В Госдуме прошел "правительственный час" с участием министра здравоохранения Вероники Скворцовой 22 октября 2013 22 октября в Государственной Думе состоялся "правительственный час" с участием министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Светлана Горячева, Наталья Петухова и заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев задали вопросы министру. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил депутат Федот Тумусов. Вопрос депутата Светланы Горячевой – Уважаемая Вероника Игоревна! Вам досталось, конечно, трудное наследство. И хочется поблагодарить Вас за то, что, пожалуй, впервые Вы направляете через роспись в федеральном бюджете серьёзные средства в регионы на конкретные лечебные программы. Например, Приморскому краю выделено полтора миллиарда рублей, украсть которые из-за их построчной росписи будет почти невозможно. Вопрос мой о сельском здравоохранении. Из-за неудачной оптимизации узкие специалисты из районных поликлиник были вымыты. И жалобы сельских жителей всё увеличиваются на недостаточность медицинских услуг, примером тому – массовое инфицирование детей при прививке на реакцию манту в селе Сысоевка. Какими вы видите меры оздоровления сельского здравоохранения? Хотя бы коротко перечислите их. Ответ министра Вероники Скворцовой – Конечно, большой проблемой в целом для страны и для системы здравоохранения является тренд на снижение плотности населения в некоторых регионах страны. Что, безусловно, не облегчает формирование эффективной системы здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам. В силу этих причин министерство было вынуждено пойти на существенное повышение эффективности выездных форм работы, делая это параллельно с формированием стационарных ФАПов, сельских амбулаторий – в зависимости от численности населения в том или ином регионе. Я уже говорила о том, что на сегодняшний день организовано более 900 мобильных профилактических и диагностических комплексов, сформировано более 8 тысяч междисциплинарных бригад специалистов, оснащённых портативным оборудованием. Эти бригады работают по специальным графикам, часто очень нестандартно: на пароходах, на поездах, на автотранспорте. Мы развиваем санитарную авиацию и надеемся, что этот проект получит ускорение в ближайшие два года. Выездные формы работы нам представляется очень важным. Второй тренд – это отрыв экстренной специализированной медицинской помощи от первичной помощи при угрожающих жизни больного состояниях: инфарктах миокарда, остром коронарном синдроме, инсультах, комах разной этиологии, комбинированных травмах и т. д. Потому что если идти здесь старым проверенным способом, летальность может достигнуть 80-90 процентов. А формирование второго этапа, которого никогда исторически в нашей стране не было, второго уровня межмуниципальных медицинских заведений с коротким "плечом доставки" – до 40-60 минут – позволило бы в течение первых двух-трёх лет работы снизить летальность в несколько раз. Мы очень надеемся, что при правильной маршрутизации больных, при выверенных путях доставки (а этому поможет система ГЛОНАСС, которую мы внедрили) мы сможем повысить эффективность помощи в острых ситуациях. Вопрос Заместителя Председателя Государственной Думы Николая Левичева – Уважаемая Вероника Игоревна! Мы, конечно, приветствуем появление норматива своевременности оказания скорой помощи, но он далек от нормативов европейских стран, да и в условиях постоянных пробок на дорогах малореален, на мой взгляд. В августе 2010 года, когда в Москве нечем было дышать, и, по оценкам некоторых экспертов, можно было спасти до 800 человеческих жизней, если бы скорая помощь приезжала быстро. Тогда, ссылаясь на опыт других стран, я выступил с инициативой внедрения скорой медицинской помощи на мотоциклах. Но эту инициативу встретили в штыки организаторы московского здравоохранения. Привели тысячи причин, почему этого делать нельзя и не следует. Сейчас, насколько я знаю, подобный эксперимент проводится в Казани. Согласны ли Вы рассмотреть вопрос о предании пилотным проектам субъектов федерального статуса, и какие пути сокращения нормативов своевременности оказания скорой помощи Вы видите? Ответ министра Вероники Скворцовой – Спасибо большое, Николай Владимирович. Хотела бы отметить, что с 1 января 2014 года вступит в силу новый Порядок оказания скорой медицинской помощи, где внесены достаточно точечные изменения и в кадровое формирование бригад скорой помощи, и в формирование маршрутов, и контроля за маршрутизацией движения больных. По результатам восьми месяцев 2013 года примерно 81 % доездов машин скорой помощи на территории нашей страны обеспечивается в течение 20 минут. Но есть вопиющие случаи, их чуть больше 2 %, когда скорая помощь приезжает больше чем через час с момента выезда. Поэтому, конечно, мы рассматриваем здесь разные моменты, нам должна помочь система ГЛОНАСС и возможность жесткого контроля за использованием машинного парка. Второй момент: на длинных магистралях, не только федеральных, но и региональных, мы создаем филиалы, пункты, станции скорой помощи, чтобы к этому пункту были приписаны конкретные машины. В-третьих, мы обновляем парк автотранспорта, и только в 2014 году будет приобретено около 1,5 тыс. машин скорой помощи. Кроме того, я хотела бы вернуться к вашему вопросу по мотоциклам. Действительно, у нас сейчас проводится три пилотных проекта, это не только Татарстан, это Санкт-Петербург, по-моему, и Московская область (я могу ошибиться). Мы получили очень интересные результаты для тех регионов, где действительно существует проблема с трафиком, с пробками. Поэтому мы не возражаем против того, чтобы это направление развивалось, и когда официально подведем итоги "пилотов", сделаем их достоянием всех для возможного обсуждения. Вопрос депутата Натальи Петуховой – Уважаемая Вероника Игоревна, в своём выступлении и в ответах на вопросы Вы затронули такую важную проблему, как развитие санитарной авиации. Это действительно очень актуально и важно для нашей огромной страны, потому что есть такие территории, до которых, кроме как на самолёте, добраться