В Госдуме рассмотрели проект федерального бюджета на 2013-2015 гг. 19 октября 2012 19 октября в Государственной Думе рассмотрели в первом чтении законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов". В обсуждении принял участие Министр финансов РФ Антон Силуанов. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали Татьяна Москалькова, Наталья Петухова и Дмитрий Ушаков, с докладом выступила Оксана Дмитриева. Предлагаем вашему вниманию стенограмму обсуждения. Татьяна Москалькова: – Уважаемый Антон Германович, сегодня проблемы объединения русского мира, проживающего за рубежом, являются государственной приоритетной политикой. Мы должны в разы усилить наше культурное образовательное присутствие в мире, мы должны увеличить финансирование программ, связанных с укреплением русского языка, с программами, связанными с добровольным переселением соотечественников в Россию. При существующей миграционной политике мы рискуем к 2005 году превратиться в пустое пространство, судьба которого решается не нами. Это не мои слова, слова Путина. И, тем не менее, в вашем бюджете практически обрезаются накануне Всемирного конгресса соотечественников все главные программы, связанные с поддержкой русского языка, работы Россотрудничества и миграционной службы. Антон Силуанов: – Уважаемые депутаты, на самом деле в проекте бюджета нет никаких сокращений расходов на привлечение соотечественников из-за рубежа в Российскую Федерацию. На эту программу выделается около 200 миллионов рублей. Кроме того, у нас предусмотрены средства для функционирования культурных центров за рубежом, которые сегодня находятся в ведении Россотрудничества, и эти ассигнования как были, так и предусмотрены с учетом индексации на последующие годы. Наталья Петухова: – Вопрос к Правительству. Финансирование социальных отраслей в рассматриваемом бюджете сокращается и абсолютно и относительно. Особенно это заметно по отрасли здравоохранения. Абсолютное сокращение финансирования в 2015 году по отношению к 2012 году почти в два раза. И даже по всем источникам финансирования здравоохранение явно идет на сокращение. Скажите, пожалуйста, в связи с этим, не является ли это фактической констатацией того, что мы переходим на платное здравоохранение, тем более что должны выполнять указ Президента о повышении заработной платы на 100 процентов среднему медицинскому персоналу и на 200 процентов врачам? Как это будет сделано? Скажите, пожалуйста. Антон Силуанов: – Уважаемые депутаты, действительно за счет федерального бюджета предусматривается сокращение ассигнований на здравоохранение. В первую очередь, за счет чего? За счет того, что мы переходим на страховые принципы в медицине. Приняли специальный закон об этом, и 2013 год один из этапов реализации этого закона. Полностью мы перейдем на страховые принципы, начиная с 2015 года. Так вот если мы посмотрим на все ресурсы, которые тратятся государством на здравоохранение, то они не только не увеличиваются, не уменьшаются, но и не увеличиваются. Если в этом году 3,7 процентов ВВП у нас расходуется на здравоохранение за счет федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и фонда обязательного медицинского страхования, то в следующем году этот показатель возрастает до 3,8 процента ВВП. И с каждым годом страховая медицина все более и более будет наращивать объемы финансирования, поскольку это абсолютно правильно, что теперь каждый застрахованный гражданин может обратиться в любое медицинское учреждение, где более качественно оказывают услуги и получить там соответствующую эту услугу, а Федеральный фонд обязательного медицинского страхования оплатит эту услугу. Это предусмотрено нашими законодательными актами, это предусмотрено нашей стратегией – переход на страховые принципы. И соответственно никакого здесь сокращения услуг нет. Что касается увеличения заработной платы работникам здравоохранения, то они предусмотрены. Эти средства заложены в тариф медицинского страхования, и в докладе приводились цифры о том, что у нас предусмотрен в следующем году при оказании услуг рост фонда оплаты труда работникам медицинских учреждений, финансируемых за счет тарифа, на 25 процентов, в 2014 – на 13, а в 2015 – на 17 процентов. Поэтому указы Президента будут обеспечены в полном объеме в части, касающейся зарплаты медицинских работников. Дмитрий Ушаков: – Уважаемый Антон Германович! В каком году в высшем образовании