Елена Мизулина о концепции государственной семейной политики 21 июня 2013 На пленарном заседании Госдумы 21 июня от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила Елена Мизулина. Темой выступления стали спорные моменты проекта концепции государственной семейной политики на период до 2025 года. – Уважаемый Иван Иванович (Мельников, 1-й заместитель председателя Госдумы – прим.), уважаемые депутаты! 28 мая в Кремле на заседании Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей состоялась презентация общественного проекта концепции государственной семейной политики на период до 2025 года. Эта концепция вызвала очень бурные дискуссии, однако в дискуссиях вокруг концепции больше домыслов, передергиваний и, к сожалению, иногда откровенной лжи. Поэтому хотелось бы обратить ваше внимание на несколько важных моментов. Первое. Концепция – это общественный проект. В ней нет ничего личного, хотя и выполнена эта концепция в соответствии с требованиями научного исследования. Второе. В предвыборной программе партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" есть пункт о разработке концепции государственной семейной политики. Однако сегодня идея разработки концепции приобрела характер национальной идеи. 1 июня прошлого года Президент издал Указ о реализации национальной стратегии действий в интересах детей, а 15 октября прошлого года уже Правительство утвердило план первоочередных мероприятий по реализации национальной стратегии, первым пунктом которого значится разработка концепции государственной семейной политики, срок исполнения – 2014 год. Это реальность. Третье. Концепция взаимосвязана с концепцией демографической политики России на период до 2025 года и с национальной стратегией действий в интересах детей, и только в этом единстве ее следует рассматривать и оценивать. Семейная политика – действительно инструмент решения таких задач, как преодоление демографического кризиса, обеспечение детям семейного благополучия. Однако в концепции путь решения этих задач – через семейное благополучие. Мы предлагаем государству решать действительно важнейшие государственные задачи не за счет благополучия россиян, а вместе с ними. Анализ демографических мер выявил, что ставка только на увеличение рождаемости не эффективна. Женщины откладывают рождение детей не потому, что не хотят рожать, а потому, что не имеют в первую очередь поддержки близких, семьи, родных. Официальная статистика неумолимо свидетельствует: суммарный коэффициент рождаемости у замужних женщин почти на 20 процентов выше, а средний интервал между рождением первого ребенка и вступлением в брак в два раза короче у женщин, состоящих в зарегистрированном, а не в фактическом браке. Четвертое. Координационный совет принял решение не ждать, когда Правительство предложит проект концепции государственной семейной политики, взять инициативу в свои руки и организовать широкое общественное обсуждение. Предложенная концепция не конец, а начало такого рода общественного обсуждения, она позволяет структурировать его и выявить наиболее важные для общества предпочтения или несогласия. Пятое. Цель семейной политики определена в концепции как обеспечение семейного благополучия, и именно благополучная семья – это лучшая среда для воспитания ребенка и для обеспечения уверенности, успешности всех членов семьи. У каждой семьи, конечно, свое представление о семейном благополучии, но есть некоторые общие моменты, свидетельствующие о том, что современные россияне связывают с семейным благополучием, а они связывают его с такими традиционными семейными ценностями, как: 1. Брак, основанный на союзе мужчины и женщины. 2. Регистрация брака. 73 процента российских семей – это семьи, где супруги состоят в зарегистрированном браке. 3. Совместное воспитание детей обоими родителями. 67 процентов семей с детьми являются полными семьями, ну а как неполные семьи или семьи разведенных борются за то, чтобы совместно воспитывать детей, мы знаем. 