Александр Агеев: Оплата труда судебных приставов не отвечает значимости результатов их деятельности 19 декабря 2012 На пленарном заседании Госдумы 19 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Александр Агеев: – В сентябре нынешнего года исполнилось пятнадцать лет, как Государственная Дума приняла закон о судебных приставах, и пять лет, как приняли закон об исполнительном производстве. Сегодня Федеральная служба судебных приставов – вполне сформировавшийся институт в системе правоохранительных органов государства. Более 850 тысяч сотрудников обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов, исполнение судебных решений по взысканию задолженностей с граждан и юридических лиц. Хочу отметить, что среди органов, обеспечивающих наполняемость бюджета, Федеральная служба судебных приставов занимает третье место после таможенных и налоговых органов. Каждый второй дееспособный гражданин России так или иначе имел или имеет дело со службой судебных приставов. Ежегодно в исполнении с применением механизмов принуждения со стороны государства нуждаются более 20 миллионов судебных решений. А всего на исполнении службы находится более 50 миллионов исполнительных документов. Это примерно 1 миллион исполнительных документов по взысканию алиментов, полмиллиона по заработной плате и многие другие социально значимые, важные решения. Наша с вами активная законотворческая деятельность приводит к постоянному увеличению нагрузки судебных приставов. Например, введение системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Наряду с защитой прав и свобод человека и гражданина в настоящее время судебные приставы выполняют целый ряд важных правоохранительных функций. Это обеспечение безопасности судей и участников судебных процессов; предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений против правосудия; выявление и пресечение административных правонарушений. Это переданные от МВД функции по розыску граждан-должников по исполнительным документам и розыску детей по судебным решениям об отобрании ребенка; по принудительному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан; по принудительному приводу в суд лиц по делам об административных правонарушениях. С января наступающего года Государственная Дума наделила судебных приставов обязанностью исполнять административные наказания в виде исполнительных работ. Деятельность службы судебных приставов имеет, как мы видим, огромное государственное значение. При этом сотрудники ведомства несут высокую нагрузку. Судебные приставы выполняют несколько функций одновременно. Он и дознаватель, и розыскник, и оценщик имущества, то есть занят несколькими связанными между собой отраслевыми функциями, являющимися самостоятельными институтами. Ежедневно судебный пристав должен оканчивать четыре исполнительных производства. Это граничит с пределом человеческих возможностей. Отсюда возможен брак в работе, затягивание сроков по исполнительным производствам, по окончанию исполнительных производств, недовольство граждан. В среднем нагрузка на одного судебного пристава в год составляет 1800 исполнительных производств, а в некоторых субъектах Федерации более 2,5 тысяч. Работа зачастую сопряжена с риском для жизни и здоровья. Возложенные на судебных приставов задачи и функции по своей сути являются аналогичными задачам сотрудников правоохранительных органов и влекут предъявление к ним соответствующих требований – это ношение форменной одежды, нагрудного знака, ненормированный рабочий день, применение оружия, специальных средств и физической силы, прохождение спецподготовки. Уровень же оплаты труда и социальной защищенности судебных приставов явно не отвечает значимости результатов их деятельности. Коллеги, в нашей памяти наверняка свежи тезисы последнего ежегодного Послания президента Федеральному Собранию. Владимир Путин подчеркнул особую важность адекватной мотивации государственных служащих, конкурентную оплату их труда, систему моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата. Однако анализ существующей кадровой ситуации в Федеральной службе судебных приставов свидетельствует об отсутствии в настоящее время надлежащего уровня социальной защищенности работников этой службы, их адекватной мотивации, о которой говорил Президент России. В начале своего выступления я заявил о том, что служба судебных приставов – институт в системе правоохранительных органов. Как вы понимаете, это была оговорка, поскольку статус сегодняшней службы судебных приставов как правоохранительного органа не определен. Федеральная служба судебных приставов не входит в систему правоохранительных органов, хотя напрямую занимается правоохранительной деятельностью. Считаю, что это положение также необходимо исправить. Полагаю, что придание Федеральной службе судебных приставов статуса правоохранительного органа существенно повысит эффективность службы и обеспечит приток в службу высококвалифицированных кадров. Обращаю ваше внимание, что сегодня уровень оплаты труда судебного пристава существенно разнится с уровнем оплаты труда работников полиции. Так, судебный пристав сегодня в среднем получает 13,5 тысяч рублей, а сотрудник полиции, лейтенант в МВД – 35 тысяч. Обратите внимание, коллеги, МВД часть своих функций передает службе судебных приставов, а заработная плата растет только у сотрудников полиции. Не случайно в 2011 году текучесть кадров составила более 20 процентов, в первом полугодии 2012 года – более 40 процентов, а в таких субъектах, как Москва, кадровый состав за год меняется практически полностью. Я как профессионал уверяю вас, что уже в ближайшее время в будущем служба судебных приставов может потерять еще более 25 процентов сотрудников, которые уволятся по собственному желанию. Это может произойти из-за принятого нами в первом чтении Федерального закона о социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти. Напомню, что документом повышается уровень заработной платы сотрудникам МЧС, службы исполнения наказаний, таможенным органам и органам наркоконтроля до уровня оплаты труда работников полиции. Необходимо срочно, именно сегодня при рассмотрении девятого вопроса повестки дня принять соответствующие поправки ко второму чтению, иначе мы можем потерять такой важный правоохранительный институт, а самое главное, потеряют наши дети и все законопослушные граждане. Федеральная служба судебных приставов в результате останется единственным государственным органом, который выполняет чрезвычайно важные правоохранительные функции, но не сможет обеспечить надлежащую защиту своих работников, мотивировать их на более высокую эффективность выполняемых важнейших функций. Столь существенный отток кадров не позволит службе до 2014 года реализовать новые требования Закона "О судебных приставах" и укомплектовать личный состав судебными приставами, имеющими исключительно высшее юридическое или экономическое образование. Напомню, что эти поправки принимали мы с вами. Я призываю вас быть последовательными. Если мы предъявляем повышенные требования к квалификации судебного пристава, то следует и оценивать эту работу на уровне сотрудников органов внутренних дел. Совершенно очевидно, что положительное разрешение вопроса правового и социального статуса работников службы судебных приставов позволит повысить эффективность деятельности службы и по пополнению бюджета, и по обеспечению конституционных прав граждан России на судебную защиту. Сегодня без возможности фактического претворения в жизнь судебных решений это право превращается в формальность. Вдумайтесь только, 1 миллион 600 тысяч детей в России не получают алименты. Государство, не обеспечивая исполнение судебных решений по алиментным делам, также несет ответственность за то, что эти дети ущемлены в правах, а многие из них, будем откровенны, не доедают, не имеют самого насущного, а значит, лишены счастливого детства. Важность обеспечения государством деятельности по эффективному исполнению судебных актов очевидна. До настоящего времени предметы регулирования исполнительного процессуального права, гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права смешиваются, противореча друг другу. В связи с этим считаю целесообразным и актуальным начать работу над созданием Исполнительного кодекса Российской Федерации. Важнейшим последствием реализации положений Исполнительного кодекса должно стать повышение эффективности исполнительного производства, что в свою очередь будет способствовать осуществлению прав граждан и организаций служить стабилизации гражданско-правовых и публичных отношений. Прошу вас поддержать мои предложения, потому что это не только моя позиция, не только позиция партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, но и требования, изложенные в Послании Президента России. Благодарю за внимание.
|