Оксана Дмитриева: "Нужно стимулировать рост, сворачивать финансовые аферы, пресекать вредные реформы" 25 октября 2013 На пленарном заседании Госдумы 25 октября с критикой представленного Правительством проекта бюджета выступила депутат от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева: – Все, о чем мы предупреждали в предыдущие годы, к сожалению, случилось. Мы говорили: вкладывая деньги в резервный фонд и чужую экономику, мы создаем искусственный тормоз экономического роста. Создали. Экономика встала. Мы говорили: занимая деньги под высокие проценты при вложении своих под низкие, мы раскручиваем пирамиду долга. Раскрутили. За три года долг вырос в два раза: с 3,2 трлн в 2010 году до 6,5 в 2013 году. Мы говорили: пенсионная реформа приведет к дефициту Пенсионного фонда и обесценению пенсионных накоплений. Пенсионная реформа провалилась. Ситуация характеризуется одним простым термином – стагфляция, то есть инфляция и нулевой рост в одном флаконе. И не просто инфляция, а инфляция издержек, с которой тяжелей всего бороться, связанная с ростом тарифов. И не просто стагфляция, а стагфляция в сочетании с нижайшей эффективностью всех рычагов государственного регулирования. В представленном правительством бюджете ошибки по доходам практически нет. Мы оцениваем занижение примерно в 60 млрд рублей. Однако нефтегазовые доходы, как всегда, занижены. Нефть падать не будет до 100 долларов, цена составит 110-112 долларов за баррель. Доходы не от нефти и газа, а от сырьевого сектора как такового, будут существенно ниже запланированных. Экономического роста в 3 % не будет. А не будет потому, что расти нечему. По объему добычи нефти и газа мы вышли на объемы конца советского периода. Других источников и рычагов роста в бюджете нет, по многим отраслям промышленности мы их потеряли навсегда, а новых не создали. Если в федеральном бюджете нулевой рост компенсируется ценами на нефть, то у бюджетов регионов нефтяных доходов нет, и стагнация порождает дыру в региональных бюджетах в объеме 400 млрд рублей. Способов ее закрытия в бюджете не предусмотрено. При этом в бюджете не отказываются от так называемого бюджетного правила, по-прежнему 343 млрд рублей идет на пополнение резервного фонда, при этом происходит рост заимствований. Чистые заимствования – 652 млрд рублей. Расходы на обслуживание долга, естественно, растут. В этом году они выросли точно на такую же сумму, на какую упали расходы на здравоохранение 45 млрд. рублей. При этом никакой необходимости в наращивании госдолга не было, и спасибо Счетной палате, что она это тоже отмечает. Один бюджетный маневр Правительство совершило совершенно правильно – отказ от перечисления взносов на накопительную часть пенсии и передачу их финансовым посредникам. Это сэкономило около 800 млрд рублей, что реально позволило не сокращать, а повысить пенсии. Однако не все сэкономленные средства направлены на социальные расходы. Правительство говорит: мы их зарезервировали, тратить не будем и потом отдадим. Кому? Опять финансовым посредникам? Но ведь очевидно, что кормление негосударственных пенсионных фондов, ВЭБа и других финансовых посредников менее важная функция для государства, чем финансирование здравоохранения и образования. Или мы хотим потомкам оставить в наследство, кроме долговой пирамиды и всех перечисленных проблем, еще и миллионы обманутых пенсионеров? Политика в этом вопросе должна быть абсолютно последовательной и жесткой. Сэкономленные от передачи финансовым посредникам средства нужно не резервировать, а направить на социальные расходы Важный вопрос – это государственный инвестиционный спрос, бюджетные инвестиции. Однако, по факту, в последние годы более 50% бюджетных инвестиций – это взносы в уставные капиталы акционерных обществ. В лучшем случае, если их не разворовали, они лежат на депозитах в банках. А в большинстве случаев, они просто задействованы в схемах скупки активов, слияниях и поглощениях. Например, по отчету Счетной палаты из 77 млрд руб. федеральных средств, вложенных в уставные капиталы свободных экономических зон, на депозитах было 41 млрд руб. В 2014 году снова планируется взнос – 11 млрд – в уставный капитал свободных экономических зон. Программа приватизации предусматривает выделение 196,7 млрд руб. Практически все крупные объекты, намеченные к приватизации, а это Роснано, Русгидро, РЖД, Банк ВТБ, получали взносы в уставные капиталы. То есть мы накачиваем их бюджетными деньгами, потом продаем, а затем снова даем бюджетные деньги. И называем это бюджетными инвестициями. Намечено абсолютное сокращение ассигнований на образование, здравоохранение, культуру, ЖКХ, СМИ. Как при этом увеличить зарплату бюджетникам – не понятно. Средства-то на это заложены, но после вступления в силу 83 закона мы оперируем исключительно расчетным фондом оплаты труда и ни проверить, ни доказать, будет ли это повышение реально и насколько, нельзя. По тарифам тоже вопрос неясен. Нигде в бюджете не зафиксировано положение, что тарифы замораживаются. А в прогнозе Минэкономики содержатся данные по росту тарифов: электроэнергия 7-10%, газ –10% , железнодорожные тарифы – 7%. И это при инфляции 5%. Кого мы обманываем? Либо прогноз неверен, либо замораживания тарифов не будет. В налоговой сфере все сделано для того, чтобы разогнать инфляцию еще больше и снизить конкурентоспособность экономики. Одновременно запланировано снижение экспортной таможенной пошлины на нефть и повышение налога на добычу полезных ископаемых. То есть, мы переносим налоговую нагрузку с внешних поставок на внутреннего потребителя. Повышаются акцизы на бензин. Введение утилизационного сбора на автомобили с определенными компенсационными мерами тоже фактор, разгоняющий инфляцию. Программа вооружения, пожалуй, единственный потенциальный источник роста именно наукоемких отраслей машиностроения. Однако будет рост или нет, будут ли инновации, зависит от того, как она будет реализована. Осуществляется кредитная схема финансирования под гарантии Правительства. Поэтому, ассигнуя, мы думаем, что финансируем программу вооружений и НИОКРы, а на самом деле мы опять выделяем большой куш банкам. И снова планируются вложения в уставные фонды стратегических предприятий. А ведь это ОАО, некоторые из которых содержатся в программе приватизации. То есть, в открытом режиме мы приватизируем, а в закрытом режиме финансируем? Что надо делать? Мы пишем об этом в нашем альтернативном бюджете. Нужно стимулировать рост, сворачивать финансовые кругообороты и аферы, пресекать вредные реформы. Нужно отказаться от бюджетного правила и все нефтяные доходы направлять в бюджет. Нужно сворачивать пирамиду долга. Надо отказаться от обязательного накопительного пенсионного элемента, а деньги от финансовых посредников направить на пенсии и социальные отрасли. Экономический рост необходимо стимулировать за счет налогов – инвестиционная льгота по налогу на прибыль, инновация предприятиям, льгота для стартапов, снижение НДС. Надо понять всему Правительству, Минфин, мне кажется, это уже понял, что дождь, который скрывает следы от всех ошибок, иссяк. Каждый следующий год будет сложнее предыдущего.
|