и в здравоохранении заработная плата будет в два раза выше средней зарплаты, как то предусматривается в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, имея в виду тот факт, что основное бремя по повышению зарплаты ложится на регионы, а из федерального бюджета помощь субъектам на эти цели оказывается в недостаточной степени. Все-таки в каком году в высшем образовании и здравоохранении зарплаты достигнут целевых значений указов Президента? Антон Силуанов: – Уважаемые депутаты! В соответствии с указами Президента к 2018 году должна быть увеличена заработная плата работников профессорско-преподавательского состава до двукратного уровня в среднем по экономике субъекта Российской Федерации. Средства на эти цели будут предусмотрены в соответствующих бюджетах 2016-1017 годов, а также у нас предусмотрено поэтапное повышение уже сегодня, начиная с 2013 года заработной платы профессорско-преподавательского состава. Поэтому такие задачи поставлены в указах Президента, и они будут исполнены с учетом средств, необходимых на их реализацию. Выступление Оксаны Дмитриевой: – Уважаемые депутаты! Правительственный проект бюджета на 2013 год не только не решает ни одной задачи из тех, которые стоят перед страной, но при этом они даже в бюджете не ставятся. При этом с технической точки зрения, здесь я не соглашусь с коллегой Калашниковым, профессионально, технически бюджет сделан очень достойно, а информация нам была представлена вся. Поэтому мы имеем полную информацию и можем принимать решение с вполне открытыми глазами. Но при этом одна задача все-таки в бюджете поставлена и решена. Это реализация бюджетного правила, согласно которому теперь не только доходы от нефти, но и от газа не нужно в полной мере использовать в экономике своей страны, а вкладывать в чужую экономику. А если вдруг появятся дополнительные доходы в процессе исполнения бюджета, то их ни при каких обстоятельствах нельзя тратить на покрытие дефицита бюджета, а нужно вкладывать в Резервный фонд. В результате, несмотря на абсолютно опять же правильный и профессиональный прогноз Министерства экономики относительно развития мировой экономики, которое четко и профессионально фиксирует, что никакого кризиса не будет, бюджет составлен из абсолютно неправильных параметров и закладывается цена на нефть 97 долларов за баррель как будто будет мировой экономический кризис и резкий спад спроса на нефть и газ, и снижение цены. То есть само Правительство в своих параметрах противоречит своему прогнозу, профессионально сделанному и хорошо представленному. В результате доходы занижены в бюджете примерно на 1 триллион 100 миллиардов рублей. Это то, что потом в экономике не будет, а пойдет в Резервный фонд. В итоге искусственно создается дефицит бюджета. Под этот искусственный дефицит бюджета, которого не будет, планируются уже вполне реальные заимствования и раскручивается пирамида государственного долга. И вот мы об этом действительно говорим каждый раз при рассмотрении бюджета. Но пока мы говорим, начиная с 2008 года, из которых уже три бюджета профицитные, пирамида долга раскручена... расходы на обслуживание долга выросли со 150 миллиардов рублей в 2008 году до 425 миллиардов рублей в 2013 году. Обращаю внимание на разницу. Разница – 275 миллиардов. Это прирост расходов на обслуживание долга тогда, когда заимствования не нужны. Что такое 275 миллиардов? А это мы внимательно посчитали, это именно то, что нужно для того чтобы решить вопросы, поставленные в указе Президента по федеральным бюджетникам в течение 2013 и 2014 годов. Вот что нам это стоило, то есть мы за право отправки наших денег за рубеж еще должны были заплатить увеличением расходов на обслуживание долга. А растут расходы по сравнению с 2012 годом на 42 миллиарда. Еще раз обращаю внимание, что такое 42 миллиарда? А 42 миллиарда, это ровно столько, сколько наскребли в федеральном бюджете на повышение затраты бюджетников. И я уже не знаю, как нужно убеждать наших коллег, как нужно убеждать тех, кто принимает это решение. Вот еще один образ родился. Наша страна напоминает человека, который не живет, не ест, не пьет, не заводит семью, во всем себе отказывает и копит на собственные похороны. При этом кто-либо другой, его сосед, он живет в свое удовольствие, дома строит, детей рожает и потом и похороны-то у него будут лучше, потому что его похоронят дети и внуки. Теперь вернемся к