4. Авторитет родительской власти. Депутаты знают, как россияне отстаивают свои родительские права, выступая, в частности, против ювенальной юстиции, одним из пунктов которой является приоритет прав ребенка по отношению к родителям. Именно это обстоятельство – традиционные семейные ценности в основе идеологии концепции – послужили основанием для нападок на нее и навешивания ярлыка "консервативная". Но, уважаемые депутаты, эти ценности – выбор россиян, они голосуют за них устройством своей семейной жизни. В концепции лишь зафиксированы эти приоритеты, с которыми власть, вырабатывая концепцию, должна будет считаться. Шестое. Концепция содержит широкий спектр мер, ориентированных на реализацию десяти важнейших задач семейной политики, дифференцированных применительно к разным типам семей. Если какая-то семья не подпадает под традиционные семейные ценности, это не значит, что она неблагополучная, этого термина даже нет. А наоборот, для того чтобы обеспечить такого рода ценности, должна быть дифференцированная система мер поддержки. Седьмое. Остановлюсь на некоторых мерах, вызвавших наибольшую дискуссию. Например, мера по укреплению института брака – отнесение свидетельства о венчании к документам, являющимся основанием для государственной регистрации заключения брака и выдачи свидетельства о заключении брака. Тенденция последних лет, уважаемые депутаты, состоит в том, что очень многие молодые супруги выбирают не государственную регистрацию в ЗАГСе, а церковь и венчание. Это их выбор. И с ним мы должны считаться. Что предлагается? Предлагается, если они захотят, будучи венчанными, оформить брак в органах ЗАГСа, они подают письменное заявление, и на основании этого письменного заявления в упрощенном порядке им выдается свидетельство о регистрации брака. Или мера предоставления работающим отцам права на оплачиваемый двухнедельный отпуск в связи с рождением ребенка, который они вправе использовать в течение первых трех месяцев после его рождения. Затратно, но не дороже, чем поиск недобросовестных неплательщиков алиментов. Одна из задач развития социальной инфраструктуры – оказание услуг семьям с детьми. Что это такое? Каждая семья, чтобы просчитать, сколько детей она может родить и воспитать, думает, что ей нужно для ее семейного благополучия: нуждаются в жилье, детских садах, школах, медицинских учреждениях, кафе или иных досуговых учреждениях, спортивных сооружениях. Может отдельная российская семья себе это позволить построить, создать? Нет, конечно. И даже для семьи олигарха это не по силам. Создание такой социальной инфраструктуры – это задача государства. И если бы государство в рамках оптимизации образования и здравоохранения ориентировалось на эти задачи семьи, на цели и задачи семейной политики, исходя из того, что важно и нужно для семьи, вопрос о закрытии малокомплектных школ, о закрытии малых родильных домов даже не ставился бы, ибо это не что иное как разрушение пусть и не всегда хорошего качества социальной инфраструктуры, ориентированной на семьи с детьми. Концепцию упрекают в избыточности и преувеличении роли церкви. Уважаемые коллеги, действительно, одна из задач – расширение участия Русской православной церкви и других традиционных религиозных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений. Однако достаточно ознакомиться с теми мерами, которые предлагаются в решении этой задачи, чтобы убедиться в неосновательности опасений. Например, мера – изменение порядка формирования Комиссии по делам несовершеннолетних, чтобы не менее половины ее состава были представителями общественных организаций, включая традиционные религиозные организации, представленные на территории субъекта Российской Федерации. Что здесь плохого? Или сейчас формируются координационные советы по реализации нацстратегий. Посмотрите-ка, сколько там представителей общественности в регионах и представителей традиционных религиозных организаций. А они хотят в этом участвовать. Или предварительная общественная экспертиза законопроекта в сфере семейных отношений. Подумайте, что лучше. Сесть за стол дискуссий и обсуждений до принятия законопроекта или получать коробки с письмами? Уважаемые депутаты, по сути дела, обсуждение этой концепции, которую предложил Координационный совет, есть первый опыт организовать общественное обсуждение значимого для каждого россиянина документа и отработать механизм учета конкретных предложений. Рабочей группе Координационного совета, которую я возглавляю по поручению Государственной Думы и моей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поручено обобщить и представить на рассмотрение Координационного совета результаты этого общественного обсуждения, а затем уже и в Правительство. Поэтому я обращаюсь к вам и прошу направлять в наш комитет, в рабочую группу через свои фракции комментарии, отзывы, предложения по концепции. И все выставлено на сайте Думы и на сайте комитета. Приглашаю к конструктивному сотрудничеству. Благополучная семья – это есть и благополучная Россия. Спасибо.
|