| ||||
![]() |
Виктор Шудегов: Без инженерного образования у России нет будущего 21 февраля 2013 21 февраля заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию, лидер Удмуртского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Виктор Шудегов выступил на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ на тему: "Законодательное обеспечение развития инженерно-технического образования": – Президент Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2012 году прямо поручил "Нам нужно возродить инженерные школы..." Также процитирую слова премьера Медведева: "С одной стороны, есть высокий спрос на специалистов, существует большое количество вакансий, с другой стороны, треть инженеров устраивается на работу по специальности, а две трети растворяются неизвестно где. И если это бизнес, это еще, может быть, и слава Богу, но зачастую это люди, которые свой диплом прячут глубоко в стол и никогда к нему не возвращаются". В реальности происходит следующее. Федеральный закон "Об образовании в РФ", статьи с 81 по 86 устанавливают особенности профессионального образования в интересах безопасности, правопорядка, медицины, искусств, физкультуры, всех видов транспорта, военных, др. Нет только инженерного образования! Что бы ни говорили менеджеры от Правительства, совершенно очевидно, что только государственная воля и государственная политика может остановить разрушение инженерного образования и обеспечить экономический, научный и технический прорыв России в круг развитых стран. Наш бизнес этого сделать и не может, да и не хочет. Обожествление пресловутой теории Гайдара (рынок сам урегулирует все вопросы экономики) в условиях ВТО может уже в ближайшее время существенно сократит объемы отечественного производства, а, следовательно, сократится востребованность в инженерах. Страна стремительно превращается в сырьевой придаток. Мы этого хотим?! Есть пример советского времени. Ставилась государственная задача по освоению атома или космоса, и системно решались задачи: готовились профессиональные кадры, начиналось строительство заводских корпусов, замещались заказы у подрядчиков, и т.д....Но на первом месте стояла именно подготовка кадров! Создавались стимулы для привлечения в отрасль лучших кадров. Выше стипендия, выше оплата профессорско-преподавательского состава, выше заработная плата на производстве... Считаю, что для решения обсуждаемой проблемы надо идти по трем направлениям: – внести в принятый ФЗ "Об образовании в РФ" статью "Об особенностях развития инженерно-технического образования"; – принять Федеральную программу развития инженерного образования в России с 2013 по 2018 годы; – исключить из критериев мониторинга эффективности инженерных вузов количество иностранных студентов и бал ЕГЭ, который стимулирует большую часть школьников не изучать физику, химию – предметы, являющиеся базовыми для инженерно-технического образования. Например, в 2012 году только 3% школьников сдавали ЕГЭ по физике и 7% – по химии. Пусть инженерные вузы сами принимают экзамены. Предложения, которые целесообразно включить в рекомендации настоящих парламентских слушаний. Первое. В главу 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" внести новую статью "Особенности реализации образовательных программ в области инженерно-технического образования". В этой главе необходимо установить систему положений, направленных на развитие отечественного инженерно-технического образования. В том числе: В части профессорско-педагогического состава: – установить минимальный размер средней заработной платы педагогических работников государственных вузов, рассчитанный на одну ставку педагогического работника, в следующих процентных соотношениях к средней заработной плате работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее образовательное учреждение: – для работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений: с 1 сентября 2013 года – 150 процентов, с 1 сентября 2015 года – 200 процентов. – установить надбавки преподавателям в размере 25%, осуществляющим подготовку кадров по наиболее актуальным для рынка труда наукоемким направлениям подготовки, а также приглашенным непосредственно с производства и владеющими компетенциями по наукоемким технологиям; – установить обязанность повышения квалификации преподавателям выпускающих кафедр не реже одного раза в два года; – предоставить право работодателям осуществлять доплату ППС, отнеся эти расходы на себестоимость продукции; – выделить каждому педагогическому работнику вуза образовательным учреждением персонального компьютера (ноутбука) и обеспечить оплату стоимости ежемесячной абонентской платы при подключении к сети Интернет по минимальному тарифу, но не более 250 рублей в месяц; – ввести лимит выделения жилой площади для обеспечения ППС вузов; – установить молодым педагогам вузов в первые три года работы ежемесячную доплату в размере 50 процентов от их заработной платы по основной работе; – установить увеличение пенсии преподавателю, проработавшему в вузе не менее 30 лет на 30 процентов. В части студентов: – установить повышенную стипендию (на 50 %) студентам, осваивающим наукоемкие направления подготовки; В соответствии с Указом Президента РФ стипендии в размере прожиточного минимума необходимо в первую очередь ввести для студентов инженерных специальностей; – ввести поступления в вуз по научно-техническим направлениям подготовки по вступительным испытаниям (без ЕГЭ); – предоставить право работодателю выплачивать дополнительную стипендию студентам, отнеся эти средства на себестоимость продукции; – ввести бронирование рабочих мест для выпускников вузов; В части учебно-лабораторной базы: – в соответствии с Федеральной программой развития инженерного образования до 2018 года полностью обеспечить новейшим учебно-лабораторным оборудованием все ведущие инженерные вузы; – создать за счет средств федерального бюджета в каждом субъекте РФ не менее одного центра коллективного пользования по наукоемким технологиям, характерным для соответствующего субъекта РФ; – обязать разработчиков новых технологий и нового оборудования передавать вузам (по их запросам) информацию и документацию, необходимые для подготовки кадров для этих технологий или оборудования; – запретить выводить из системы образования основные фонды при объединении вузов; Второе. В Налоговый кодекс внести следующие налоговые преференции: – разрешить организациям относить на себестоимость выпускаемой продукции затраты, направленные на подготовку инженерных кадров в вузах, в том числе, на выплату стипендий; на доплату преподавателям; на организацию практики студентов; – освободить от налогообложения работодателей при передаче образовательным учреждениям материальных ценностей (оборудования, денежных средств), для организации учебного процесса, отдыха и оздоровления обучающихся; – освободить вузы и научные организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, от налога на имущество образовательных учреждений, в отношении имущества, используемого ими в целях образовательной и научной деятельности; – исключить при определении налоговой базы налога на прибыль национальных исследовательских университетов тех средств или имущества, которые получены ими при финансировании программ их развития в виде бюджетных ассигнований или субсидий автономным учреждениям, а также при реализации федеральных целевых программ. Без инженерного образования нет будущего России, природные богатства скоро закончатся!
|