Андрей Руденко: россиян ждет реприватизация 03 сентября 2013 С 1 сентября в пилотных регионах – Орловской, Владимирской, Нижегородской, Ростовской и Самарской областях, а также в Красноярском и Забайкальском краях – введена социальная норма на электроэнергию. Теперь по действующим небольшим тарифам будет оплачиваться лишь свет, потраченный в рамках установленной нормы, за "излишки" придется раскошелиться по повышенному тарифу. Следующим летом такую систему планируют ввести по всей стране, а с 2015 года социальная норма может появиться и на воду. О том, как новшество отразится на кошельках рядовых потребителей, почему правительству милее крупные управляющие компании, чем ТСЖ, что поможет местным властям победить самострой и, главное, как поставить заслон взяточничеству в сфере ЖКХ "Первому антикорруцпионному СМИ" рассказал заместитель председателя комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Андрей Руденко ("СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"). – Андрей Викторович, о проблемах сферы ЖКХ в России, наверное, можно говорить бесконечно. Какую из них Вы бы назвали основной – той, благодаря которой в отрасли разворовываются миллиарды рублей, а население не получает качественных коммунальных услуг? – Наверное, это отсутствие кадров. В советское время не было вузов, готовящих специалистов по проблемам ЖКХ. Мы перешли на рыночные отношения, начали выпускать специалистов в сфере государственного, муниципального управления, управления собственностью, но не специалистов коммунального хозяйства. Так уж сложилось, что управляющие компании, которые пришли на смену ЖЭКам, одной из главных своих задач сделали примитивное рвачество: срубить с населения деньги и исчезнуть... – Не потому ли, что их руководители не верят в долгосрочность такой системы управления? – Конечно. Все управляющие компании рано или поздно проверяются правоохранительными органами. Как и в бизнесе, где создается немало фирм-однодневок, возникают и сомнительные управляющие компании. Повторюсь – главная проблема в отсутствии кадров. При переходе на новые отношения мы не создали систему подготовки кадров в сфере ЖКХ. Второе – нет системы защиты потребителей от управляющих компаний. – А что нужно для такой защиты? – Сейчас в парламенте рассматривается законопроект "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", который предполагает создание государственной информационной системы в коммунальной сфере. Благодаря ГИС можно будет рассчитать стоимость услуг ЖКХ, тут же их оплатить, направить обращения и жалобы, узнать, как тратятся средства на ремонт и содержание дома. В ряде регионов, например, Казани, она уже действует. На мой взгляд, это один из серьезных шагов на пути открытости и прозрачности жилищно-коммунального хозяйства. – Но ведь в ТСЖ, если им руководит порядочный председатель, такую информацию можно получить даже не виртуально, а непосредственно от этого руководителя... – Правительство делает все, чтобы ликвидировать ТСЖ и маленькие управляющие компании формы управления самими собственниками жилья. Например, правительством внесен законопроект об объединении таких структур в саморегулируемые организации, а это дополнительные взносы на содержание, другой уставной капитал, которые будут брать из карманов жильцов. Хотя, если грамотно организовать работу и аккумулировать средства, вовремя направлять их, успешно можно работать и в форме товарищества собственников. Но это, опять же, зависит от порядочности председателя. Нечистые на руку руководители даже в небольших ТСЖ умудряются разворовать миллионы рублей – примеры этого регулярно появляются в новостных лентах. – Правительству поэтому не угодили товарищества собственников? – Там считают, что в управляющих компаниях работают более профессиональные сотрудники. Конечно, не везде есть компетентные люди, которые могут работать в рыночных условиях, но примеры успешных ТСЖ тоже есть. – На Ваш взгляд, какая форма управления многоквартирным домом – ТСЖ или управляющая компания – имеет больше лазеек для коррупции? – Наверное, разницы нет. Разве что председатель товарищества живет с вами в одном доме и с него всегда можно спросить, а управляющую компанию еще попробуй найти. И в том, и в другом случае всегда есть соблазн завысить стоимость услуг в несколько раз. Например, общедомовой счетчик можно установить и за 100 тысяч