту. Как следствие – отечественным производителям становится всё сложнее. И в условиях ВТО вот это конкурентное преимущество, которое получают ведущие страны, проводя мягкую курсовую политику, естественно, создаёт проблемы для наших производителей. Поэтому комитет настоятельно рекомендует Центральному банку при проведении денежно-кредитной политики учитывать это обстоятельство и проводить кредитную политику, денежную политику в интересах нашей экономики. Спасибо за внимание. Предлагаем принять доклад ЦБ к сведению. Вопрос Александра Тарнавского: – Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! В основных направлениях зафиксировано, что банк принял решение сосредоточиться на инфляционных ориентирах, стремлении подавлять инфляцию. 5, 4,5 % – наверное, это неплохо. Но я вынужден вернуться к тому, о чём говорили представители комитетов по бюджету и по экономической политике, а также ряд моих коллег, задающих вопросы, о стоимости кредитов. Если вы сейчас спуститесь на первый этаж и зайдёте в отделение одного из госбанков, вы получите специальные предложения по сниженной ставке: получить кредит под 16,5–17 процентов. Банки – ваши клиенты. И не жирно ли им иметь такую маржу банковскую, которая выжимает все соки из российских предприятий и россиян? Эльвира Набиуллина: – Про стоимость кредитования. Во-первых, хотела бы сказать, что она абсолютно разная. Так, для компаний крупных, которые имеют доступ к международным рынкам финансовым, о которых шла речь, им и здесь предлагают достаточно дешёвые кредиты, и банки за ними гоняются часто. А если это кредит необеспеченный, это, естественно, риски банка. Напомню, что банки рискуют не своими деньгами, а деньгами вкладчиков, прежде всего, поэтому должна быть адекватная оценка рисков, которая отражается и в процентных ставках. Разброс очень большой в зависимости от срока кредита, от обеспечения, от финансового состояния заёмщика. Но в целом, конечно, проблема есть, и я ещё раз соглашусь с этим. Ставки кредитования для реального сектора экономики, особенно для инвестиционных нужд, – это то, что нужно решать, и не только и не столько Центральному банку, я не умаляю здесь своей ответственности, мы занимаемся этим вместе с Правительством, министерством по промышленной политике. Маржа банков. Вопрос о марже банков действительно актуален. И в прошлом году была рекордная прибыль у банков, почти триллион. Есть вопросы, нужно снижать издержки, безусловно, и должны следить собственники за этим, в том числе по государственным банкам. Но хотела бы отметить, что около 75 процентов прибыли банки отправляют на увеличение капитала. Увеличение капитала – это возможность увеличивать кредиты. В банковской сфере есть регулирование, объём кредитов зависит от капитала. Если не будет увеличения капитала, невозможно увеличивать кредиты. В связи с тем, что маржа – это не всегда проедание, это увеличение инвестиций банков. Увеличение капитала – это увеличение инвестиций банков. Вопрос Андрея Руденко: – Спасибо, Александр Дмитриевич. Поменял немножко свой вопрос, узнав, что сегодня, 20 ноября, Центробанк отозвал лицензию у крупнейшего процессингового банка – "Мастер-банка". Все прекрасно: он занимал 41-е место, входил в сотню, 80 миллиардов собственного капитала, 3,5 тысячи банкоматов, большое количество физических лиц, вкладчиков. И самое главное, что данный банк имеет процессинг по своим банкоматам с 200-ми российскими банками. Но ужасает предположительный размер выплат. 