Александр Романович: Мы превратили термин "человеческий фактор" в универсальную "отмазку" от многих системных бед Александр Романович, 21 августа 2013 Председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области, кандидат на должность губернатора Подмосковья Александр Романович в своей статье "Месяц август совсем ни при чем..." рассуждает о том, что за устоявшемся в России понятием "проклятого августа" стоит не столько "человеческий фактор", на который привычно списываются все причины аварий и катастроф, сколько отсутствие системности в сферах образования, трудоустройства, контроля качества и т. д. Вот и в этом году, ближе к концу лета, только ленивый не пенял на "проклятый август", который неизменно приносит несчастья России. К великому сожалению, эти кликушества сбываются. Достаточно вспомнить жуткую речную аварию на Иртыше и продолжающиеся наводнения на Дальнем Востоке. Не будем уже говорить об авиакатастрофах, их тоже хватало, правда, не с такими крупными воздушными судами. Всё чаще мы бойко закрываем наши, и не только августовские, ЧП удобной для отчетности формулировкой – "человеческий фактор". У нас это как-то зазвучало кощунственно снисходительно – мол, с кем не бывает... Ну выпил капитан катера перед рейсом, ну врезался в баржу... Мы сначала прилепили значение этого серьезного термина "человеческий фактор" только к аварийным ситуациям, понимая его как промахи или оплошности человека, которые повлекли за собой трагедию. А потом незаметно для себя успешно превратили этот "фактор" в универсальную "отмазку" и от многих наших системных бед. Ищем стрелочника, валим на него все несчастья и – готово. Всё хорошо, прекрасная маркиза... А что же хорошего? Если речной пассажирский флот дотрёпан до ручки и держится только на старом парке судов, это что, человеческий фактор? То же и в гражданской авиации. Улётанные до предела и много раз латанные машины будут падать и губить людей и помимо пресловутого человеческого фактора и без скидок на "невезучий август". А мосты, а путепроводы, а теплотрассы? Да мало ли что еще. Надо отдать себе отчет в том, что вся наша прежняя техническая инфраструктура добивается сейчас до конца без подобающих ремонтов и модернизаций с одной лишь целью получить максимальную прибыль за счет сокращения затрат на обслуживание. А мы всё "валим" на человеческий фактор. А между тем словосочетание "человеческий фактор" имеет главное и куда более широкое трактование и обозначает людскую, кадровую составляющую производительных сил, то есть трудящуюся часть населения страны. В современном цивилизованном обществе, на звание которого мы все ещё претендуем, государственную работу с населением никто не отменял. Она по-любому должна иметь место. Надо системно заниматься образованием, трудоустройством, повышением квалификации, дисциплиной, контролем качества и ещё многим другим, в том числе, кстати, и идеологией, и той же национальной идеей. Только всё это в комплексе позволяет поддерживать в тонусе человеческий фактор и постоянно его совершенствовать. Но нам мировая практика невдомёк. Мы поступаем по-другому. У нас на крайняк всегда есть безотказный решатель всех проблем – МЧС, правда, теперь без Шойгу... Пусть что-то падает, рушится, взрывается, горит, тонет и вообще чрезвычайно бедствует. На помощь всегда придет МЧС. И всё будет ОК. А вот с виновными стрелочниками живо разберутся всё разбухающие контрольно-наказующие органы. Так что долгая, многотрудная и системная работа по выращиванию, обучению, воспитанию собственного населения нам вроде бы и не нужна. Вывод прост и ясен, как день. При существующем ныне отвратном отношении к населению, к трудовым ресурсам, просто к живым людям, к их достоинству, нуждам и чаяниям мы никогда не вырвемся из порочного заколдованного круга и будем бесконечно вспоминать злосчастный месяц август... На безразличие и высокомерие власти, на дефицит уважения к личности, на отсутствие ценностей и жизненной перспективы граждане начинают отвечать равнодушием и, просите за просторечие, пофигизмом. А это, поверьте, далеко не лучший багаж для пафосно рисуемого сейчас властью пути в модернизацию и всеобщее благоденствие.
|