рублей, и за 300. То же самое с ремонтом крыши – в одном доме его сделают за полтора миллиона, а в соседнем – за пять. Особенно это актуально в сфере нового закона о капитальном ремонте и создании региональных фондов, где коррупции, как мне кажется, просто не избежать. Когда региональные фонды будут создаваться на местах, появятся схемы Лужкова – Батуриной, когда подряды будут отдавать по завышенным ценам родственникам или аффилированным структурам чиновников. – Есть ли механизмы, позволяющие оградить "региональных Батуриных" от бюджетных миллионов? – Думаю, таким механизмом может стать расчет типовой ориентировочной стоимости тех или иных работ для каждого субъекта. Ведь рассчитывается же средняя стоимость квадратного метра в регионе! Можно посмотреть среднюю стоимость материалов и работ в субъекте, добавить северный коэффициент, южный коэффициент и рассчитать типовые расценки на тот же ремонт крыши или кладку кирпича. Конечно, есть индивидуальные особенности и характеристики, но если счет за ремонт крыши дома будет в разы отличаться от типовой рекомендуемой стоимости, это повод серьезно задуматься. По сути, это ограбление населения энергетическими компаниями, которые, как кишечные черви, никогда не насытятся. – С 1 сентября в семи пилотных регионах ввели социальные нормы на свет. Государство учит россиян экономить таким драконовским способом? Насколько он эффективен? – Нынешнее состояние жилищного фонда и коммуникаций способствует только перерасходу электроэнергии. Например, в ветхом жилье или многоэтажках без центрального отопления. Ни одна семья, однозначно, не впишется в "прокрустовы" рамки социальной нормы в 50-70 киловатт. Поэтому ни о какой эффективности не может идти и речи абсолютно непродуманное решение, которое ударит по карманам малоимущих граждан. – И вновь будут расти долги по квартплате, а людей выселять за неоплаченные счета по ЖКХ... – Вполне вероятно. В Госдуму уже внесен законопроект о реприватизации квартир собственниками, которым непосильно бремя коммунальных услуг. По этому законопроекту люди, которым доходы не позволяют полностью оплачивать коммуналку, заключают договор о переходе квартиры после смерти владельца в собственность государства. За это они всю оставшуюся жизнь оплачивают только услуги по счетчикам – свет, тепло, воду, не внося деньги на содержание и ремонт дома. Уверен, совсем скоро очень многие россияне будут вынуждены реприватизировать квартиры, чтобы оплачивать растущие гигантскими темпами тарифы ЖКХ. – Одна из проблем, ставшая неотъемлемой чертой крупных городов – самострой. Никем и ничем не контролируемый. Напомню, что даже в олимпийском Сочи, к которому приковано внимание всего мира, ситуация настолько вопиющая, что губернатор Ткачев недавно назвал ее полным "беспределом". У муниципалитета сегодня нет реальной возможности изжить самовольные постройки, которые затем легко узакониваются через суд? – Здесь я вижу коррупционную составляющую со стороны местных властей. Как правило, это руководители среднего звена, которые в ущерб государству побуждают, а иногда и вынуждают застройщиков давать взятки. Свежий пример из Краснодарского края – возбуждено уголовное дело на заместителя гендиректора "дочки" "Газпрома". Как сообщил СКР, руководитель потребовал 16 миллионов рублей за выдачу документа об использовании природного газа для проектируемого оборудования жилой застройки в Геленджике. Законодательные механизмы для борьбы с самостроем у местного самоуправления и судов есть, просто чиновникам нужно эффективнее работать. Каждый глава округа может поручить подчиненным ежедневно обходить кварталы, а затем докладывать о крупных строительных площадках. Когда возводится девятиэтажный дом, его просто так не скроешь! Понятно, что и здесь работники администрации могут исполнить поручение "для галочки" или, опять же, небескорыстно закрыть глаза. Тогда самый эффективный метод борьбы с незаконными постройками аэрокосмическая съемка. Подобная технология действует во многих развитых городах. Суть ее заключается в том, что система через спутник сравнивает официальную карту муниципалитета с реальной картинкой, в автоматическом режиме указывая на самовольные стройки. Соответствующие службы выезжают на место и фиксируют правонарушения. С компьютером не договоришься, откат не дашь. По материалам источников: Первое антикоррупционное СМИ
|