Сергей Миронов о позиции партии по законопроекту о возвращении к смешанной системе выборов депутатов Госдумы 16 апреля 2013 16 апреля в Госдуме был принят в первом чтении законопроект "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил руководитель фракции, член комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ, председатель Совета Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов: – Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в целом поддерживают идею возвращения к смешенной системе. Должен сказать, что в программе нашей партии, которая была принята несколько лет тому назад, так и записано, что мы выступаем за смешанную систему выборов депутатов всех уровней: и федерального уровня (в Государственную Думу), и регионального уровня (в Законодательные Собрания), и муниципального уровня. Поэтому это наша принципиальная позиция. И, как я уже сказал, в первом чтении фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Но у нас есть, конечно, вопросы. И эти вопросы мы будем своеобразным образом реализовать в виде поправок во втором чтении. И в зависимости от того, насколько большинство Государственной Думы поддержит те или иные наши идеи в виде поправок, мы в дальнейшем будем определяться по поддержке данного законопроекта. Я сейчас назову те недостатки закона, которые для нас совершенно очевидны, и которые мы будем пытаться исправить поправками. Две первые поправки для нас являются принципиальными, и именно в зависимости от того, примут ли эти две поправки депутаты Государственной Думы, мы и будем определяться в целом по поддержке данного законопроекта во втором и третьем чтении. Другие поправки тоже важны. Но мы – реалисты, и понимаем, что политика, в том числе рассмотрение законопроектов, это искусство компромисса. Итак, какие же две принципиальные поправки. Первая. Вот только что Сергей Иванович (Неверов, – Прим.) сказал, что 64 партии уже есть, легко можно экстраполировать и понять, что к осени 2016 года может оказаться и 100, и 150 партий. Давайте зададим себе простой вопрос: а вот большинство даже из тех партий, которые сейчас зарегистрированы, что-то из себя представляют, кроме очень экзотических названий? Они где-то попробовали себя на выборах и заручились хоть какой-либо поддержкой избирателей? И поэтому первая поправка у нас будет касаться следующего. Безусловно, парламентские партии, которые стали таковыми благодаря волеизъявлению миллионов граждан Российской Федерации, имеют полное право участвовать в выборах без всяких предварительных условий, я имею в виду сбор подписей. Также мы предлагаем, в случае если партия на момент начала избирательной кампании получила хотя бы одного депутата регионального Законодательного Собрания в пяти субъектах Российской Федерации, то она также освобождается от сбора подписей. И третий вариант: если политические партии имеют хотя бы одного представителя в представительных органах муниципальных советов в одной трети субъектов Российской Федерации – эти партии получают право без сбора подписей участвовать в выборах. Для всех остальных сбор подписей обязателен. Мы предлагаем установить вполне разумную цифру – 60 тысяч подписей для участия той или иной политической партии в выборах. И, кстати говоря, об одномандатниках. Для тех партий, которые не подпадают под этот критерий, выдвижение одномандатников должно привести к тому, что одномандатники также должны собирать подписи в размере полупроцента от числа избирателей в конкретном округе. Вторая поправка касается необходимости, опять же с учетом очень большого количества политических партий, реальной насущности создания политических блоков и избирательных объединений. Эти две поправки, как я уже сказал, являются для нашей фракции принципиальными. И в зависимости от того, будут ли они поддержаны или нет, мы будем определяться дальше. Что нас еще не устраивает, и какие поправки мы будем вносить. Мы абсолютно убеждены, особенно при выборах по партийным спискам, что необходимо возвращать графу "против всех". Должен быть тот самый политический термометр, который показывает, насколько температура высока и нет ли тех, кого не устраивает ни одна политическая партия. Поэтому возвращение графы "против всех" мы считаем очень важным. Нас не устраивает норма, которая есть в проекте закона о веб-камерах, о видеонаблюдении на участках. Говорится, что оно возможно. Мы абсолютно убеждены, что должен быть императив, потому что это необходимо как раз для ликвидации возможных манипуляций, возможных нарушений. Нас по-прежнему не устраивает наличие досрочного голосования и открепительных талонов. Нас абсолютно не устраивает то, что создаются так называемые временные комиссии на тех производствах, где идет характер так называемого непрерывного производства. Мы знаем по опыту, что это прямая дорога к реальным фальсификациям. Вот тот перечень поправок, который, с нашей точки зрения, необходим. Но я должен сказать еще об одной тоже очень важной поправке. Речь идет как раз о мажоритарных округах. С учетом тех кандидатов, которые будут в мажоритарных округах выдвигаться (а их будет очень много), мы абсолютно убеждены, чтобы четко зафиксировать реальное волеизъявление граждан, необходимо вводить двухтуровое голосование по мажоритарным округам. Если в первом туре никто из кандидатов не набирает более 50 процентов голосов, первые двое, кто набрал больше всего голосов, выходят во второй тур. Только так мы сможем действительно убедить наших граждан, что побеждает реально сильнейший. И человек, который победит в двухтуровом голосовании, будет действительно достойно представлять конкретных избирателей, конкретного региона, конкретного населенного пункта и так далее. Говоря в целом о подходе нашей партии к данному законопроекту, мы хотим сказать, что кроме норм, которые можно исправить поправками, нужно думать и о самом процессе проведения голосования. В частности, вот сегодня огромные дискуссии, какого вида будет бюллетень либо это будет брошюра, либо отрывные страницы. Все уже говорят, что КОИБы не нужны, КОИБы использоваться не будут. Наверное, в этом действительно логика есть. Отсюда, мы абсолютно убеждены, только комплексы электронного голосования (КЭГи) и переход на электронное голосование в перспективе поможет нам действительно обеспечить и зафиксировать реальное волеизъявление граждан и уменьшить все возможные фальсификации. Также мы считаем необходимым сделать более прозрачными, в прямом смысле слова, выборы. Я уже не говорю и про прозрачные урны. Например, норма, которая сегодня говорит о возможности выносных урн, в результате которых как раз осуществляется самая массовая фальсификация, нами тоже подвергается сомнению. И, завершая предложение по поправкам, мы считаем, что существующая норма в пять процентов все-таки велика. Три процента, я думаю, будет вполне достаточно. Если вы посмотрите результаты предыдущих голосований, вы увидите, что все равно было бы четыре партии. Итак, это те поправки, которые мы будем вносить. И в зависимости от них наша фракция будет определяться во втором и третьем чтении.
|