Алексей Ковалев: "Россия теряет идентичность" 10 октября 2013 Депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев, лидер фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", не менее известный и другими сторонами своей деятельности, в сентябре отметил юбилей. В интервью OК-inform он рассказал о своей градозащитной и политической деятельности в 80-е годы и сейчас, о том, чем, на его взгляд, хороша партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и об открытой им чемурчекской культуре. Этой публикацией OК-inform открывает серию интервью с депутатами петербургского ЗакСа. Политика тогда и сейчас Вы впервые стали известны как градозащитник, как один из создателей "Группы спасения историко-культурных памятников Ленинграда". А как вы начали заниматься, собственно, политикой? В начале перестройки, в 1985 году, моей задачей было организовать независимое общественное движение. Партию создать тогда было невозможно, а вот общественную организацию, которая ставит перед собой неполитические задачи и в то же время влияет на политику властей вполне реально. Мы провели первые митинги, демонстрации, стали издавать независимый журнал, наладили связи со СМИ, то есть использовали все методы общественной борьбы. Первой борьбой, в которой удалось удержать победу, была защита дома Дельвига на Владимирской площади. Важно было показать людям, что этим уже можно заниматься, и можно достигнуть результата, и никого не посадят. Обком партии стал спускать на меня всех собак за борьбу за "Англетер", даже хотели отправить в Афганистан. Эта борьба привела к созданию множества новых групп, отстаивающих интересы экологии культуры. Ими был создан Совет по экологии культуры. Он легализовался при Советском фонде культуры под руководством Лихачева. Потом мы вошли в политическое движение "Федерация социалистических общественных клубов", которое объединяло около 150 организаций по всей стране... Кроме того, я принимал участие в создании Социально-экологического союза, "Зеленого движения", "Мемориала", писал уставы, участвовал в учредительных конференциях в 1988-89 году. Мы хотели, чтобы "демократический централизм", а фактически тоталитаризм в тогдашних общественных организациях сменился конфедеративностью. Все это взаимосвязано общественная борьба за памятники, окружающую природную среду, и глобальное политическое переустройство общества. Тогда вы хотели показать, что "этим уже можно заниматься". А сегодня? Тогда любая общественная акция вызывала серьезные последствия, поскольку власти боялись народа, а сегодня никто ничего не боится. Сегодня стабильность есть, но она граничит со стагнацией, поэтому кричи, не кричи не докричишься. Но все-таки сегодня, после выборов 2011 года, продолжается общественная борьба, появляются новые лидеры оппозиции, многие ждут перемен. Власть вынуждена реагировать, например, регистрировать оппозиционных кандидатов. В Петербурге и Москве митинги, демонстрации и просто кампании в интернете работают! Кампания по 31-й больнице показала, что власти прислушиваются к общественному недовольству. Главное для меня сегодня почувствовать, в чем состоит актуальный для людей вопрос, и помочь им донести до властей свою позицию. К сожалению, лишь через институты представительной демократии этого добиться практически невозможно. То есть остается уличная активность? Да, получается, что именно она эффективна. Но надо использовать полноту депутатских полномочий, чтобы эту стихийную активность как-то оформлять. Вам не кажется, что после выборов 2011 года общественная активность затухла? Разочарование, которое испытывают многие, говорит о низкой политической культуре общества. Общественная работа очень тяжела. Косность общественного сознания в стране чудовищная. Думать, что сейчас власти расстанутся со своими миллиардами, взятками и всеми делами, потому что люди вышли на улицу пару раз, это смешно. Нужно бороться! Думаю, сейчас активная часть общества нащупывает новые формы протеста. Низкая культура только в том, что люди хотят быстрого результата? Еще и в том, что люди верят каким-то личностям. Это абсурд, какая-то африканская страна. Появился новый вождь, и все начинают ему поклоняться. Вы имеете в виду Навального? В том числе. Идет борьба программ, определенных сил. Чем больше этих сил противостоит государственной машине подавления, тем лучше. "Все эти партии фуфло, а вот Навальный..." Да Навальный еще хуже Путина будет! Во-первых, он птица не того полета, Путин все-таки прошел большую школу госуправления. Во-вторых, Навальный ловкий бизнесмен. Ту же "Единую Россию" устроил бы. Будущее в развитии партийной системы. Я поддерживаю идею Путина или, наверно, Суркова: создать 5-6 партий в стране. Но теперь они разрешили регистрацию мелких партий, как в 90-е годы. Голоса людей на выборах будут растащены, и всегда будет вылезать "Единая Россия". Очень плохо. Надо было дальше развивать партийную систему. А как вы себя чувствуете в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"? Многие считают, что эта партия уже потеряла лицо. Я один из тех, кто отвечает за лицо партии в Петербурге. Я считаю, что мы лицо не потеряли. Это одна из немногих партий, которая не персонифицирована. Она имеет программу, относится к классическому социалистическому направлению. Лицо нашей партии не зависит от того, кто именно находится в руководящих органах. Если будут признаки кризиса, нужно