ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Антон Беляков о механизмах обеспечения прозрачности выборов в России

13 февраля 2013

13 февраля в Госдуме был отклонен в первом чтении законопроект "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о применении стационарных и переносных ящиков для голосования из полупрозрачного материала. Законопроект представил член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Антон Беляков. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления:

– Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич! Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен законопроект о внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". О чем этот законопроект, уважаемые коллеги? Как ни странно, он о прозрачности выборов. Мы рассмотрели таких законопроектов довольно много, только в данном случае речь идет о прозрачности в буквальном смысле – он предполагает, что мы с вами наконец-то откажемся от деревянных или металлических избирательных урн в пользу прозрачных, а если говорить точно, полупрозрачных, с проницаемостью света до 25 до 40 процентов. Как правило, они делаются из поликарбоната.

Я думаю, каждый мысленно сделает наложение этой новации на кальку прошедших выборов в своем регионе, если это можно считать новацией. Подробнее об этом скажу чуть позже, я-то понял, что это значит. Во всяком случае, мои коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", каждый из них, вспомнили, как в песне поется: "И каждый думал о чем-то о своем...". Мы вспомнили Санкт-Петербург, последние выборы в Законодательное Собрание, когда наблюдатели пришли и обнаружили, что урна опечатана, заклеена во время их отсутствия. А раньше, после 30-минутных препирательств, вскрыли ее и обнаруживали, что она уже довольно сильно заполнена. Не буду говорить, в пользу какой партии. Думаю, каждый догадается.

Я вспомнил историю, которую уже рассказывал: про Владимирскую область, турбазу "Ладога". Когда члены и наблюдатели участковой избирательной комиссии, члены территориальной избирательной комиссии и два кандидата в депутаты Государственной Думы, одновременно действующие депутаты Государственной Думы, ваш покорный слуга и коллега из КПРФ Виктор Николаевич Паутов, приехали за час до открытия избирательного участка на турбазу "Ладога". Здесь были расположены так называемые временные участки. Ждали мы час – дом был закрыт. А он представлял собой маленький коттедж, который можно было легко и быстро обойти – десять метров на восемь... Мы просматривали его со всех сторон, тем более коттедж в сугробах стоял... Закрыто... В девять утра закрыта дверь. В десять закрыта. В двенадцать, наконец-то, когда приезжает представитель областной прокуратуры, начальник УВД области, сотрудники Федеральной службы безопасности, члены областной избирательной комиссии, мы стучим в двери. Оттуда выходит заспанный председатель УИКа, открывает дверь, говорит, что все это время был замок сломан. И когда мы входим, оказывается, что в ящике лежит, ни много ни мало, 3 тыс. 200 бюллетеней проголосовавших граждан! И объяснение было такое: дескать, эти граждане по пожарной лестнице поднимались на второй этаж сзади, а мы их как-то вот в течение четырех часов три тысячи человек не видели, по сугробам они скакали.

Так вот самое интересное, уважаемые коллеги, что мне будет очень не сложно вас убеждать в необходимости принятия этого законопроекта по одной простой причине. Дело в том, что еще в 2009 году 28 мая постановлением № 162/1152-5 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признала необходимость использования именно таких, полупрозрачныхурн для голосования, и признала необходимость внедрения таких урн. Но в чем проблема? 2009 год, как вы знаете, четыре года назад закончился, а урн все еще нет. То есть они есть, но их крайне мало. И Центральная избирательная комиссия говорит о том, что необходимо продолжать внедрение вот этих самых урн и нужно это делать до конца 2016 года. То есть еще четыре года мало нам, чтобы урны эти поставить. Будем продолжать натыкаться на технологии, которые в каждом выступлении у нас, когда речь заходит о выборах, постоянно возникают – "насыпали", "набросали". Входит, как правило, полная женщина к председателю избирательной комиссии, получает пачку бюллетеней и кладет под мышку. Потом она заходит в кабинку и туда все принесенное вкладывает. Все это работает, к сожалению, постоянно.

Когда я слышу о том, что граждане не доверяют власти, я прекрасно понимаю почему. Граждане не доверяют сегодня депутатам. Граждане считают, что некоторые губернаторы вороватые, мэры – нечистоплотные, Правительство – несправедливое и так далее. Мы по большому счету с вами виноваты в этом, потому что уважение к власти складывается, в том числе из понимания, каким образом эта власть формируется. Это объективные вещи. И когда сегодня люди критикуют Парламент или Правительство – это потому что в стране создан непонятный, непрозрачный механизм появления того или иного депутата в Парламенте, или того или иного сенатора в Совете Федерации, или того или иного министра, который, оказывается, чьим-то родственником, чьим-то сыном. А потом мы читаем про "Оборонсервис" и удивляемся: "Да как же это могло быть?!". Да вот так оно и было, друзья мои, так оно, к сожалению, и бывает, уважаемые коллеги. Мы провели финансово-экономическое обоснование. И, повторяю еще раз: Центральная избирательная комиссия считает целесообразным введение, и чем быстрее, тем лучше, полупрозрачных урн для голосования. Так вот переносная урна, доложу для тех, кому интересно, стоит в соответствии со сменой ЦИК 795 рублей 20 копеек, а стационарная – 3497 рублей 01 копейка. Много ли это или мало?

Я сейчас вам расскажу только одну историю, которая меня лично когда-то удивила. Если вы помните, в преддверии президентских выборов глубокоуважаемый тогда кандидат, а теперь Президент России Владимир Владимирович Путин, будучи движим исключительно идеей внедрения тех самых механизмов прозрачности, предложил оборудовать все участки в Российской Федерации вэб-камерами. И новостные каналы наперебой освещали, как это происходит. На меня произвел колоссальное впечатление сюжет на "Первом канале". Я попробую его пересказать. Некий кабельщик из сотовой компании рассказывает о том, как он тянет оптово-волоконную связь по сугробам зимой на расстояние в 20 километров, подвешивает его к лапам елей и сосен в Башкортостане. Значит, на десятки километров тащили оптово-волоконную связь. Сначала посчитали, что это стоило якобы 10 миллиардов рублей, потом, по-моему, это оказалось 20 миллиардов рублей. Но мы с вами не жалели, потому что мы хотели прозрачности выборов. 20 миллиардов рублей на то, чтобы тянуть оптику по сугробам в Татарстане и Башкортостане к каждому избирательному участку. Естественно, эти деньги практически оказались выброшенными в трубу.

Сегодня мы говорим о том, что давайте выполним решение Центральной избирательной комиссии. И не в течение восьми лет будем ставить полупрозрачные урны, позволяющие контролировать "вбросы" всем наблюдателям и членам избирательных комиссий, а сделаем это прямо сейчас.

В сентябре пройдут выборы губернаторов в ряде субъектов Федерации, а также в законодательные собрания субъектов Федерации, муниципальные выборы. Мы с коллегами из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и с моими соавторами – Николаем Владимировичем Левичевым, Олегом Леонидовичем Михеевым и Татьяной Николаевной Москальковой – считаем, что нужно незамедлительно сделать прозрачным выборный процесс. Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поддержать законопроект, который представили депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Благодарю вас за внимание. И рассчитываю на вашу поддержку.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025