Правительственный час с участием министра транспорта и руководителя "Росавтодора" 11 сентября 2013 11 сентября в Государственной Думе состоялся "правительственный час" с участием министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова и руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Дмитрий Горовцов, Светлана Горячева и Олег Нилов, выступил Михаил Брячак. Вопрос Дмитрия Горовцова: – Уважаемый Максим Юрьевич, хотелось бы услышать ваше мнение о планах министерства и ваше личное видение развития и более эффективного использования транзитного потенциала нашей страны, о чём неоднократно говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. На наш взгляд, координатором этой работы должно стать именно Министерство транспорта России. И разработка, и реализация транзитной политики – это задача Министерства транспорта и никого другого. А пока мы постоянно преодолеваем сложности и проблемы с транзитом, которые сами же и создаём. Это касается негативной практики таможенного администрирования на границе, необоснованное стремление досматривать всё и вся, что движется через нашу границу. И в этой связи скажите, пожалуйста, а каковы же перспективы повышения эффективности транзитных перевозок? Спасибо большое. Ответ Михаила Соколова: – Уважаемый Дмитрий Евгеньевич, совершенно согласен с постановкой вопроса, что Минтранс должен содействовать развитию транзита. И в своём докладе я говорил о том, что как раз транзит, экспорт транспортных услуг по сумме доходов в бюджет Российской Федерации равен объёму экспорта угля и леса вместе взятых и составляет треть от экспорта российского газа. При этом мы, конечно, понимаем, что должны прикладывать новые усилия и для раскрытия транзитного потенциала. Я в своём докладе подробно останавливался на вопросах развития Северного морского пути. Также в рамках недавно состоявшегося в Токио саммита министров транспорта АТЭС и дальнейшей работы российско-китайской подкомиссии в Пекине мы обсуждали с моими коллегами вопросы использования транзитного потенциала, в том числе железнодорожных перевозок и скоростных контейнерных перевозок по Транссибу в западном направлении. Также мы ведём активную работу по ускорению обустройства транзитного транспортного коридора "Западный Китай-Европа", проходящего через территорию Российской Федерации. Это коридор из населённого пункта Урумчи и проходящий через территорию Казахстана далее на Оренбург, Татарстан, Нижний Новгород, Москву. Вы знаете, какие важные решения были приняты летом этого года по строительству и ускорению к 2018 году центральной кольцевой автомобильной дороги. Также хочу обратить ваше внимание, что зимой этого года в Государственную Думу были внесены проекты законов в совокупности, так мы называем, о транзите, которые также будут способствовать ускорению и развитию транзитных перевозок через территорию нашей страны. Ну а что касается вопросов прохождения таможенных процедур и всех мероприятий на границе, то, надеюсь, вы в рамках другого "правительственного часа" сможете подробно рассмотреть эти вопросы. Вопрос Светланы Горячевой: – У меня вопрос к руководителю "Росавтодора". Вам, уважаемый Роман Владимирович. Вот дальневосточным наводнением размыто более 600 километров автодорог. К сожалению, в докладе я ничего не услышала, что же будем делать там. Скажите, пожалуйста, какие средства будут выделены на их восстановление, в том числе для Приморского края. В какие сроки планируете осуществить эти работы, ведь приближается зима. И ещё. Какие меры будете принимать, чтобы ремонтные работы не были отданы подрядчикам, наспех созданным при каком-нибудь влиятельном теле. Потому что вот эта коррупция, которая существует при строительстве дорог, она просто уже, понимаете, просто у каждого на языке сегодня. Спасибо. Ответ Романа Старовойта: – Действительно, в результате паводковых явлений пострадала значительная часть как федеральных, так и местных субъектовых муниципальных дорог. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Минтрансу и "Росавтодору" поручено на принципах софинансирования, предоставления субсидий и дотаций восстановление, приведение в исходное состояние повреждённой сети. Поэтому в рамках выполнения поручений в "Росавтодоре" сформированы шесть рабочих групп, которые уже две недели находятся на территории. Совместно с представителями субъектов Российской Федерации проводится обследование этих дорог, для того чтобы мы понимали, в каких объёмах и какие финансовые средства потребуются для восстановления. В первую очередь мы решаем задачу по обеспечению проезда по повреждённым дорогам. И во вторую очередь мы уже приступим к проектированию и восстановлению. Это, видимо, уже будет следующий год, ввиду того что зимний период наступает и элементарно дорожное полотно не успеет просохнуть. От рабочих групп на сегодня у меня данные: в Амурской области проинспектировано и обследовано 69 процентов дорожной сети; в Приморском крае уже обследовано 100 процентов дорожной сети; в Еврейской автономной области – 30 процентов; в Республике Саха (Якутия) – 60 процентов; в Магаданской области – 100 процентов. В Хабаровском крае уже рабочая комиссия объехала все территории, пообщались с представителями субъекта и муниципальных образований. Но ввиду того, что там паводок, ещё вода не ушла с дорог, обследование в должной мере ещё не проведено. По объёмам финансирования: мы сейчас уже понимаем, что потребуется порядка 5 миллиардов рублей. Эта цифра, может быть, изменится после того, как нами будут завершены работы по обследованию. Вопрос Олега Нилова: – Максим Юрьевич, вчера депутаты битый час обсуждали такую печальную тему, как превращение вида из автомобилей на наши дороги в некую такую кладбищенскую аллею с венками и крестами. Сегодня