реформировать партию, а не разваливать ее. Ваши взгляды всегда были социалистическими или идеалы менялись? Я всегда придерживался социалистического направления, к каким бы силам не примыкал. Я сторонник реформаторского пути, гражданского общества, социального государства. Сторонник природной ренты с тем, чтобы природные богатства служили обществу. Как вам кажется, "Единая Россия" готова постепенно отдавать власть? Нет, не готова. К сожалению, у нас сложилась авторитарная система правления, выхода из которой пока нет. Народ поддерживает ее. Разделение власти большинству нашего населения не нужно, поэтому я не вижу выхода из стагнации. Так захотел народ. Я, конечно, не верю, что "Единая Россия" побеждает везде и всюду. Есть много фальсификаций. Но в целом по стране большинство у тех, кто хочет стабильности за счет свободы, коррупции, чего угодно. А стабильность для них это лично Путин. Я как историк могу сказать, что все зависит от социальной психологии. Чтобы народ продвинулся по пути развития, нужны десятилетия. Есть, конечно, роль личности в истории. Но усилия личности могут дать плоды через долгое время. В чем сейчас вы видите свою роль? Я занимаюсь реформами в своем направлении, в области законодательства, касающегося градостроительства и охраны памятников как в Петербурге, так и в России. Стараюсь, чтобы не проходили лоббистские поправки, пытаюсь хоть что-то удерживать. При этом я представляю оппозиционную партию и хочу, чтобы этот островок оппозиционности сохранялся. Археология и не только Археология и политика они для вас отдельно существуют или органично дополняют друг друга? Моя политика в первую очередь направлена на сохранение культурного наследия. Археология дает мне перспективу, представление о мировом развитии, о том, что мы не исключительны, и наша цивилизация ничем не отличается от других, которые приходили и уходили. Мне это очень помогает. А практически тяжело переключаться? Нет желания "зависнуть" в какой-то одной сфере? Политика ничего не дает, что называется, ни уму, ни сердцу. Отдыха никакого. А занятия археологией дают возможность отвлечься и работать в свое удовольствие. Как археолог вы все время смотрите на далекое прошлое, как политик участвуете в создании нынешней истории. Каким с этой перспективы видится настоящий момент? Если говорить о моей позиции как археолога, к сожалению, я на фоне развития мировой цивилизации вижу очень мало шансов для сохранения нашей цивилизации, российской. Россия ничего не производит кроме природных ресурсов. С идеологической точки зрения страна отстала на многие десятилетия и столетия и от западного мира, и от восточного. Демографически Россия проигрывает, во-первых, организованным этническим массам Кавказа и Средней Азии, а во-вторых, еще и Китаю. Можно ли этот процесс остановить? Я не знаю. Я вижу, что один народ сменяет другой, этот процесс все время происходит. В масштабе тысячелетий постоянно идут миграции, постепенная смена языков. Россия утрачивает идентичность. Ты хоть, как Путин, православие развивай, но процесс-то ты не останавливаешь. Скажем, закрой границы, сделай, чтобы в сфере иммиграции не было коррупции. Тогда ты идентичность сохранишь. Но я реальных действий не вижу. Не будет этого, русский народ на территории России сменится другим народом, за счет ассимиляции, замены языка и культуры. Я думаю, что в глобальной перспективе все эти процессы приведут к тому, что Китай получит Северную Евразию, потому что и в экономическом, и в идеологическом плане он гораздо сильнее, чем нынешние государства СНГ. Он спокойно поглотит все эти государства, несмотря на все наши противоречия. Вы открыли чемурчекскую культуру, которую можно считать уникальной. Расскажите немного о ней. Я разрешил одну из самых интересных загадок истории: откуда в недрах Внутренней Азии, в Синьцзяне, появился древний европейский язык тохарский. Сейчас считается, что он отделился от индоевропейского и 5-7 тысяч лет назад ушел на восток, скорее всего, из Западной Европы, не имея контактов с индоиранскими языками. Он ближе к германским и италийским, к греческому. Кстати, множество рукописей на тохарском языке хранится у нас, в Петербурге, в Институте восточных рукописей на Дворцовой набережной. Мне удалось найти археологические свидетельства этой миграции. Оказалось, что в Монгольский Алтай 5 тысяч лет назад пришел новый народ и стал конструировать мегалитические гробницы и ставить каменные статуи, как в Западной Европе, во Франции и Швейцарии. И те, что на западе, датируются более ранним временем. В Западной Европе около 2900 лет до н.э., а на востоке около 2600. Причем в Европе мы прослеживаем корни всех этих традиций, начиная с 5 тысячелетия до н.э., а в Монголии они появляются внезапно. "По дороге" следов нет никаких. Так что диффузия постепенная передача традиций исключена. А ведь тогда не было ни почты, ни интернета! Я не верю, что это могло произойти без миграции. Выходит, нет ничего удивительного, что пратохарский язык имел в древности контакты с прагерманцами, праиталийцами, ведь предки тохаров жили в Южной Франции. Это большое открытие такую оценку дали многие ученые. Конечно, до сих пор идет большая дискуссия. Представьте, что приняли очередной "оригинальный" закон о том, что депутатам нельзя заниматься археологией. Что вы выберете: ЗакС или чемурчеков? Такого закона не будет, пока я депутат! Источник: ok-inform.ru
|