В Госдуме рассмотрели три законопроекта о совершенствовании пенсионной системы 19 ноября 2013 19 ноября Государственная Дума рассмотрела в первом чтении три законопроекта о совершенствовании пенсионной системы: № 364062-6 "О страховых пенсиях"; № 364069-6 "О накопительной пенсии"; № 364074-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии". Все три документа по поручению Правительства представил заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Василий Швецов и Оксана Дмитриева, выступила Оксана Дмитриева. Василий Швецов: – Уважаемый Андрей Николаевич, новым законопроектом предлагается стимулировать более поздний добровольный выход граждан на пенсию, предлагается устанавливать повышающие коэффициенты для исчисления пенсий – для тех, кто вышел на пенсию, ну, например, через 5 лет, коэффициент 1,45. Но что происходит на самом деле? Пенсии будут состоять из базовой и страховой частей, и для основной части населения, получающей зарплату до 15 тысяч рублей, базовая часть составляет порядка 50 процентов пенсии, а коэффициент за поздний выход устанавливается в основном на страховую часть пенсии. Таким образом, фактическое увеличение пенсии произойдёт не на 45 процентов, а на 18-20 процентов. Делался ли вами расчёт, за какой период времени, то есть за сколько лет пенсионеру будут возмещены новой повышенной пенсией те убытки, которые он понесёт за время более позднего выхода, и доживёт ли он до этого возраста? Спасибо. Андрей Пудов: – Отвечу коротко, что расчёты делались, разница в различных коэффициентах фиксированной и страховой пенсии очевидна и заключается в том, что фиксированные выплаты это всё-таки минимальная базовая гарантия, поэтому при расчёте коэффициента – как пример, на пять лет, 1,32 – исходили из того, какую сумму самой фиксированной выплаты в течение этих пяти лет он недополучит с учётом и инфляционной составляющей. Вот когда уже определяли коэффициент страховой пенсии, которую недополучает гражданин, здесь уже закладывались как раз уже не только простое недополучение этого вида пенсии, а и стимулирующие выплаты, они превышают инфляционную составляющую. Мы считали как раз исходя из тех соображений, чтобы это была прямая реальная заинтересованность застрахованного лица в отложении. Я могу сказать, дополняя свой ответ, в рамках опросов, которые мы проводили, на репрезентативных выборках делали это независимые фонды различные, которые меряют такой социологический градус настроения. Мы задавали этот вопрос: готовы ли? Могу сказать: более 20 процентов опрошенных респондентов ответили, что при условиях, которые прописаны на 5 лет в 11,45 раза, ответили, что они готовы как минимум задуматься над этим вопросом и готовы рассмотреть вопрос об отложении выхода на пенсию. Спасибо. Оксана Дмитриева: – Уважаемый Андрей Николаевич, реформа 2002 года провалилась, Правительство это частично признало, и в связи с этим было предоставлено право добровольного выбора накопительного элемента по периодам, начиная с 2015 года. Но что касается всех граждан, которые принудительно вносили взносы на накопительный элемент с 2002 года по 2013-й, то есть 11 лет, и принудительно будут иметь на будущее накопительную пенсию, которая будет обесцениваться. Не справедливо ли будет и по этим периодам, по этой накопительной пенсии, по прошлым, предоставить право добровольного отказа и перевода этих средств в страховую часть пенсии с переиндексацией? Андрей Пудов: – Я скажу, что этот вопрос обсуждался с точки зрения того, насколько его можно реализовать, но я могу сказать с точки зрения финансово-экономической и правовой это означало бы, что необходимо будет все средства пенсионных накоплений, которые в настоящее время сформированы в тех финансовых институтах, которые эту деятельность осуществляли, изъять. Это приведёт, по нашим оценкам, в том числе к финансовой нестабильности. Ресурс, вы знаете, накоплен огромный. У нас два с половиной триллиона пенсионных накоплений уже сформировано, поэтому притом что этот вопрос можно обсуждать, мы исходили из того, что всё-таки застрахованное лицо должно сегодня на первом этапе, как это предложено законопроектом о праве выбора, сначала определиться со своей будущей пенсионной стратегией, то есть сформировать свои пенсионные права целиком в солидарной системе, начиная со следующего года или всё-таки их формировать и в накопительной, и в солидарной системе. Но к вопросу, который вы задали, надо подходить крайне взвешенно, осторожно именно по тем экономическим, финансовым и иным социальным соображениям, поскольку объём накоплений, который прогнозируется в два с половиной триллиона, – это всё-таки огромный серьёзный ресурс, который уже работает на экономику. Потому что эти средства вложены в финансовые инструменты, это те самые инфраструктурные проекты, облигации российских эмитентов. Их изъять с точки зрения одномоментности – ну, надо задуматься над этим