Круглый стол "О необходимости принятия неотложных законодательных мер по сохранению памятных мест Великой Отечественной войны в зоне прорыва блокады Ленинграда" 18 января 2013 17 января фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" провела в Госдуме круглый стол на тему: "О необходимости принятия неотложных законодательных мер по сохранению памятных мест Великой Отечественной войны в зоне прорыва блокады Ленинграда". В мероприятии приняли участие лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов, депутаты Государственной Думы, члены фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Роман Ванчугов, Олег Нилов, Михаил Емельянов, Елена Драпеко, представители Министерства обороны и Министерства культуры Российской Федерации, Законодательных Собраний Ленинградской области и Санкт-Петербурга, ученые, историки, художники-архитекторы, общественные деятели, а также военные пенсионеры – участники боевых действий. Актуальность мероприятия обусловлена тем, что сегодня, в дни 70-летия прорыва блокады Ленинграда, территория, где проходили бои, находится в плачевном состоянии. Правила поведения в охранных зонах не соблюдаются, памятники разрушаются. Вопреки решениям высшего руководства РСФСР и Российской Федерации зона прорыва блокады Ленинграда до сих пор не мемориализована. Как отметил во вступительном слове лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов, по сей день большинство советских воинов, погибших в боях за Ленинград, достойно не погребены, их память не увековечена. Масштаб поисковых работ, которые ведутся в зоне прорыва блокады в основном силами и на средства общественников-энтузиастов, крайне недостаточен. "В наши дни эти мемориальные сооружения, многим из которых больше 40 лет, находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии и требуют срочной реставрации, – отметил Сергей Миронов. – Еще в советские времена были утверждены охранные зоны только двух памятников "Невский пятачок" и "Прорыв", и то без определения границ объектов. Эти зоны не соответствуют современным требованиям законодательства. А охранная зона "Синявинские высоты" до сих пор не зарегистрирована. Многие музеи и памятники не имеют единого хозяина, и зачастую установить собственника объектов весьма затруднительно. В общем, в этой сфере царит полная неразбериха". Стоит отметить, что на сегодняшний день фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" – единственная, кто уделяет внимание этой проблеме. Благодаря усилиям справороссов удалось сделать многое. Как отметил в своем выступлении Валерий Селиванов – общественный деятель, патронирующий работы по реставрации и восстановлению памятников – лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов, а также прежний руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, ныне депутат Государственной Думы Олег Нилов были единственными, кто занимался серьезной работой в этом направлении. В короткие сроки они изыскали средства на полную реконструкцию таких известных памятников, как "Цветок жизни", "Балтийские крылья", "Ладожский курган" и многое другое. И все это было сделано без всякого участия городских и областных властей. "У меня вообще создается впечатление, что сегодня огромная армия чиновников ведет борьбу против памяти наших отцов, делает все возможное, чтобы в последние двадцать лет практически ничего не делалось, – говорит Валерий Селиванов. – Рушатся памятники, некоторые исчезают с лица земли, на их месте строятся коттеджи за двухметровыми заборами, и проживающим в них нет никакого дела до святых мест. И только партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ заявила, что такого дольше терпеть нельзя. Срочно была разработана программа "Дорога жизни – Дорога победы". Были привлечены средства различных фондов, потому что денег ни из федерального бюджета, ни из городского дождаться было невозможно: все эти годы по копейке что-то выделялось только к 9 Мая. А нужно было заниматься серьезной работой. Депутатские запросы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на имя прежнего губернатора и на имя министра обороны получали один ответ: "Это не наши памятники, это памятники федерального значения". Мы обращались и к другим партиям, в том числе и к "Единой России" – никто пальцем не пошевелил, кроме партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. По поручению Сергея Миронова была создана рабочая группа, в которую вошли представители Санкт-Петербургского союза архитекторов, директора музеев, руководители строительных организаций Санкт-Петербурга. Группа в течение многих лет занималась разработкой мемориального комплекса: проводила выездные совещания, привлекали к работе местные администрации, местных депутатов. В результате эксперты пришли к заключению, что территория на месте прорыва блокады Ленинграда требует немедленных крупных мер по реконструкции и благоустройству. Была составлена смета, перечень основных видов работ на трехлетний период. Цена вопроса – всего 200 миллионов рублей. Губернатор Ленинградской области запрос Сергея Миронова о выделении денег, тогда еще возглавлявшего Совет Федерации, проигнорировал. Таким образом, закономерной видится необходимость решения этого важного не только для страны, но и для всего мира вопроса на общефедеральном, государственном уровне. Об этом, в частности, говорил руководитель представительства Правительства Ленинградской области при Правительстве РФ Олег Кузин, предлагая создать единую Федеральную программу. Эта идея нашла всеобщую поддержку еще и потому, что, как выяснилось в ходе обсуждения, большой проблемой для деятельности по увековечиванию памяти погибших является отсутствие единой концепции проводимых работ на территории прорыва блокады Ленинграда. Общественными организациями Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Карелии, других регионов страны, а также соседних государств – бывших республик Советского Союза ведется большая работа по увековечиванию и сохранению памяти погибших, но их действия зачастую несогласованны. Это, по словам директора Центра по изучению военной истории СПбГУ Евгения Ильина, профессора Евразийского государственного университета Майдана Кусаинова и других, создает массу трудностей, например, при ведении учета без вести пропавших незахороненных солдат. Целью круглого стола в Государственной Думе стала разработка комплекса мер и рекомендаций по решению этих проблем путем обобщения и анализа предложений, высказанных приглашенными на встречу депутатами Государственной Думы, представителями федеральных министерств и ведомств, научного сообщества, деловых кругов и дипломатического корпуса. Первоочередной задачей должно стать определение юридического статуса территорий, на которых планируется создать мемориальный комплекс. Не менее важная задача – определение границ этих территорий. Как известно, в сегодняшних реалиях места боевых действий находятся на границе двух разных субъектов федерации, что создает огромные трудности бюрократического характера и в части финансирования проекта, и в части его проектирования и согласования. Участники заседания выразили надежду, что теперь, когда и в Ленинградской области, и в Санкт-Петербурге сменились губернаторы, начнется конструктивный диалог между двумя субъектами федерации с тем, чтобы достичь договоренности по столь важному вопросу. Как следствие этого встает и необходимость внесения изменений в федеральное законодательство с целью устранения несогласованности отдельных статей, особенно в части местного самоуправления. Елена Драпеко пообещала совместно с Олегом Ниловым на основе предложений участников круглого стола подготовить соответствующие поправки в действующее законодательство и в ближайшее время внести их на обсуждение в Государственную Думу. Наконец, необходимо законодательное урегулирование поисковой деятельности на территории Российской Федерации. Начальник управления Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Наталья Белоусова пообещала, что сделает все для того, чтобы внутри Минобороны, наконец, определить, кто именно должен наделять общественные организации полномочиями вести поисковую деятельность: позволяющие это сделать положения в законодательстве имеются. Как сообщил ведущий круглого стола Роман Ванчугов, по итогам круглого стола будет создана рабочая группа, которая вплотную займется разработкой концепции единого мемориального комплекса, мемориальной зоны в Ленинградской области, обобщением существующего российского и международного опыта в этой области, а также детальным рассмотрением всех предложений в части внесения поправок в законодательство и дальнейшего планирования конкретных действий.
|