Анатолий Аксаков: Инвестиционные расходы государства должны работать на стимулирование экономического роста 17 сентября 2013 На пленарном заседании Госдумы 17 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Анатолий Аксаков: – Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги. Прежде всего хотел бы сказать слова благодарности Николаю Ивановичу (Булаев – Прим.) за поддержку позиции фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Хотел бы сказать слова благодарности партии ЛДПР и КПРФ, которые в Батайске поддержали кандидата в мэры от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". И благодаря во многом такой поддержке "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Батайске Ростовской области набрала очень высокий процент, о чём говорил Владимир Вольфович (Жириновский – Прим.). Я, если говорить об Академии наук, учитывая мою профессиональную принадлежность, хотел бы, конечно, чтобы наша Академия наук так, как в советский период, давала фундаментальный прогноз развития экономики. И опираясь на этот прогноз, Правительство могло формировать реальный бюджет, и не было ситуации, когда оно в ходе бюджетного процесса в середине года лихорадочно искало варианты реализации бюджета, который был утверждён Государственной Думой. К сожалению, у нас сейчас ситуация такова, что постоянно приходится вносить коррективы в бюджет. Мы с вами утверждали бюджет при прогнозе роста ВВП 3,7 процента, в ходе исполнения бюджета начала называться цифра 2,4 процента, сейчас уже Минэкономразвития говорит – 1,8 процента. И на этой неделе Правительство будет принимать очень ответственное решение по сокращению расходов бюджета на следующий год и на последующие 2015 и 2016 годы. Причём я так полагаю, что сокращения социальных расходов всё-таки не будет, поскольку это очень чувствительно. Скорее всего, сократят инвестиционные расходы. Но надо иметь в виду, что инвестиционные расходы имеют коэффициент мультипликатора, или мультипликативный эффект на развитие экономики, намного больше, чем социальные расходы. И если мы сократим инвестиции на строительство, на сельское хозяйство, на промышленность, то, соответственно, это сокращение будет тормозить экономический рост. И потом нам опять же придется думать о том, как собрать доходы, поскольку экономический рост будет тормозиться. В связи с этим здесь, в Государственной Думе, надо будет очень внимательно посмотреть на предложение Правительства для того, чтобы всё-таки самые важные инвестиционные расходы государства были утверждены и работали на стимулирование экономического роста. На этой неделе мы будем также принимать очень ответственное, важное решение. Будем рассматривать и утверждать кандидатуру Голиковой Татьяны Алексеевны в качестве председателя Счётной палаты. Сергей Вадимович Степашин очень много сделал для работы Счётной палаты, для её авторитета. Время идёт вперед, будет утвержден новый руководитель. И я рассчитываю, что профессионал высокого уровня Татьяна Алексеевна Голикова сможет не только наладить работу по контролю за "золотыми" дорогами, "золотыми" мостами, за расходами в Академии наук, за "золотыми" стадионами, которые у нас строятся, – при этом её свежий взгляд позволит сформировать и новую политику, новую бюджетную политику, поскольку сейчас она вызывает очень много вопросов. Вот я говорил о том, что Правительство собирается снижать расходы по определенным статьям, которые мы с вами уже утвердили. Но при этом мы знаем, что на кассовые остатки у главных распределителей бюджетных средств числится до 300 миллиардов неиспользованных бюджетных средств. То есть, с одной стороны, сокращение расходов, с другой стороны – неиспользованные доходы, которые уже выделены главным распределителям бюджетных средств. Это говорит о том, что не всё в порядке в этом хозяйстве и, соответственно, надо наводить порядок. Надеюсь, что профессионал своё мнение по этому поводу скажет. Неделю назад наше Правительство отчиталось о прекрасном размещении государственных бумаг за рубежом. 7 миллиардов долларов мы привлекли для того, чтобы финансировать бюджетные назначения. При этом 900 миллиардов в этом году ушло в Резервный фонд, 200 миллиардов ушло в Фонд национального благосостояния. Эти средства, по крайней мере частично, оседают на счетах в Центральном банке, значит, не работают, не генерируют доход. Ну и частично уходят в зарубежные ценные бумаги под процент, который здесь уже много раз назывался, примерно 0,7 процента, ну, до 1 процента. Мы привлекли, знаете, под какой процент? 5,1. Вот эти процентные ножницы говорят о потерях, которые несёт наша бюджетная система, а эти потери мы могли бы очень эффективно использовать опять же для покрытия тех бюджетных назначений, которые сейчас собираются сокращать. При этом привлечение 7 миллиардов долларов происходит на фоне гигантского оттока капитала из нашей страны. Более 50 миллиардов долларов уже ушло. И по оценкам Правительства, до 75 миллиардов в этом году составит отток капитала. Часть это оттока – это криминальный отток. И с ним сейчас началась жесточайшая борьба, Центральный банк будет жёстко бороться, все финансовые структуры, которые этим занимаются, уже, я так полагаю, вычислены и с ними будет покончено. Но этот отток связан не только с криминальными деньгами, не только с криминальными действиями. Многие средства уходят из страны, потому что они не абсорбируются нашей российской экономикой, потому что мы не можем их переварить, в том числе из-за того, что наши предприятия находятся в большинстве в очень тяжёлом финансовом положении: рентабельность экономики где-то 8 процентов. Такая экономика не может работать эффективно. Поэтому важны решения, в том числе налоговые решения, которые могли бы простимулировать экономический рост. Мы давно от имени фракции говорили: надо реанимировать инвестиционную льготу. Вот с вами мы здесь снизили налог на прибыль до 20 процентов, было 24 процента. В результате простимулировали дивиденды. То есть, бизнес начал направлять вот это снижение налога на дивиденды. Правильнее было бы установить инвестиционную льготу. Направляешь прибыль на развитие производства, на модернизацию – значит, пользуешься инвестиционной льготой, платишь меньше налог. Если отправляешь деньги на дивиденды, на проедание прибыли, то с них ты должен платить больше налог. Элементарное решение, но в результате мы бы включили стимулирующую функцию налогов. У нас потоки, например, связанные с Пенсионным фондом: деньги поступают в Пенсионный фонд, потом – во Внешэкономбанк. Внешэкономбанк покупает государственные бумаги, деньги опять не работают на экономику. В результате мысль, одна из мыслей, которую пытались мы продвигать, внедряя пенсионные накопления, что они должны работать, как инвестиционные средства, не используется. Она фактически не работает. В результате экономика от этого проигрывает. Я хотел бы один позитив всё-таки в конце своего выступления отметить. Мы с вами приняли очень важное, я считаю, даже историческое решение в этом году, в соответствии с которым Центральный банк может рефинансировать кредитные организации на неограниченный срок. То есть, так же, как федеральная резервная система США, он может предоставлять кредит на 10 лет, на 15 лет, может покупать ценные бумаги на рынке у наших компаний и тем самым направляет деньги на развитие экономики. Наверное, лет 10 мы здесь говорили об этом. Центральный банк был против, Правительство было против, но благодаря позиции депутатов всех фракций это решение прошло. Теперь очень важно, чтобы у нас появились активы, которые Центральный банк сможет под такие "длинные" кредиты принимать в обеспечение. И для этого надо принимать законы, в том числе в эту осеннюю сессию: закон о Гражданском кодексе, закон о секьюритизации, которые позволят сформировать такие активы, и в результате мы получим длинный ресурс для кредитования экономики. И не надо будет нашим компаниям обращаться за рубеж, для того чтобы искать эти ресурсы. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем, и эти идеи этой осенью реализуем. Спасибо за внимание.
|