ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Валерий Гартунг о повышении конкурентоспособности российской экономики

24 апреля 2013

На пленарном заседании Госдумы 24 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг:

– Очень приятно слышать жизнеутверждающие выступления, особенно из уст представителей правящей партии. И вот я процитирую коллегу Яровую, что "главная наша задача – это повышение качества жизни граждан, развитие страны, конкурентоспособность российской экономики, новый уровень качества власти; экономические решения должны развивать и повышать инвестиционную привлекательность России". Это вот слова. А теперь о некоторых делах хотелось бы сказать.

Начну с главного – с экономики Российской Федерации и, прежде всего, обрабатывающих производств. Вот статистика, подготовленная Союзом производителей строительной и дорожной техники: за последние четыре года, возьмем докризисный уровень, 2008 год, российское производство экскаваторов упало в 11 раз, производство бульдозеров, автогрейдеров, катков дорожных, погрузчиков и прочей коммунальной и дорожной техники – в 3 раза, асфальтоукладчиков – в 16 раз, кранов башенных – в 7 раз, автобетоносмесителей – в 4 раза, автомобильных кранов – в 2 раза и так далее. Вот вам реальная статистика темпов развития российского производителя. Это данные за последние четыре года. Теперь хочу сказать, что, к сожалению, в последние месяцы динамика не меняется. Хотя у нас формально рецессии еще нет, но спад промышленного производства наблюдается последние три квартала. И если еще в четвертый квартал пройдет та же самая динамика при дефиците региональных бюджетов, то, я думаю, мы получим уже статистический спад не только производства, но и экономический спад.

Теперь: а в чем же причина, почему не идут инвестиции в российскую экономику вопреки выступлениям представителей "Единой России", почему не растет наша конкурентоспособность? Ну вот несколько примеров приведу. Я попросил специалистов сравнить условия хозяйствования в разных странах и в России. Для примера взяли три страны: США, Китай и Россию. Понятно, США и Китай – два мировых лидера по объему промышленного производства, и Россия, которая открыла границы для этих двух гигантов. Так вот цены на газ, подчеркиваю, цены на газ: в США сегодня минимальная цена – 10 долларов, здесь сразу оговорюсь, о каких цифрах идет речь, о каких единицах, речь идет о стоимости газа, который тратится на выработку одного мегаватта энергии. В России такой же показатель – 10,9, то есть в США он чуть-чуть ниже.

Электроэнергия: стоимость мегаватт-часа в США – 69 долларов, в России, я взял данные Челябинской области, – 78,86 доллара. То есть фактически на 11 процентов дороже. По металлу: взяли заготовку сталь 3 горячекатаную, в США – 560 долларов, в России – 537, в Китае – 438. Вот. Если говорить об электроэнергии, я специально Китай упустил, потому что электроэнергия в Китае сегодня – 41 доллар. Подчеркиваю, у нас – 78. Теперь возьмем стоимость заемных средств, на которые, собственно говоря, производится вся модернизация и развитие. Ну, США и Китай. США – меньше двух процентов, у нас – 12 процентов, в Китае вообще все развитие и строительство заводов субсидируется за счет государства. Просто государство строит заводы, отдает своему бизнесу и говорит: "Пожалуйста, выпускайте продукцию". При этом еще даются экспортные льготы. Чем выше передел экспортируемой продукции, тем меньше платит в бюджет это предприятие. У нас же наша инициатива, которая здесь звучала, почему-то не принимается.

Дальше. Самыми нашими конкурентными преимуществами всегда были: заработная плата, высокий уровень образования, подготовки кадров и низкие затраты на труд. Так вот сегодня если взять этот показатель и поделить его на производительность труда, то получается следующая картина. Мы взяли за основу сравнение в кузнечном производстве, кузнечная отрасль – базовая отрасль экономики. В США зарплата в час – 35 с половиной долларов, а если учесть, что производительность труда в этой отрасли в пять раз выше, то получается семь долларов. В Китае зарплата в час – 1,4 доллара. Если разделить на производительность труда применительно к России, то получается 0,48 доллара, то есть 48 центов. В России – 4,2 доллара. Среднюю заработную плату, по статистике, взяли. Вот посчитайте, вот вам экономика.

Выводы какие? Китай вне конкуренции, вообще даже говорить не о чем. Сегодня мы видим, как китайские товары заполоняют российские рынки. И, кстати, та статистика, которую я привел, это как раз последствия этой нашей конкурентоспособности. Если сравнить по основным показателям США и Россию, то Россия чуть-чуть выигрывает в стоимости рабочей силы, я думаю, здесь гордиться нечем, потому что, скажем так, наше конкурентное преимущество – то, что мы своим рабочим платим мало. При этом производительность труда гораздо ниже. Ну и самое главное конкурентное преимущество западных стран – это, конечно, стоимость инвестиционных ресурсов, которая в 6 раз ниже за рубежом, чем у нас.

