ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

В Госдуме обсудили проблемы сельского хозяйства

15 марта 2013

15 марта в Госдуме прошел "правительственный час" с участием министра сельского хозяйства РФ Николая Федерова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Михаил Емельянов, Федот Тумусов, Елена Драпеко, выступил Сергей Доронин. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступлений.

Михаил Емельянов:

– Уважаемый Николай Васильевич, как вы относитесь к инициативе субсидировать закупку иностранной сельхозтехники? Эта инициатива была высказана на заседании аграрного комитета недавно в Думе, и представители вашего Министерства ее поддержали. На мой взгляд, это прямо противоречит позиции Президента Путина, который говорит о том, что за бюджетные деньги должна закупаться только техника российского производства. Это было обещано нашим производителям сельхозтехники перед вступлением в ВТО. Это одна из мер по адаптации к ВТО. И в этом же русле вопрос по поводу известного постановления, которым утверждены правила предоставления субсидий производителям сельхозтехники. Они таковы, что по ним получить эту субсидию практически невозможно, и за три месяца ее никто не получил. Там есть совершенно абсурдные пункты, например, стоимость каждой модификации техники надо подтверждать в территориальном органе, налоговом органе. Но это же невозможно сделать.

Николай Федоров:

– Да, начну с последнего момента, насчет подтверждения в территориальном налоговом органе. Эта норма удалена из правил и процедур, из постановления Правительства. Поэтому совершенствование новых методик и правил идет. Я уже высказывался, все-таки нам с вами вместе, сообща, беря уже объективно ответственность за то, что мы теперь работаем в условиях стран-членов Всемирной торговой организации, надо пройти этот период привыкания, адаптации всей нормативной базы и правоприменительной практики, в том числе в антидемпинговых расследованиях или в разбирательстве в создании дискриминационных условий для наших сельхозпроизводителей на рынках стран ВТО. Но это я к тому, что нам есть над чем работать. Недостаточно и неплодотворно, если просто упрекать друг друга. Я в этом отношении для вас партнер, сторонник, единомышленник.

А в отношении дальнейшего совершенствования нормативной базы по обновлению парка сельхозмашин, что крайне необходимо и крайне актуально, – не мне вам рассказывать, что мы сегодня поле начинаем убирать, и дает нам это поле урожайность почти 18-20 центнеров с гектара, а на выходе, именно из-за того, что мы превысили все нормативные сроки уборки, 8-10-12 центнеров с гектара остается. Поэтому мы будем работать над этим вопросом еще.

Насчет импорта сельхозтехники. Вообще, если поговорить с сельхозтоваропроизводителями, вы понимаете, что они очень разные и немало уже среди них наших коллег, которые говорят, что им бы лучше импортную или хотя бы белорусскую технику. Не очень патриотично звучит, но они так говорят, наши коллеги (правда, те, которые уже привыкли пользоваться этой техникой). Поэтому есть по поводу чего подтянуться и не всыпать, а поговорить с нашими сельхозтоваропроизводителями насчет цены и качества, с производителями сельхозтехники. И мы будем работать.

Надеюсь, вы тоже будете работать в этом направлении как ответственные депутаты Государственной Думы. Но изящные и цивилизованные способы приоритетной поддержки – почему такие способы? Потому что надо соответствовать требованиям ВТО приоритетной поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Мы будем вместе с вами создавать, надеюсь, но не надо исходить из того, что это будет бесконечно. Нам надо подтянуться здесь тоже.

Федот Тумусов:

– Уважаемый Николай Васильевич, жители Якутии благодарны вам за внимание, поддержку, за ваш визит к нам, в республику, в августе прошлого года. После ваших слов о том, что село – это образ жизни, особенно на Севере, начало меняться отношение руководства республики к вопросам финансирования села. 2013-й год объявляют в республике Годом села.

Но, к сожалению, в этом году очень сложно идет зимовка скота. Наблюдается значительный падеж скота и лошадей. Например, падеж лошадей превысил показатели прошлого года более чем на 20 процентов. Причины самые разные, в том числе и управленческие ошибки есть, конечно. С другой стороны, в течение ряда лет не меняется, а с учетом инфляции и увеличения поголовья, ежегодно снижается объем дотаций со стороны Минсельхоза России. Вопрос: будут ли приниматься вами меры по увеличению дотации на единицы поголовья оленей и лошадей, а также по финансированию скотоводства по поголовью скота в семейных и других хозяйствах у нас, на Севере?

Николай Федоров:

– У нас есть два, по крайней мере, направления поддержки. И мы будем увеличивать объемы поддержки по мере появления ресурсов дополнительных в федеральном бюджете. Одно направление – это поддержка экстренная, связанная с удорожанием кормов. Мы намерены в этом году добавить 15 миллиардов рублей и работаем сейчас над этой цифрой, для того чтобы согласовать и как можно быстрее довести до потребителей наших государственных услуг в этой сфере. А другое направление – это поддержка маточного поголовья по отдельным подотраслям, по отдельным видам животных. Вот эти два направления были и есть. И возможности дополнительной поддержки увязаны с нашими возможностями как депутатов Государственной Думы и Правительства по изысканию дополнительных ресурсов в федеральном бюджете.

Елена Драпеко:

– Уважаемый Николай Васильевич, я хочу несколько слов сказать о межотраслевом планировании. Целый ряд наших регионов, ныне депрессивных, таких как Калмыкия, Тыва, Оренбургская область (правда, она не депрессионная, но тоже сложная), юг Новосибирской области и все республики Северного Кавказа специализировались на овцеводстве, в основном на шерсти. И после того как все силовые ведомства России были переведены с шерстяной и полушерстяной формы на хлопок на синтепоне (хочу сказать, что мы не хлопкопроизводящая страна), овцеводство в нашей стране было разрушено.

