Виктор Шудегов о Дне учителя 28 сентября 2012 На пленарном заседании Госдумы 28 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным проблемам отечественной системы образования выступил Виктор Шудегов: – Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! В первую очередь мне бы хотелось поздравить всех присутствующих с приближающимся международным праздником – Днем учителя, который отмечается в этом году более чем в 100 странах мира. Уверен, что каждый из депутатов помнит своего первого учителя, любимого учителя. Ведь именно учитель вывел миллионы наших граждан на путь добра, чести и справедливости. История российского образования свидетельствует, что в эти дни исполнилось также 210 лет со дня создания в Российской империи Министерства народного просвещения. Почему-то об этом все замалчивают, но вот 10 лет назад, когда мы отмечали 200-летие, это событие широко освещалось и отмечалось. Например, вышла "Учительская газета", где передовица называлась "200 лет борьбы и побед". Это очень точное название, характеризующее стиль работы российских министров. Каждый следующий считал в своей работе, что он должен возвести свой храм науки и образования и, конечно же, проводил свои реформы или антиреформы, хотя куда разумнее было бы, наверное, сохранить и приумножить все то ценное, что сделали предыдущие поколения и министры. И, конечно, в истории образования было много хороших министров. Были графы, были бароны, князья и адмиралы. Буквально приведу несколько примеров. Каждый из них чем-то запомнился, но все они болели душой за систему образования. Например, первый министр наш, граф Завадовский Петр Васильевич, организовал множество средних и несколько высших учебных заведений, в том числе Казанский университет, в том числе Харьковский университет. Под непосредственным руководством графа Разумовского был открыт Царскосельский лицей, и он был попечителем этого лицея. А вот князь Голицын Александр Николаевич ввел в образование сословный прием и телесные наказания, его министерство знаменитый историк Карамзин характеризовал, как министерство затмения. Следующий министр, Шишков Александр Семенович наоборот считал, что нужно обучать грамоте весь народ, а вот после него пришел министр Делянов, о котором мы уже говорили, и который прославился своим циркуляром о кухаркиных детях. Он обратился с таким циркуляром к Александру III, и Александр III одобрил этот циркуляр, в соответствии с которым все низшие сословия не имели право обучаться в гимназиях и, соответственно, в вузах. И в том числе, кстати, много попалось и знаменитостей. В частности, Корней Иванович Чуковский был исключен из одесской гимназии, поскольку мама у него была кухаркой. Граф Боголепов Николай Павлович разрешил студентов – участников демонстраций сдавать в солдаты. Напомню, что ранее все студенты освобождались от военной службы. Много хороших слов написано также и о министрах советской эпохи. Луначарский Анатолий Васильевич решил главнейшую задачу страны – ликвидация безграмотности. Данилов Александр Иванович переход на всеобщее среднее образование. А вот про министра Фурсенко ничего пока не написано, кроме его биографии. В этой галерее министров его пока нет. Но мы все прекрасно знаем, что в Год учителя в 2010 году он вышел с инициативой о сокращении каждого шестого учителя и каждого десятого работника высшей школы. Потом он стал отказываться от своего интервью, но то, что написано пером, не вырубишь топором. С приходом к власти нового министра Ливанова Дмитрия Викторовича мы надеялись, что в образовании все изменится в лучшую сторону. Но, увы, первые же его заявления нас разочаровали в его планах по реформам нашего образования. Конечно, здесь молодые представители из "Единой России" пытались защитить его, когда он сказал, что нужно сокращать число бюджетных студентов и увеличить плату за обучение с 60 до 200 тысяч рублей. Я напомню, что в 200 тысяч рублей обходится содержание одного заключенного. А утверждают, что министр эти заявления сделал еще будучи ректором, пресса просто придержала эти его высказывания. Но вот в августе месяце мы увидели в одном из его интервью, где он четко высказался, что нужно в России сократить каждый пятый вуз и, соответственно, 30 процентов филиалов. Речь идет, конечно, о бюджетных вузах. А куда мы денем студентов из этих вузов, если они учились на бюджетных местах? А какие дипломы они получают после этого? Коллеги, не могу не остановиться на внесенном в августе этого года Правительством Российской Федерации новом будущем законе "Об образовании в Российской Федерации". