Оксана Дмитриева: Не все новое – хорошо, не все старое – плохо 16 мая 2013 В рамках Дней российского предпринимательства, которые проходят на ВВЦ, состоялась XIII Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий. Среди участников – посланцы более чем двух десятков различных государственных структур, чья деятельность так или иначе связана с этой сферой жизни. И хотя основная тема конференции – защита бизнеса в условиях глобализации, выступающие очень много внимания уделили непростым условиям работы, созданным не всегда продуманными решениями российских властей. Как отметила в своем выступлении первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева, с 2013 года фактически вся наша деятельность направлена не на улучшение и совершенствование налогового законодательства, а на то, чтобы вернуть существовавшие ранее требования, действие которых изменилось с начала текущего года. Прежде всего это касается социальных взносов, фиксированных платежей индивидуальных предпринимателей, а также ряда вопросов, по которым положение малого бизнеса значительно ухудшилось в связи со вступлением в силу нового закона о бухгалтерском учете. Сейчас депутаты от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и КПРФ разработали проект закона, который содержит четыре основные позиции, касающиеся страховых взносов. В частности, предлагается для индивидуальных предпринимателей вернуться к тому размеру страховых взносов, который существовал до 2013 года. Другими словами, исходить из базовой ставки в 1 МРОТ. Депутаты на круглом столе в Госдуме подробно обсудили предложение Минэкономразвития, суть которого заключается в том, чтобы при доходе до 300 тыс. ставка была равна 1 МРОТ. При более высоком доходе ставка вычислялась бы по формуле: 1 МРОТ плюс 1 % от суммы, превышающей 300 тыс. рублей. Предложение министерства на уровне расчетов выглядит заманчиво, считает Оксана Дмитриева, но на практике оно означает, что все индивидуальные предприниматели будут обязаны сдавать в Пенсионный фонд отчетность об объемах своей деятельности. И, таким образом, степень их взаимоотношений с Пенсионным фондом существенно возрастет. С другой стороны, Пенсионный фонд никогда не контролировал весь объем деятельности предпринимателей. Значит, это вызовет огромные проблемы с администрированием. Поэтому предложение Минэкономики при более внимательном рассмотрении свою привлекательность теряет. Поэтому Оксана Дмитриева предлагает не мудрить, а вернуться к той ситуации, которая была до 1 января 2013 года и которая всех устраивала. Более того, она считает, что здесь существует системная ошибка, и дефицит пенсионного фонда невозможно закрыть за счет малого бизнеса. Для этого есть два других источника, которые по разным причинам либо вовсе не хотят трогать, либо работа с ними крайне затруднена. Это отмена накопительного элемента (на 2013 год он составляет 580 млрд рублей), который изымается из пенсионного фонда. Это, считает депутат, является одной из причин его дефицита. Но это не бесплатный сыр, потому что для того, чтобы перекрыть эти потери, целый класс предпринимателей вынужден платить повышенные страховые взносы. Выходит, они вынуждены это делать для того, чтобы процветал бизнес управляющих компаний. Второй причиной Оксана Дмитриева считает регрессивную шкалу страховых взносов. Видимо, есть смысл сделать эту шкалу хотя бы плоской. В законопроекте представлены и другие предложения. Например, сейчас те предприниматели, что перешли на работу по патенту, не могут засчитывать уплаченные страховые взносы и фиксированный платеж в счет патента. Поэтому получается, что нагрузка на тех, кто работает в рамках системы ЕНВД и по патенту, распределяется неравномерно. Поэтому в этом же проекте предлагается засчитывать в стоимость патента (но не более 50 %) от суммы страховых взносов. Кроме того, есть предложение освободить от уплаты фиксированного платежа ту часть самозанятого населения, которая уже достигла пенсионного возраста. Этот законопроект направлен в правительство для согласования и параллельно внесен в Государственную Думу. Требуют своего решения и вопросы, касающиеся упрощенной системы налогообложения. Основные предложения заключаются в том, чтобы изменить предел для перехода на упрощенную систему налогообложения и вести этот подсчет даже не по выручке и товарообороту, а по размеру основных фондов. Что касается объема совокупного дохода, то здесь опять нужно вернуться к идее об увеличении его до 200 млн, предложенной еще шесть лет тому назад. Правда, тогда оно касалось лишь инновационного предпринимательства, сейчас же предлагается распространить этот критерий на весь бизнес. Разумным кажется и еще один законопроект – о внесении изменений в недавно принятый закон "О бухгалтерском учете", который предписывает тем, кто находится на "упрощенке", вести бухучет по общим правилам. Это требование чрезвычайно вредное, потому что заставит всех предпринимателей, использующих упрощенную систему, задним числом восстанавливать бухгалтерский учет за 2011–2012 годы. Это неизбежно вызовет дополнительные большие расходы. Поэтому было бы целесообразно немедленно внести изменения в закон о бухучете и восстановить правило для предпринимателей, работающих по этой схеме, вести учет для целей налогообложения. Хорошо, что законодатели видят проблемы, с которыми приходится сталкиваться большинству российских бизнесменов. Хуже то, что часть этих проблем и возникает от не до конца продуманных решений властных структур. А бизнес не любит частой смены правил игры. Поэтому тут как в поговорке: надо семь раз отмерить, прежде чем резать. Источник: ТПП-Информ
|