серьёзно. Оксана Дмитриева: – Уважаемые коллеги, когда я выступала категорически против реформы 2002 года и говорила, что она провалится, здесь находились Починок, Матвиенко, Зурабов. Я говорила, что когда она провалится, никого из них не будет, я ошиблась. Александр Петрович Починок снова здесь. Уважаемые коллеги, на самом деле то, что предлагает Правительство, состоит из двух частей. Первая часть это переход к добровольному отказу от накопительного элемента. Это все фракции поддерживают, 427 депутатов проголосовали за. А второе это вместо исправления ошибок предыдущей реформы нам предлагают лишь частично их исправить, а дальше предложить новую провальную реформу. Причем это отнюдь не пакет. А теперь я предлагаю включить ваши телевизоры и посмотреть на самом деле, как выглядит пенсионная формула. Прошу первый слайд. Пенсия страховая состоит из двух частей: страховая пенсия по старым правам и страховая пенсия по новым правам после 2015 года. Следующий слайд. Конвертация. Старые права у нас конвертировались пять раз. Вначале коэффициенты переводились в деньги через среднюю заработную плату, это по периодам до 2002 года. Потом пенсия переводилась в страховой пенсионный капитал, это реформа 2002 года. Потом страховой пенсионный капитал снова переводился через коэффициент дожития в пенсии. Потом пенсии через стоимость пенсионного коэффициента переводятся в баллы. Затем баллы переводятся снова в пенсии, в единицы. Пожалуйста, попрошу показать формулу. Это вот формула страховой части пенсии. Уважаемые коллеги, её не то что сосчитать никто не может, её вывести никто не может. И в законе этой пенсионной формулы нет. Это я составила на основе обрывков, кусочков формул, изложенных в разных законах, которые мы принимали здесь за последние 15 лет, и некоторого текста. Это у вас только страховая часть пенсии. Следующий слайд. Это пенсия по накопленным правам новым уже. Следующий слайд. Это только страховая часть. Далее идёт базовая часть, которая считается, и будет индексироваться теперь по-разному. Коэффициент повышения по базовой части отличается от коэффициента повышения по страховой части пенсии. И плюс ещё накопительная пенсия, которая будет у всех принудительно, даже тех, кто отказался от неё, начиная с 2015 года по старым периодам, она всё равно сохраняется. Итак, товарищи, дальше. Окончательная, общая формула расчёта пенсии после 2015 года. Я хочу сказать, что, ещё раз повторю, что если бы её увидел Элер, Пифагор или Колмогоров, они бы перевернулись в гробу, поскольку здесь очень много чисто математических недостатков и парадоксов. О них уже говорили. Она составлена таким образом, что чем больше отчисляют страховых взносов обеспеченные наши граждане, тем меньше баллов будет у граждан, которые получают среднюю и низкую пенсию. Далее. Чем выше балл, чем выше стоимость пенсионного коэффициента будет в 2015 году, тем больше будут обесценены все пенсионные права до 2015 года. Вы просто не удосужились записать эту формулу. Если бы вы её записали, и математик, даже не великий, просто бы всё это посмотрел, он бы вам сказал, какие там несправедливости и парадоксы. А всё это выразится в чём? В том, что избиратели придут к нам на приём и спросят: почему я работал больше, получал больше, отчислял больше, а теперь моя пенсия меньше, чем у соседа или знакомого. Теперь следующий слайд, а как всё это будет индексироваться. Страховая часть пенсии будет индексироваться на инфляцию, плюс ещё на что-то, что зависит от стоимости пенсионного коэффициента. Базовая часть пенсии или фиксированная часть страховой части пенсии будет индексироваться на инфляцию, плюс ещё на что-то, что отличается от того, на что будет индексироваться страховая часть пенсии. А накопительная часть пенсии, скорее всего, вообще не будет индексироваться, поскольку, как вам уже сказали, обеспечивается сохранность только по номиналу. Плюс к запутанности и парадоксам в страховой части пенсии есть ещё целый ряд недостатков. Первое. Нет перерасчёта пенсий для работающих пенсионеров, а попытка это всё туда встроить натолкнётся на неприспособленность этой формулы для перерасчёта пенсий для работающих пенсионеров. 15 лет входа в систему сразу ударят по военным пенсионерам и многодетным матерям. Далее создаются антистимулы к труду: сопоставьте двух людей, один работал 30 лет до наступления пенсионного возраста, а другой 20 лет до и 10 лет после, у второго пенсия будет в 2,3 раза больше. И так далее, и так далее, и так далее. Поэтому, уважаемые коллеги, коль мы уж сегодня познакомились немножко с математикой, то я скажу, есть два условия голосовать за закон о страховых пенсиях необходимое и достаточное. Необходимое – это если вам эта пенсионная формула нравится, вы её понимаете. Необходимое условие голосовать за, если вы эту формулу понимаете. А достаточное, если она вам нравится. Мы будем голосовать против всех этих трёх законов. Спасибо.
|