Анатолий Аксаков о бюджете на 2013 год 04 октября 2012 Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков раскритиковал представленный в Госдуму проект бюджета на 2013 год, а также высказал свои замечания по основным направлениям денежно-кредитной политики в стране: – Бюджет на следующий год и основные направления денежно-кредитной политики основаны на инерционном подходе и в большей степени ориентированы на максимальную защиту от возможных рисков, чем на развитие экономики страны. Проект бюджета, представленный в Госдуму, не направлен на решение задач развития инфраструктуры, человеческого капитала, стимулирования инноваций и обновления основных фондов. Оборонительная стратегия в ожидании возможного нового витка кризиса может обернуться стагнацией в экономике и ухудшением качества жизни граждан. Бюджет также не создает основ для уменьшения зависимости от нефтегазовых доходов в будущем, хотя эта задача и декларируется сегодня. Российские власти и регуляторы финансового рынка в последние годы проводили достаточно эффективную политику в плане защиты от внешних потрясений, однако одних защитных мер уже недостаточно – необходимо сфокусироваться на стимулировании экономического роста и создании условия для предпринимательской инициативы. Считаю, что планка в 7% от ВВП, установленная для резервного фонда, является неоправданно высокой. Кроме того, вложения в иностранные ценные бумаги постоянно обесцениваются, поскольку дают доходность ниже уровня инфляции. Необходимо снизить планку до уровня в 4% ВВП, этого объема будет достаточно для решения антикризисных задач, а высвободившиеся средства задействовать для поддержки инфраструктурных проектов и инновационных программ. Оценка оттока капитала в 2013 году в размере 10 млрд долларов в базовом сценарии, использованном при составлении проекта бюджета, является весьма оптимистичной. Для достижения таких показателей нужно активно работать над улучшением инвестиционного климата в России, реализовать налоговый маневр, наращивать возможности институтов развития, расширять ресурсную базу коммерческих банков. В том числе необходимо увеличивать сроки рефинансирования банков, расширять круг допуска кредитных организаций и перечень принимаемых в обеспечение активов, ввести депозиты без возможности досрочного изъятия, поднять планку страховых выплат по вкладам и проводить другие меры, помогающие формировать ресурсную базу для среднесрочного и долгосрочного кредитования экономики. Позитивно оцениваю намерения Банка России повышать гибкость курсовой политики и создать к 2015 году условия для перехода к режиму плавающего курса, а также расширить инструментарий для удержания верхней границы процентного коридора в условиях недостатка обеспечения у кредитных организаций и для поддержания финансовой стабильности. Можно приветствовать планируемые Банком России меры по совершенствованию регулирования и надзора, необходимость улучшения систем управления рисками, повышения прозрачности деятельности кредитных организаций. При этом эксперты, представители профессионального сообщества рассчитывают, что ЦБ будет учитывать реальную ситуацию в банковском секторе при формировании подходов к оценке достаточности капитала и ликвидности кредитных организаций, а также адекватно оценивать возможные сроки адаптации российских банков к новым требованиям Базеля.
|