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что этот закон очень сырой. Конечно, правительство, по-видимому, надеялось, что депутаты, мы, переработаем его в лучшую сторону. Но переработать можно мусор, но не этот закон. Хочу напомнить про юмореску Аркадия Райкина. На вопрос, кто сшил костюм, кто вместо рукавов пришил штаны, вышло 100 портных, и заявили: "Мы". "Лично я пришивал пуговицы. К пуговицам есть претензии?". "Нет. Пуговицы пришиты намертво". Здесь примерно такая же ситуация. Думаю, что вряд ли из тришкиного кафтана, по выражению нашего баснописца Крылова, можно будет, перекроив его, сшить праздничный фрак. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении не будет поддерживать этот закон. Мы будем голосовать против. Я думаю, что вряд ли кто-нибудь здесь встанет сейчас из депутатов и скажет: это я писал данный законопроект. Отмечу буквально несколько самых главных недостатков. Если в первом, новом законе "Об образовании" 1992 года было всего лишь шесть статей, которые требовали принятия подзаконных актов, затем в наше время, после внесения многочисленных поправок таковых стало 36. А вот в новом, будущем законе "Об образовании" на 116 статей приходится 152 нормативных акта, которые необходимо принять. Это включая и федеральные законы, для того, чтобы вступил этот закон в силу. А закон должен вступить в силу с 1 января. Мы уже много раз говорили, что вместе с принимаемым законом Правительство должно вносить все подзаконные акты, а также все необходимые федеральные законы, которые нужно принимать для вступления в силу данного закона. Понятно, что мы фактически будем голосовать за кота в мешке. Хочу также отметить, что в предыдущей версии, по крайней мере, была очень хорошая статья, в которой говорилось, что работники образования имеют право получения заработной платы не ниже средней по экономике в данном регионе. В последней версии, которая внесена в Государственную Думу, этой статьи не стало. На мой вопрос Министерству образования и науки Российской Федерации мы получили ответ, что эта статья исключена из закона, чтобы не дублировать указ Президента, который фактически уже решил эту проблему. Действительно, в указе Президента говорится о повышении заработной платы учителям. Кстати, в системе начального и среднего профессионального образования гарантируется повышение лишь в 2018 году. Не только мы с вами, депутаты, закончим к этому времени полномочия, но многие учителя, просто работники этой системы не доживут до этого срока. И вообще, зачем тогда нужен новый закон "Об образовании", если все вопросы можно решить указами Президента? В Англии, например, нет закона об образовании, а система образования – одна из лучших в Европе. Коллеги, конечно же, очень важно, чтобы и студенты, не только в системе начального и среднего профессионального образования, но и в системе высшей школы, получали достойную стипендию. Нами внесены законопроекты и по поэтапному повышению заработной платы всем категориям работников образования, и по повышению стипендий, но, к сожалению, все эти законопроекты у нас, начиная с пятого созыва, лежат под сукном, не рассматриваются. Уважаемые коллеги, за неимением времени, конечно, не могу остановиться на всех замечаниях. Мы впоследствии внесем поправки, и будем еще обсуждать. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против принятия законопроекта в первом чтении. В зависимости от того, будут ли приняты наши поправки, мы определимся с голосованием ко второму чтению. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" против внедрения в образование государственной политики кухаркиных детей. Образование – народу! Еще раз в канун замечательного праздника хочу сказать, что, несмотря на препоны со стороны чиновников, наши бескорыстные учителя продолжают самоотверженно работать. Великая вам благодарность за тепло души, доброту сердца, терпение в воспитании, за мудрость и профессиональную самоотдачу. Пусть каждый депутат в эти дни вспомнит своих учителей, которые дали вам путевку в жизнь. Спасибо за внимание.
|