Александр Агеев об обеспечении общественной безопасности на стадионах 09 апреля 2013 9 апреля в Госдуме был принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за нарушение общественного порядка на объектах спорта)". Законодательную инициативу представил Александр Агеев. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления: – Добрый день, уважаемые коллеги! Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" представляют вашему вниманию проекты Федеральных Законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Оба документа – это альтернатива так называемому "законопроекту о болельщиках", внесенному Правительством Российской Федерации. Российский профессиональный спорт сегодня – это не только зрелище, но и хулиганское поведение зрителей и спортивных болельщиков, которое в последнее время выплескивается за пределы арен и стадионов. Дух соревнований нередко смешан с духом насилия, с чрезмерной и неоправданной жестокостью со стороны сотрудников полиции, с безразличием спортивных клубов, с беспомощностью спортивных ассоциаций и бездействием организаторов спортивных соревнований. Действующее законодательство оказалось не способно обеспечить общественный порядок, безопасность и уважение человеческого достоинства людей, посещающих спортивные соревнования. Предложение простого ужесточения наказания, введение новых санкций и репрессивных мер не решат указанных проблем. Это ошибочный путь, который может привести к эскалации насилия. Предлагаемый депутатами нашей фракции проект Федерального Закона предусматривает принципиально иной подход к проблеме обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения спортивных соревнований. При его разработке были учтены нормы международного законодательства и прежде всего подписанной Россией Европейской Конвенции "О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий" и, в частности, футбольных матчей. В законопроекте отражены рекомендации, принятые в развитие Конвенции, в том числе по привлечению к охране общественного порядка стюардов, по сотрудничеству с фанатскими организациями и иные. При разработке документа был принят во внимание новейший опыт правового обеспечения безопасности на матчах Евро-2012, в том числе законодательства Украины и Польши об обеспечении безопасности на массовых мероприятиях. Была проанализирована соответствующая правоприменительная практика. И, наконец, самое главное. Мы учли замечания и предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения данной проблемы с болельщиками, интересы которых законопроект затрагивает в первую очередь. Основная цель законопроекта состоит в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности на стадионах, которых можно достичь только выстроив четкую, понятную, открытую систему взаимоотношений между всеми сторонами, в том или ином качестве участвующими в спортивных соревнованиях. Отечественное законодательство должно определить механизмы взаимодействия, разграничить зоны ответственности и создать атмосферу взаимного уважения и доверия, способности к компромиссным решениям при строгом соблюдении законности между спортивными ассоциациями, спортивными клубами, организаторами спортивных соревнований, зрителями, спортивными болельщиками и, наконец, сотрудниками полиции. Только в этом случае удастся преодолеть проявление насилия, хулиганского, антисоциального и нетерпимого поведения в российском спорте. Предложенная в законопроекте система обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на спортивных соревнованиях предполагает несколько уровней работы. Во-первых, стратегический уровень, воспитание культуры поведения болельщиков и зрителей. Данная функция возлагается на спортивные клубы. Согласно проекту закона, они должны взять на себя ответственность за проведение социально-профилактической работы со своими болельщиками, суть которой состоит в повышении доверия, налаживании диалога в противодействие ксенофобии и нетерпимости в спорте. Спортивные клубы должны поощрять и поддерживать самоорганизацию спортивных болельщиков, сотрудничать с клубами болельщиков, принимать программы работы с ними. Более того, через ценовую политику на входные билеты и проведение различных мероприятий спортивным клубам следует поощрять болельщиков к участию в жизни спортивных команд и спортсменов, содействовать в преодолении стереотипов и вражды в отношениях между болельщиками различных спортивных команд. В законодательные инициативы вводится понятие "клубы болельщиков", под которыми понимаются общественные организации, члены которых являются спортивными болельщиками, объединяющимися с целью поддержки определенных спортсменов и коллективов спортивных команд. В соответствии с положениями законопроекта, "клубы болельщиков" представляют и защищают права своих членов. Они могут выступать с инициативами по вопросам организации и проведения спортивных мероприятий, вносить свои предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководящие органы спортивных клубов, спортивных федераций в рамках своей деятельности, а также могут заключать соглашения с организаторами спортивных соревнований о привлечении своих членов в качестве волонтеров на спортивные соревнования. Кроме того, клубы болельщиков взаимодействуют со спортивными клубами по вопросам льготного обеспечения входными билетами или абонементами на посещение