невозможно. Их жители зачастую лишены даже первичной медицинской помощи. Вы сказали, что разработана концепция санитарной авиации, и что подготовлен пилотный проект. В связи с этим скажите, пожалуйста, в каких регионах он будет проводиться? Какова стоимость этого пилотного проекта? Скажите, пожалуйста, достаточно ли средств для его реализации? И какова вероятность того, что Вы эти средства получите? Ответ министра Вероники Скворцовой – Мы разработали концепцию трёхуровневой санавиации, которая включает в себя вертолеты, лёгкие самолёты с дальностью перелета до 700 километров, лайнеры, способные покрывать расстояния до 1500 километров и 1-2 борта дальней авиации, предназначенные для эвакуации наших граждан, с которыми что-то случается за пределами нашей страны. В разработке концепции принимали участие все наши государственные корпорации и некоторые частные организации, крупные авиаперевозчики, МЧС, Министерство обороны и так далее. В феврале концепция была внесена в Правительство и прошла обсуждение. В целом она согласована. Были определены четыре региона, которые требуют максимального развития санавиации: это Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Архангельская область и, по-моему, Амурская область. Стоимость запуска программы, которая должна реализовываться в течение двух лет в качестве пилотной, составляет 1,1 млрд рублей за один год. Правда, в настоящее время вопрос ещё обсуждается в части финансирования программы. Мы очень надеемся, что он будет решён положительно. Выступление от фракции"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"депутата Федота Тумусова – Уважаемая Вероника Игоревна! Уважаемые коллеги! Каждый из нас является представителем того или иного субъекта Российской Федерации. И нас всех не может не радовать то обстоятельство, что министерство за последнее время уделяет огромное внимание решению проблем регионов. Когда случилась беда на Дальнем Востоке, Вероника Игоревна лично занималась этими проблемами. Огромное ей спасибо за это от всех дальневосточников. Но сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на очень важную для всей страны, для каждого региона, для каждого гражданина России проблему – проблему государственной системы контроля за качеством лекарственных средств. Для решения задач в области здравоохранения, в частности, для достижения ожидаемой продолжительности жизни россиян в 75 лет необходимо, чтобы расходы на здравоохранение были увеличены не менее чем в полтора раза, чем расходуется сейчас. Однако в проекте бюджета на следующий год мы таких цифр не видим. Одновременно мы все понимаем, что сокращение расходов на здравоохранение – это сокращение инвестиций в человеческий капитал, который является основой самого существования любого государства. Как же можно совместить несовместимое? Один из резервов, мне кажется, уже много лет лежит на поверхности, но при этом не реализуется даже на 5-10 процентов. Я имею в виду систему обеспечения современного уровня качества лекарств, применяемых в здравоохранении. Если говорить на сухом языке экономики, мы с вами теряем огромные деньги из-за неэффективности лекарственных средств. Отсутствие действенной государственной системы контроля за качеством лекарств, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, давно уже стало темой банальной. Я бы хотел подчеркнуть несколько важных моментов. Первое. Главным государственным органом, призванным обеспечивать надлежащий контроль за качеством лекарственных средств считается всеми уважаемый Росздравнадзор. Но посмотрите, что с ним происходит. Некогда всесильный орган сначала деморализовали, потом отняли важнейшие функции, теперь этот орган не имеет никаких реальных рычагов и полномочий наказывать, реально наказывать фальсификаторов лекарств. И, наконец, его первый руководитель вот уже в течение ряда лет работает в ранге временно исполняющего обязанности. И конечно, при очередной оптимизации в первую очередь урезают полномочия, финансирование, штаты у "временщиков". Если всё это делается как некий этап на пути к созданию единого государственного органа по контролю за качеством продуктов питания, ветеринарных лекарственных средств, о которых мы всё время говорим, то это более или менее понятно. Но если это делается с целью снижения контроля за качеством лекарственных средств, то это преступно. Второе. Со следующего года в нашей стране вступают в силу требования о производстве лекарств по условиям GMP. Эта система обеспечивает безусловный контроль качества на всех стадиях производства. Но при этом само понимание этого, как всегда бывает у нас на Руси, носит скорее добровольный характер. Добросовестные производители инвестировали собственные средства для того, чтобы действовать строго в рамках этих требований. Однако государство при этом не создаёт никакого механизма контроля за соблюдением требований GMP всеми участниками рынка. В печати уже появились сообщения о том, что фармацевтические компании хотят своего Онищенко. Третье. В настоящее время у Российской Федерации имеется уникальный шанс развивать собственные фармацевтические производства. Дело в том, что в мире происходит так называемый патентный обвал. Например, таблетки "Бетасерк" оригинального препарата стоят 385 рублей, а дженериковый "Бетагистин" – всего 25. Сегодня мы теряем миллиарды, десятки миллиардов рублей из-за сложившейся процедуры регистрации лекарственных средств в Российской Федерации. Мы проявляем лицемерие, демонстрируя строгость и принципиальность прохождения различных регистрационных процедур, но при этом ни один производитель готовых лекарственных форм или фармацевтических субстанций не подвергался инспектированию на предмет достоверности предоставленной информации, её соответствия существующей действительности. Имеется информация, что в государственный реестр включены производители фармацевтических субстанций, фактически производящих только этикетки. Добросовестные, если хотите, патриотически настроенные участники рынка, устали ждать обещанный законопроект по изменению действующего закона "Об обращении лекарственных средств". Спасибо.
|