бюджету. Бюджет не является социальным. И нужно честно признать: из-за бюджетного правила задачи, которые ставятся в указах Президента, не решаются ни на федеральном уровне, ни, тем более, на региональном. И решены быть не могут. Поэтому те задачи, которые мы полностью поддерживаем по указам Президента, если мы хотим реально их решать, а не обманывать всех, и регионы, и врачей, и учителей, и Премьера, и Президента, то нужно сказать, что от бюджетного правила нужно отказаться. Основные характеристики бюджета утверждать нельзя, нужно отправлять бюджет в согласительную комиссию, отказываться от изменения в Бюджетный кодекс, которое утверждает нормы этого бюджетного правила, и тогда мы реально сможем решать те задачи, которые пока еще страна решить может. Бюджет не инновационный, об этом уже говорилось, доля расходов на инновации сокращается и на гражданскую науку в отношении ВВП. Но бюджет и не только не инвестиционный, он антиинвестиционный. Расходы на инвестиции по сравнению с предыдущим годом сокращаются на 150 миллиардов рублей, на 20 процентов. О каком инвестиционном спросе может идти речь? Теперь, что делать? Вы знаете, во втором чтении эти все вопросы не решить. Масштаб тех доходов, который нужно учесть, перераспределить между уровнями бюджетов между отраслями, он составляет порядка 3-3,5 триллионов рублей. В постановлении о принятии в первом чтении записаны очень нужные расходы, мы с ними не соглашаемся, не спорим, но это 20 миллиардов рублей. Это полторы тысячные от расходов бюджета, полторы тысячные от расходов бюджета! Это не то, что косметика, это даже не комариный укус, это вот иончик пролетел или молекула проплыла. Поэтому мы предлагаем Государственной Думе принять основные характеристики нашего альтернативного бюджета. Он представляется уже в четвертый раз, и из года в год основные характеристики альтернативного бюджета оказываются абсолютно точны по прогнозу, по доходам, и все наши расходы оказываются потом обеспечены реальными доходами, а Правительство ошибается когда на полтора триллиона, а когда на два с половиной, когда на один триллион, как это будет по этому году. Что мы реально предлагаем? Мы предлагаем, во-первых, учесть цену на нефть адекватную, исходя из прогноза Минэкономики, роста мировой экономики – 116 долларов за баррель, увеличить доходы бюджета на реальную объективную величину, которая реально будет – это порядка 14 триллионов рублей, отказаться от заимствования, они не нужны, ноль должен быть чистых заимствований внутренних и внешних. В итоге, мы сократим пирамиду и не будем раскручивать государственный долг. Дефицит, обращаю внимание, в нашем бюджете альтернативном меньше. Что мы решаем за счет этого? Мы увеличиваем на инвестиции, и тоже нужно честно сказать всем: либо деньги в чужую экономику в Резервном фонде, либо у себя – дороги, метро, мосты и поддержка национальной экономики. Далее. На повышение заработной платы федеральным бюджетникам нужно дополнительно порядка 200 миллиардов рублей, и не нужно эту задачу оттягивать на 2017, 2018 года, а регионам нужно существенно больше. И самый большой обман вот в правительственном варианте – это прогноз по консолидированному бюджету субъектов. Обращаю внимание, в правительственном варианте бюджет растет на доходы – 1,4 процента. А почему-то доходы субъектов вдруг вырастут на 12 процентов? Откуда это вдруг появляется? А потому что им закладывают прогноз по налогу на прибыль, аж 18 процентов притом, что ВВП вырастет только на 8,6 в номинальном исчислении. Кого мы обманываем? Ведь субъекты будут утверждать свои бюджеты, исходя из реальных доходов, а не каких-то мифических. Поэтому никаких денег на повышение зарплаты бюджетников у субъектов нет и не будет. И мы должны, во-первых, с одной стороны, заложить большие доходы бюджетам, в трансфертах бюджетам субъектов Федерации. И, во-вторых, дать им дополнительный доходный источник. Этим доходным источником может быть прогрессивный подоходный налог и налог на роскошь. И тогда они реально смогут с помощью федерального бюджета осуществить повышение заработной платы бюджетникам. Уважаемые коллеги, вопросы и решения откладывать нельзя. Финансовые возможности у государства сейчас есть. Но если мы их отложим до 2017 года, то, как бы мы не оказались в положении депутатов царской Государственной Думы, которые тоже многие решения откладывали. А в 1917 году произошло то, что произошло.
|