46 миллиардов денег имеют там вкладчики! Размер фонда Агентства по страхованию вкладов (АСВ) на ноябрь составляет 232 миллиарда. В Думе неоднократно поднимался вопрос, потому что все выплаты могут составить колоссальную сумму... То есть когда Центробанк принимает такие решения, хотелось бы знать, мониторят ли они эти вещи? Эльвира Набиуллина: – Действительно, "Мастер-банк" – не маленький банк. Но ситуация в нем развивалась таким образом, что Центральный банк в соответствии с законом был обязан применить крайнюю меру воздействия – отозвать лицензию. Во-первых, отрицательный капитал. Это значит активов имущества банка меньше, чем обязательства перед вкладчиками и кредиторами. По нашей предварительной оценке, по минимальной оценке дыра или отрицательный капитал составляет не менее 2 миллиардов рублей. Это первое. Банк скрывал реальное состояние дел, предоставлял недостоверную отчётность. Второе. Банк был вовлечён в обслуживание теневого сектора экономики, незаконного оборота, неоднократные нарушения законодательства по борьбе с отмыванием незаконных доходов. Поэтому мы были вынуждены применить эту крайнюю меру. Что касается обязательств перед вкладчиками. У нас действительно действует система страхования вкладов в объёме 700 тысяч. Вкладчики этого банка смогут получить деньги не позднее 4 декабря. Вы назвали общую сумму вкладов, страховое возмещение чуть меньше, эту цифру назовёт АСВ. В процессе действительно этот банк осуществлял и по отношению к другим банкам. Мы эту тему знаем, мониторим, как вы задали вопрос. И вместе с международными финансовыми центрами, у которых были договора, мы эту проблему держим на контроле. Спасибо. Выступление Анатолия Аксакова: – Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, считает, что Центральный банк должен создавать условия для того, чтобы наша экономика развивалась более ускоренно и создавала соответствующий инструментарий для того, чтобы в экономике были длинные и относительно дешёвые деньги. Инфляция, правильно и естественно, – главный показатель, который Центральный банк должен таргетировать, но при этом надо создавать ещё и соответствующий инструментарий. Николай Васильевич (депутат ГД Коломейцев – Прим.) говорил о том, что надо учиться у Рузвельта. Сейчас наше Правительство выделяет огромные деньги на проведение, на осуществление инфраструктурных проектов. Но мультипликатор государственных средств, вложенных в экономику, составляет 0,28 процента. То есть он в значительной степени будет работать на иностранные экономики. Это связано в том числе с тем, что в этих проектах будут работать американские, немецкие, японские машины, и не только потому, что они качественные, не только потому, что они более конкурентоспособные, но и потому, что они могут предложить лучшие финансовые условия. Они могут отдать в лизинг надолго, дешево, с рассрочкой платежа. И поэтому нам нужны ресурсы, которые бы позволили нашим предприятиям также участвовать в нормальной конкуренции. И здесь я хотел бы предложить, Эльвира Сахипзадовна, что надо учиться всё-таки и у американцев на примере политики количественных смещений. Для этого, на мой взгляд, было бы правильно сформировать индекс доходности долгосрочных облигаций наших, эмитентов. На первых порах это наиболее известные эмитенты, а дальше можно было бы постоянно расширять этот список, такой сформировать своеобразный бенчмарк доходности. И это позволяло бы потом реализовать ту идею, которая зафиксирована ЕДКБ, – покупать ценные бумаги, продавать ценные бумаги, поддерживая определённый уровень доходности на рынках. Переход к плавающим ставкам тоже крайне нам необходим, потому что долгосрочные кредиты по фиксированным ставкам выдавать очень опасно в условиях волатильного рынка. Поэтому предлагаю сформировать своеобразный рублёвый процентный своп: покупать у банков, брать кредиты по фиксированным ставкам, и в свою очередь на эту же сумму в банке кредитовать по плавающим ставкам. Тогда Центральный банк не берёт на себя риск по основному долгу, и это позволит нам постепенно переходить к плавающим процентным ставкам и выдавать Центральному банку постепенно, опять же, конечно, надёжным заёмщикам, уже кредиты не на один год, не до года, а на более длительный срок. Это также инструмент увеличения долгосрочных ресурсов в экономике. Ну и последнее. Расчёт на то, что межбанковский кредит (МБК) заполнит краткосрочный рынок – всё-таки романтизм, я бы попросил очень внимательно отнестись к этой ситуации, Эльвира Сахипзадовна, для того чтобы поддержать МБК.
|