Александр Тарнавский об увеличении размера страхового возмещения по вкладам 18 сентября 2013 17 сентября Государственная Дума в первом чтении рассмотрела правительственный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части увеличения размера страхового возмещения по вкладам). От фракции по данному законопроекту выступил Александр Тарнавский: – Уважаемые коллеги! Моя коллега по фракции (Т. Москалькова – Прим.) только что уже сказала, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении будет поддерживать данный законопроект. При этом, однако, нельзя не сказать следующее. Хочу предложить вашему вниманию лишь два тезиса. Первый. С одной стороны, мы в определённой степени доверяем Минфину, а также Правительству РФ в том, в каком направлении при доработке законопроекта необходимо двигаться. С другой стороны, конечно, не хотелось бы отдавать всё на откуп Правительства. Я это к тому, что двойственно выглядит предложение нашего профильного комитета по финансовому рынку, возглавляемого уважаемой Натальей Бурыкиной, суть которого в том, чтобы к моменту рассмотрения во втором чтении этого законопроекта получить от соответствующих заинтересованных органов исполнительной власти проекты нормативных документов, требующих в дальнейшем также своего принятия (о порядке расчёта ставок, видов депозитов, критериях отклонения депозитных ставок и т. д.). Нельзя не сказать, что формально указанные госорганы это могут выполнить, но они не дадут никаких гарантий, что переданные нам проекты в предложенной ими редакции станут действующими документами. Поэтому, может быть, это предложение профильного комитета можно сейчас и принять, учитывая накопленный опыт взаимодействия с исполнительной властью членов профильного комитета и его председателя. Но при этом нам следует понимать, что у нас не будет никаких гарантий. В итоге правительственные документы, решения Минфина и ЦБ могут быть совершенно иными по сравнению с тем, что в скором времени получит Государственная Дума, ее комитет по финансовому рынку. Я это к тому, что давайте все же дополнительно обсудим вопрос о том, чтобы ключевые позиции проектов правительственных нормативных актов при подготовке законопроекта ко второму чтению, возможно, нашли свое место в тексте обсуждаемого сейчас нами законопроекта. Второй тезис. Я уже ранее сказал, что если Алексей Владимирович Моисеев (официальный представитель Правительства РФ – Прим.) говорит о каких-то аргументах, то, учитывая его высокий профессионализм, к ним нужно относиться очень серьёзно и внимательно. По крайней мере, я это сам делаю. И раз он, очевидно первым или одним из первых, заговорил о том, что в нынешних экономических реалиях не исключена при определённых условиях ситуация, что следует ожидать нехватки денег в Фонде страхования вкладов (либо это не исключено), то от этого нельзя отмахиваться. Что это означает другими словами? Это означает, что есть опасность, по мнению Минфина, того, что какие-то банки в скором будущем провалятся (разорятся). К тому же, мы уже услышали только что и о том, что общая экономическая ситуация в мире продолжает ухудшаться. Понимая это, хотел бы сейчас в этом зале обратить также внимание своих коллег на следующее. При том, что вроде внешне российская экономика более-менее достойно по сравнению с другими странами сейчас выглядит, следует заметить, что за последние полтора года, по моим данным, мы существенно нарастили внешний долг. Если по тем данным, которыми я располагаю (а я имею в виду внешний долг страны), на начало 2012 года страна была должна 542 миллиарда долларов, то уже по данным на середину нынешнего года внешний долг составил уже 704 миллиарда долларов. При этом обращаю внимание, что внешний долг состоит как из долга, который есть у нашего государства, так и российских банков и компаний, прежде всего, государственных. Важно помнить, что одними из главных заёмщиков иностранных денег сейчас являются российские банки, и прежде всего банки с госучастием. За последние два года они серьезно нарастили свой внешний долг. Сейчас он составляет порядка 200 миллиардов долларов. При том, что года полтора назад долг составлял около 150 миллиардов долларов. И, может быть, это ещё одна причина появившихся новелл в обсуждаемом законопроекте. Беря у Запада деньги в долг, мы, возможно, не способны будем его вовремя обслуживать, а также вовремя вернуть. И мы начинаем осознавать это. Или я не прав? Полагаю в этой связи, что перед нами сейчас стоит более широкий вопрос – о целесообразности наращивания госбанками и российской банковской системой в целом задолженности (долгов) в иностранной валюте, имея в виду, что это может повлиять на стабильность нашей банковской системы и возможности нашего Фонда обязательного страхования вкладов обеспечить необходимые выплаты в случае банкротства тех или иных российских банков. Давайте об этом думать и держать этот вопрос на контроле. Спасибо за внимание.
|