Не считаете ли вы, что необходимо в Правительстве вернуться опять к системе межотраслевого планирования экономики для того, чтобы, закладывая деньги на шерстяную форму в армии, мы помогали нашим сельскохозяйственным производителям в этих трудных республиках?

Николай Федоров:

– Уважаемая Елена Григорьевна, вопрос "не в бровь, а в глаз", очень точный, я вам очень признателен за такую постановку вопроса. На самом деле на сегодня проблема в овцеводстве стоит уже не столько с точки зрения прироста поголовья овец и коз, хотя там тоже у нас есть вопросы. Мы за последние годы, благодаря нашим общим усилиям, примерно на один миллион голов увеличиваем поголовье овец и коз. Но есть проблема в отсутствии и первичной, и глубокой переработки шерсти. То есть технологическая отсталость легкой текстильной промышленности и первичной переработки нам не позволяют дальше эффективно ее использовать. То есть образовалось узкое горлышко. Поголовье растет, благодаря госпрограмме в том числе, а обработки нет, о чем была у нас недавно в Вологде – наверное, вы обратили внимание – беседа очень основательная под председательством Владимира Владимировича Путина. На 7 марта есть теперь уже перечень поручений Президента. Надеюсь, раз такое приятное событие было, нам с вами удастся довести это дело до такого действительно большого результата. Мы там говорили в том числе о том, что вы сейчас обозначили: вернуть государственные заказы, крупные государственные заказы для Вооруженных Сил, для других спецслужб, может быть, чтобы они одевались в качественное обмундирование. Поэтому у нас есть надежда, Елена Григорьевна.

Выступление Сергея Доронина:

– Добрый день, уважаемые коллеги! Недавно мы в очередной раз провели сравнительный анализ того, как работает сельскохозяйственный комплекс Европы и какое отношение государства к этому сельскохозяйственному комплексу, и как работаем мы. В составе делегации комитета мы побывали на, пожалуй, самой большой в Европе сельскохозяйственной выставке "Зеленая неделя", где были представлены передовые технологии. И делились на многих конференциях, выступлениях министров сельского хозяйства ведущих европейских стран своим опытом. Но я, наверное, не соглашусь с тем, что не надо сравнивать Российскую Федерацию с Европой. Я думаю, что учиться надо все-таки у лучших и у передовых технологий и стран.

Так вот, для сравнения в очередной раз хотел бы привести несколько цифр. В Германии на сегодняшний день достаточно упрощена система субсидирования сельскохозяйственной отрасли. Много разбито государственной помощи по десяткам направлений, как в Российской Федерации. Есть основные субсидии, которые выделяются: на гектар пашни более 300 евро; в России, для сравнения, 500 рублей, в 24 раза разница. На сегодняшний день 12 процентов возмещается сельхозтоваропроизводителям в Германии за топливо, которое они расходуют в течение всего сезона. Ставка по 20-летним кредитам для сельхозтоваропроизводителей, которые получают эти кредиты, в основном, в залог своих земельных участков, – ставка нулевая. Так сложилось, в момент кризиса немецкие банки понизили ставку, и поэтому у них она на сегодняшний день равняется нулю.

У нас на сегодняшний день инвестиционные кредиты составляют максимум 11 лет. Но мы начали уже подходить к тому, что для крупнорогатого скота есть 15-летние кредиты. Но тем не менее, я считаю, что эти сроки на сегодняшний день достаточно коротки и непривлекательны ни для сельхозтоваропроизводителя, ни для инвестора. И в общем сельхозпомощь сельхозтоваропроизводителям в Германии сегодня составляет 19 миллиардов евро. Для сравнения, в Российской Федерации эта цифра государственной поддержки, государственного бюджета – чуть более трех с половиной миллиардов евро.

Что делать? Я считаю, на сегодняшний день мы в любом случае должны прийти к тому, чтобы пролонгировать уже взятые инвестиционные кредиты на срок до 20 лет, потому что с огромной помпой в 2006 году мы начинали программу развития АПК, и начинал ее Дмитрий Анатольевич Медведев. Но как-то, к сожалению, об этой государственной важной программе мы потихонечку забыли, и на сегодняшний день у нас более 400 миллиардов рублей просроченной задолженности по кредитам. Я думаю, что в ближайшие год-два эта проблема вскроется, и достаточно остро. И я считаю, что Правительство должно собирать банки, садиться с сельхозтоваропроизводителями за один стол переговоров и договариваться о возможности реструктуризации этих долгов с помощью отсрочки выплат по инвестиционным и коротким кредитам.

Есть также в Германии очень интересный опыт. В момент присоединения ГДР к ФРГ более трех тысяч сельскохозяйственных предприятий вошли в объединенную Германию с долгами. Долги этих сельхозпредприятий равнялись десяткам миллиардам дойчмарок. Так вот, по согласованию Правительства и банков эти долги были выведены за баланс сельхозпредприятий, был создан определенный фонд, который отслеживало государство. И были заключены соглашения с предприятиями-сельхозтоваропроизводителями: в зависимости от прибыли, от выручки была дана возможность рассрочки на 10-20 лет, и эти долги успешно начали гасить. Поэтому я предлагаю Министерству сельского хозяйства рассмотреть такую возможность в ближайшее время.

И все-таки не надо говорить о том, что проблем не существует. Проблема на сегодняшний день, я считаю, достаточно острая по задолженности сельхозтоваропроизводителей. Ну и, конечно же, надо идти к тому, чтобы увеличивать финансирование сельскохозяйственной отрасли. Это основная серьезная задача.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025