Александр Романович: Молдавские унионисты соскучились по гражданской войне 10 сентября 2012 10 сентября Премьер-министр Республики Молдова, лидер Либерал-демократической партии (ЛДПМ) Владимир Филат прибыл с официальным визитом в Москву. Депутат Государственной Думы, руководитель Московского областного отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Романович напомнил, что современной Молдове далеко до политической стабильности – в стране есть силы, способные ввергнуть ее в хаос гражданской войны: – Премьер-министр Республики Молдова, лидер Либерал-демократической партии (ЛДПМ) Владимир Филат заявил о необходимости внести изменения в статью Конституции, касающуюся государственного языка страны. Дословно это звучало так: "Следует узаконить название языка, на котором мы говорим". Эта уклончивая фраза содержит намек. Сегодня государственным языком Молдовы является молдавский. А должен быть – румынский? Председатель Народно-социалистической партии Виктор Степанюк возмущен позицией нынешних властей относительно маршей унионистов, требующих вхождения Молдовы в Румынию. В частности, Степанюк негодует по поводу их отношения к манифестации, запланированной в Кишиневе на 16 сентября. Из-за подобных акций и без того непростые межэтнические отношения в Молдове еще больше обостряются, а власти словно не видят, что происходит, предоставляя для маршей националистов центральные улицы и площади Кишинева и не только его. В августе полиция города Бельцы уже предотвратила столкновение местных жителей со сторонниками объединения Молдовы и Румынии, прибывшими в город для проведения марша. Встречать дорогих гостей вышли сотни молодых жителей второго по величине города страны. Если бы не полиция, послам "Великой Румынии" пришлось бы в Бельцах несладко – слишком уж неравными были силы. Однако сам факт попытки проведения марша и его резонанс является крайне тревожным сигналом – 20 лет назад лозунг об объединении "двух Румыний" наряду с разжиганием молдавского национализма стал причиной территориального раскола вчерашней Молдавии и братоубийственной войны на Днестре. Термином "унионизм", более привычно звучащем как "юнионизм", называется политическое движение или война за воссоединение государственного образования, которое некогда было искусственно разорвано, во всяком случае, в представлениях адептов этого течения. К этому направлению можно отнести и гитлеровский "аншлюс", и курдский терроризм, в декларациях ставящий цель восстановления "исторического Курдистана", и периодически звучащие в агитках ЛДПР призывы к "новому собиранию русских земель". Для меня с этим термином в первую очередь ассоциируется исторический конфликт в Северной Ирландии. Напомню, что после того как в 1921 году Ирландия была признана независимым государством, графства, в которых большинство составляли протестанты, пожелали остаться в составе Великобритании. Сегодня североирландские юнионисты заявляют, что их целью является соблюдение британской Конституции, при этом они создали целый ряд военизированных группировок, совершивших многочисленные акты насилия. В этом есть доля абсурда – зачем с помощью террора бороться за то, чтобы быть в составе государства, частью которого вы и так являетесь? Но конфликт между протестантами-юнионистами и католиками во многом объясняются их многовековой религиозной враждой, и хотя бы в ней можно найти ему объяснение (но не оправдание). Молдавских унионистов понять еще труднее. Их лозунг – "Великая Румыния", включающая Молдову. Стоит ли упоминать, что никакой Приднестровской республики на карте мега-Румынии нет, есть лишь сепаратистский анклав на левом берегу Днестра, который необходимо усмирить. Нет и никакого молдавского народа. А раз так, то требование "Великой Румынии" вполне логично. А, может быть, не Румыния является колыбелью молдавской цивилизации, а наоборот? Но в Румынии не звучат призывы вернуться в лоно Матери-Молдовы, не преподается "История молдаван". Почему же подобные лозунги уже четверть века порождают "разруху в головах" и провоцируют национальную вражду на территории бывшей советской республики, где проживают многие народы? И как власти Молдовы относятся к тому, что по стране колесят агитаторы, открыто призывающие присоединиться к другому государству, т.е. ликвидировать суверенитет своей страны? В апреле 2009 года в Кишиневе оппозиционная молодежь ворвалась в здание резиденции Президента, водрузив над входом румынский флаг, после чего здание было подожжено. Погрому и поджогам подверглось также здание Парламента. Нынешним летом до подобных подвигов дело не дошло, однако перед тем как участников августовского марша эвакуировали с центральной площади города Бельцы, они успели проорать: "Русских вон из Молдовы!", "Долой оккупантов!" и "Бессарабия – румынская земля!" (20 лет назад любимым лозунгом был речитатив: "Чемодан – вокзал – Россия!"). Ранее в этом году локальные стычки "румын" и "русских" (так называют друг друга враждующие стороны, хотя в "русские", как и во времена приднестровского конфликта, записаны и молдаване, противостоящие лозунгу объединения "двух Румыний") прошли в Кишиневе и Кагуле. Жители Кагула встретили экспедицию унионистов не менее гостеприимно, чем жители Бельц. Комитет Гражданского конгресса Кагульского района принял декларацию, в которой говорилось о твердом желании местного населения "противостоять бредовой идее ликвидации нашей государственности". Все это пугающе похоже на ремейк конфликта рубежа 1990-х. Родившаяся в советские годы в кабинетах молдавских гуманитариев идея "румынизации" после распада СССР красным колесом прокатилась по берегам Днестра, обрекая вчерашних соседей на войну, а новорожденную страну на распад. А ведь в мире не так уж много православных государств и народов. Русские, молдаване и румыны – одни из них. Не ссориться нам надо друг с другом, а поддерживать и помогать. Вместо этого в Молдове растет градус ненависти одних православных к другим, молдавские "русские" и молдавские "румыны" снова готовы сойтись в рукопашной. Если официальный Кишинев не вмешается в этот спор, дав гарантии, что не допустит угрозы государственной независимости страны, будущее Молдовы в ее нынешних границах – под вопросом. Не думаю, что подобный риск является соразмерной платой за европейскую интеграцию, которая присутствует в лозунгах унионистов.
|