Что нужно делать теперь? Первое. Конечно же, нужно ограничивать рост тарифов на услуги естественных монополий, потому что это основной фактор, влияющий на инфляцию. Это признал и будущий Председатель Центробанка, это признает Правительство, но, к сожалению, в этом направлении ничего не делается. Наши предложения были в этом зале озвучены, они отклонялись.

Следующее. Нужно, реализовав первое наше предложение, ограничить на официальном уровне инфляцию, рост на услуги естественных монополий, я подчеркиваю, рост на газ, на электроэнергию, на тепло, на коммунальные услуги, на железнодорожные перевозки. Второе, смягчить кредитно-денежную политику. Опустить курс рубля минимум процентов на 30. Вы видите, как наши основные торговые конкуренты в мире это делают. Посмотрите, идет война валют, и только Россия в этом не участвует, потому что, видимо, России наплевать на собственную экономику, на собственную промышленность. Все остальные во главу угла во всем мире ставят развитие собственного производства.

Второе. Снизить ставку рефинансирования. Так как мы уберем немонетарные факторы, разгоняющие инфляцию, можно будет снизить ставку рефинансирования и предоставить дополнительную ликвидность банкам. Это не повлияет на инфляцию, в то же время даст возможность более дешевых ресурсов для развития российской экономики.

Третье. Тотальная борьба с коррупцией, не мнимая, не на словах. Ну вот мы запретили чиновникам размещать деньги на зарубежных счетах. Конечно, это правильная история. Ну, взяли, переписали на детей, на жен, развелись с женами, переписали. Все. То есть какой посыл? Ничего не произошло, ничего общего с борьбой с коррупцией эта мера не имеет. Если доходы неправедно нажиты, неважно, где их размещает чиновник, нужно их изымать, нужно преследовать по закону. Если человек их честно заработал, то какая разница, где он их размещает? Это его личный выбор.

Следующее. А вот где действительно нужно бороться с коррупцией, так это с коррупцией в госаппарате, с коррупцией с госзакупками. Вот, пожалуйста, последний пример. Компания "Транснефть" объявила о том, что увеличилась стоимость нефтепровода Заполярье-Пурпе со 120 миллиардов еще на 80 миллиардов. К нам в Государственную Думу поступает информация о том, что опоры под трубы для этого нефтепровода закупаются по цене в пять раз выше рыночной, подчеркиваю, в пять раз, не на 10, не на 20 процентов, в пять раз. Вот они 80 миллиардов откуда берутся. Это только один маленький момент. А если взять инвестиционные программы, того же Газпрома, да многих компаний, вы посмотрите, мы десятки, сотни миллиардов рублей найдем здесь. Вот где должна быть борьба с коррупцией.

Следующее. У нас, как справедливо сказал Владимир Вольфович (Жириновский, – прим.), падает уровень образования, система образования развалена, и не этим министром – она до него была развалена, а министр продолжает тот же курс, который был ранее выбран. Мы предлагаем сделать следующее. Раз мы по факту признали, что у нас нет системы образования, давайте промышленным предприятиям дадим возможность самим поднимать уровень конкурентоспособности своих рабочих. И предлагаем в пределах 2-3 процентов от фонда оплаты труда выделять предприятиям в виде компенсации из уплачиваемых ими же налогов на повышение образовательного уровня, на повышение профессионального уровня при условии, что они получают международные сертификаты качества и выходят на международные рынки. Вот это, пожалуй, прямая норма, которая позволит нам сэкономить деньги из бюджета, но в то же время дать возможность предприятиям самим эту проблему решать.

Следующее. Нужно, конечно же, снизить страховые платежи. У нас была ставка 26 процентов. Надо ее вернуть. А для малого и среднего бизнеса вернуть 14 процентов. Мы видели результаты ошибочного решения повышения страховых платежей для малого бизнеса. Сотни тысяч предпринимателей сдали патенты.

И последнее. Конечно же, нужно поддерживать экспорт обрабатывающих производств, субсидирование процентных ставок. Эта мера у нас предусмотрена в законодательстве. Она применяется. Но она применяется в таких объемах, что даже в рамках статистической погрешности не влияет на темпы экономического роста. Вот все наши предложения, которые мы предлагаем принять, и тогда действительно мы будем конкурентоспособны.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025