спортивных мероприятий для членов клубов болельщиков и лиц, относящихся к категории малообеспеченных или социально незащищенных граждан, а также с организаторами спортивных мероприятий по вопросам организации специальных трибун для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, система предполагает наличие тактического уровня, который состоит в обеспечении порядка и безопасности на конкретном спортивном соревновании, на определенном объекте спорта. Указанная функция возлагается на организаторов спортивного соревнования. Для этих целей законопроект закрепляет специальный круг обязанностей организатора. На организатора возлагается обязанность определять порядок организации и правила проведения спортивного соревнования в соответствии с законодательством Российской Федерации; разрабатывать совместно с сотрудниками полиции, представителями спортивных клубов и клубов болельщиков план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на спортивном соревновании; организовывать координационный штаб по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на спортивном соревновании с учетом стюардов, представителей спортивных клубов, клубов болельщиков, поддерживающих разные спортивные команды. В соответствии с законопроектом, организатор должен привлекать на договорной основе стюардов, провести для них инструктаж, оказывать содействие в их работе. Кроме того, организаторы могут заключать соглашения с клубами болельщиков о привлечении волонтеров на спортивные соревнования. Законопроектом подробно урегулированы права и обязанности зрителей, стюардов и волонтеров. В частности, среди прав зрителей закрепляется право на уважительное и внимательное отношение со стороны организатора спортивного соревнования, стюардов, волонтеров и сотрудников полиции, на обеспечение безопасности своей жизни, здоровья и имущества, а также на соблюдение своих прав и законных интересов, на оказание необходимой медицинской помощи в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Предусмотрено также право получать своевременную полную и достоверную информацию от организатора спортивного соревнования, стюардов и волонтеров о порядке организации и проведения спортивного соревнования, правилах проведения спортивного соревнования, об ограничениях и запретах, установленных на объекте спорта. Законопроектом предлагается закрепить право использовать средства поддержки, не содержащие признаков нетерпимости и ксенофобии при соблюдении прав и законных интересов других лиц, находящихся на объекте спорта, обращаться к организатору спортивного соревнования, стюардам, волонтерам и сотрудникам полиции для обеспечения защиты своих прав и законных интересов. Законопроект содержит положение о том, что в случае несогласия зрителя, действия которого не содержат признаков преступления, с применяемыми к нему мерами стюард может приглашать волонтера из числа членов соответствующего клуба болельщиков для содействия разрешению конфликтной ситуации. Реализация предложенной в законопроекте системы правового регулирования, основанной на представлении о безопасности как результате сотрудничества всех участвующих в спортивном соревновании сторон, сотрудничества открытого и понятного, сотрудничества, построенного на взаимном уважении и доверии, позволит обеспечить порядок и безопасность на спортивных соревнованиях. Проектом закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается установить административную ответственность в виде запрета посещать спортивные соревнования для граждан, нарушающих общественный порядок на объектах спорта. Подобная инициатива полностью соответствует международному опыту. В частности, в Испании и Франции за беспорядки на матчах вводится запрет от трех до пяти лет. Помимо этого, в Испании введены клубные карты болельщика, а во Франции за совершение отдельных видов нарушений на трибунах максимальная сумма штрафа достигает 30 тысяч евро. Дополнительно проектом закона предусматривается состав административного нарушения за нарушение собственником (пользователем) объекта спорта правил обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований. Коллеги, в ходе подготовки нашего законопроекта мы провели парламентские слушания 7 декабря 2012 года в Госдуме. Из уст болельщиков прозвучала не только резкая критика внесенного Правительством законопроекта, но и обида. В частности, говорили о том, что еще в мае 2012 года на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком, с лидерами фан-клубов был сформулирован ряд предложений. Эти инициативы учитывали богатую мировую практику и предусматривали внесение изменений именно в федеральное законодательство. Однако из этих предложений в правительственном законопроекте остались лишь отрывки, в которых выхолощена сама суть идеи. Хочу еще раз обратить внимание на то, что недопустимо принимать сырые, непродуманные законопроекты, особенно если речь идет о резонансных темах. К сожалению, правительственный законопроект – это законопроект одной петарды. А ведь болельщики могут кричать не только речевки. Поскольку сегодня у нас на рассмотрении сразу три законопроекта, направленных на регулирование этой проблемы, недостатка в материале для сравнения нет. Прошу вас внимательно проанализировать инициативы и поддержать законопроект, предлагаемый фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
|