вот опять тяжёлое известие из Санкт-Петербурга, где в лобовом столкновении погибли люди, так практически каждый день. Основная причина всем понятна – это неразделённость встречных потоков, плохая освещённость. Не пора ли нам действительно принимать какую-то приоритетнейшую программу по разделению встречных потоков? И может быть, даже нужно принять закон, скажем, который с 2020 года запретит эксплуатацию таких дорог, где возможны лобовые столкновения. Что вы по этому поводу можете сказать? И есть ли такие программы? Хотя бы когда они планируются к завершению? Ответ Михаила Соколова: – Олег Анатольевич, я тоже с тяжёлым сердцем воспринял весть сегодня о дорожно-транспортном происшествии, где пострадал и автобус, и два легковых автомобиля, и, к сожалению, погибли люди. Такая программа, о которой вы говорите, в масштабах деятельности Правительства Российской Федерации есть, она называется "Безопасность дорожного движения". Она есть не только в Правительстве, но и в "Росавтодоре" она реализуется. Хочу сказать, что, конечно, всю дорожную сеть нашей страны, а это более миллиона километров, из них порядка 500 тысяч – это региональные дороги, 450 – муниципальные и 50 тысяч, как я говорил, федеральные, в одночасье перевести на режим четырёхполосного движения, а сегодня они в большей своей степени находятся в двухполосном, да ещё не всегда в нормативном состоянии, конечно, нельзя. Выступление Михаила Брячака: – Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Максим Юрьевич! Уважаемые коллеги! В своём выступлении я хочу детально поговорить на тему транзита, который затрагивает целую отрасль, отдельный огромный сегмент экономики. Совершенно справедливо и очень своевременно Президент страны Владимир Владимирович Путин в своём Послании 12 декабря прошлого года к Парламентскому Собранию обратил внимание именно на этот вопрос с тем, чтобы вопрос транзита, вопрос транзитного потенциала разрабатывался и реализовывался как приоритетное направление в сфере нашей экономики. Уважаемые коллеги, 10 процентов в мировом валовом продукте составляют транспортно-экспедиционные услуги. Это колоссальный объём и уникальная возможность для российской экономики создать те самые инновационные технологии и рабочие места, о которых здесь уже говорилось. Потенциал, который в себе содержит транзит – это мощная составляющая для формирования бюджета и развития производств, развития регионов, которые находятся на пути следования грузопотока по маршрутам азиатско-тихоокеанского региона, европейского экономического пространства. К сожалению, на сегодняшний день мы отстаём от возможностей, которые даны нам природой, историей, географией, которые подарены нам судьбой. 850 миллионов долларов – таков объем исчисления услуг на транзитном потенциале. Впрочем, говорить о транспортной инфраструктуре можно много и долго. В выступлении Максима Юрьевича, в докладе о реализации транспортной стратегии на заседании Правительства в августе этого года чётко было указано на инфраструктурные проекты, которые предусмотрены для реализации этого потенциала как в направлении запад-восток, так и в направлении север-юг. Все это очень важно. Вынужден повторить, что и сегодняшние возможности все еще не используются хотя бы на среднем уровне. Это не столько инфраструктурный вопрос, сколько проблема администрирования. Максим Юрьевич, я не в полной мере с вами согласен, что администрирование, связанное с таможенным оформлениям грузов, другими процедурами – это "не ваш вопрос". Да, конечно, не ваш – в той мере, что не вы являетесь здесь ответственным лицом. Но как лицо заинтересованное, ответственное за эффективное использование транспортной инфраструктуры, вы, безусловно, должны быть озабочены теми процедурами, которые во многом определяют эффективность и загруженность транспортного транзита. Сегодня в Российской Федерации для того, чтобы приступить к экспортным и импортным операциям, после обращения в соответствующие инстанции нужно 30 суток, а в Европе – 10 суток. Это скорость. Президент страны год назад говорил нам, что надо довести объём представляемых документов при таможенной очистке до шести единиц, у нас сейчас более 20-ти. Громоздкая, неэффективная, самое главное, непрозрачная форма администрирования потоков является важнейшим фактором снижения эффективности транспортной инфраструктуры. И ничего удивительного нет в том, что сегодня наши конкуренты уже формируют проектные работы. До начала заседания я связался с представителями Министерства транспорта Израиля – подтвердилось, что израильским правительством завершаются проектные работы на альтернативном Суэцкому каналу маршруте через территорию Израиля. Активно развивается ТРАСЕКА, Китай и Казахстан активно развивают свою инфраструктуру, и уходит потенциал от Транссиба. Поэтому, Максим Юрьевич, наверное, конечно, вопрос не к вам, но к некоторым руководителям федеральных органов, которые напрямую отвечают за эффективность администрирования – мы, к сожалению, пока достучаться к ним не могли. Я думаю, что Министерство транспорта могло бы принимать активное участие в этом вопросе. И я ещё хочу сказать, что при координационном совете сформировалась рабочая группа из учёных, которые провели исследования, и мы вам представим эти материалы, указывающие на то, что именно администрирование сейчас нужно повысить в эффективности. Пользуясь тем, что Сергей Николаевич Рябухин, представитель Счётной палаты, здесь, мы представим вам материалы этих исследований, указывающих на колоссальные потери бюджета в сфере администрирования, в сфере недополучаемых доходов в бюджет. По существующим объёмам и по ставкам, существующим к этим объёмам, более 2 триллионов у нас потерь, неизвестно где оседающих. Спасибо за внимание.
|