ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Наталия Великая: Идеи социал-демократии в России популярны, но часто скрываются за другими названиями

15 апреля 2012

Заместитель руководителя Управления идеологии и публичной политики при Председателе партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель Центра общественного диалога Института "Справедливый мир", доктор политических наук, профессор Наталия Великая ответила на вопросы портала "СПРАВЕДЛИВО-ОНЛАЙН.РУ":

– Почему возникла идея расширить название партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и включить в него слова "социал-демократическая"? Зачем это дополнение к раскрученному бренду?

– Идея, выдвинутая лидером партии и некоторыми коллегами, связана с желанием более четко позиционировать партию как социал-демократическую. Надо сказать, де факто мы таковой и являемся. Партия создавалась как объединение различных социально ориентированных политических организаций. Все программные документы партии начиная с момента ее основания так или иначе были связаны с социал-демократическими ценностями. И в политической практике, в законодательной работе партия твердо стоит на таких принципах социал-демократии, как солидарность, свобода, равенство, социальная справедливость.

Добавлю, что и международное социалистическое движение признало нас как партию социалистического крыла (единственную из российских партий), и мы активно работаем в рамках Социалистического Интернационала, сотрудничаем с партией Европейских социалистов.

Вопрос о названии партии, о возможном ребрендинге будет и должен решаться Съездом. Предстоящая партийная дискуссия будет посвящена и этому вопросу.

Конечно, необходимо учитывать тот факт, что в ближайшее время на политическом поле появится огромное количество партий, в т.ч. с названием "социалистическая" или "социал-демократическая". Возможно, что в настоящее время целесообразно не отказываться от работающего бренда, но подчеркивать социал-демократическую принадлежность другими мерами.

– Два года назад на встрече в Институте "Справедливый мир" политический советник Фонда Эберта, директор Академии социальной демократии Кристиан Крелль искренне недоумевал: почему в России, стране, построившей мощную социалистическую систему, ценности социал-демократии, социального государства не находят должной поддержки?

– Я не могу согласиться с тем, что идеи социал-демократии или социального государства в России непопулярны. Часто они скрываются за другими названиями. Более того, большинство наших граждан поддерживают модель патерналистского государства, которое несет серьезные социальные обязательства перед обществом. И во многом успех СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ на последних парламентских выборах, замечу, неожиданный для многих аналитиков, которые предсказывали нам минимальные проценты, показывает, что идеи социал-демократии в обществе востребованы.

Другое дело, что сам социал-демократический бренд до последнего времени не мог быть популярен в России. Напомню вам, что во времена советской власти ярлык ренегатов и оппортунистов так прочно укрепился за социал-демократией в сознании советских граждан, что потребовались годы, чтобы реабилитировать даже сам термин в общественном мнении.

Можно сказать и о шельмовании социал-демократической идеи либералами. В политическом дискурсе успехи Европы в построении государства всеобщего благосостояния никак не связывались с политикой социал-демократии, потому что наша праволиберальная элита намеренно этот факт дезавуировала и связывала экономический рост и прогресс исключительно с либеральными концептами.

– Какие вы видите резервы в пропаганде идей и ценностей социал-демократии? Что еще можно и нужно сделать, чтобы термин "социал-демократическая" обрел для людей смысл, содержание и вылился в новые победы в регионах?

– Думается, что сегодня помимо лозунговых триад надо больше говорить о содержательном наполнении этих принципов и о реализации этих принципов в обществе. Самый простой пример – это модель социального государства, которая реализована социал-демократией в Европе. Эта модель подразумевает действительно справедливое перераспределение дохода в интересах всех граждан на основе сбалансированной налоговой системы; эта модель основана на эффективно работающей социальной поддержке, где пенсионер, женщина в декрете или нетрудоспособный гражданин чувствует себя защищенным, а не влачит жалкое существование. Эта модель подразумевает нормальную конкурентную систему в политической жизни.

Другими словами, я вижу, как в европейских странах реализованы принципы социальной справедливости и солидарности.

Конечно, мне не хотелось бы упрощать проблему. Речь не идет о необходимости буквально копировать ту или иную модель, но в любом случае, России есть чему учиться.

К сожалению, действующая власть ориентируется главным образом на либеральные подходы в государственной политике, а предложения оппозиции в основном игнорирует и объявляет несвоевременными.

– Как вы относитесь к идее объединения левых сил в стране? Есть ли перспективы у этой идеи и в каком виде ее реализация будет, на ваш взгляд, наиболее эффективна для продвижения социал-демократии и левых ценностей в целом в стране.

– Я не настолько оптимистична. Если учитывать настроения и основные тенденции общественного мнения, то в России достаточно большой сегмент электората можно условно назвать коммунистическим. При этом многие наши сторонники, голосующие за СР и социал-демократические ценности, не приемлют социализма в интерпретации КПРФ. Это реальность наших дней и с ней необходимо считаться. Опыт той же Европы свидетельствует о сохранении на левом фланге во многих странах как коммунистических партий, так и социал-демократических. Подобные размежевания в рамках левой части политического спектра будут сохраняться.

Что касается других левых сил, то сейчас в условиях смягчения законодательства о партиях и выборах у них скорее возникнет искушение действовать самостоятельно. Однако в перспективе немажоритарные партии (при условии, если они не являются радикальными), конечно, будут вынуждены объединяться с более крупными организациями, если они заинтересованы в участии в электоральном процессе.

– Вы соавтор книги "Социал-демократические и социалистические партии в странах СНГ". В сферу ваших научных интересов входит изучение левых партий и движений в Европе и мире. Каковы позиции социал-демократии в современном мире?

– Позиции современной социал-демократии весьма устойчивые. Начнем с того, что в Европе эти партии являются парламентскими, в т.ч. правящими. В настоящее время в 12-ти европейских странах у власти находятся социалисты и социал-демократы. В Европарламенте партия европейских социалистов формирует вторую по численности фракцию.

Центром левого движения постепенно становится Латинская Америка, которая после десятилетий неолиберальных реформ все больше смещается в сторону демократизации общественной жизни, кейнсианской экономической системы. Можно вспомнить президента Венесуэлы Уго Чавеса, президента Боливии Эво Моралеса, президента Эквадора Рафаэль Корреа, Даниэля Ортего в Никарагуа, Маурисио Фунеса в Сальвадоре, которые стали проводить структурные реформы в интересах рядовых граждан на социалистической платформе. Конечно, "новому социализму" в латиноамериканском варианте еще очень далеко до системного и рафинированного социал-демократизма европейских левых, однако тенденция в политике и экономике все более очевидна.

Думаю, что социал-демократическая стратегия необходима и России. Слишком долго мы варились в "либеральном бульоне", получив катастрофически высокий разрыв между доходами бедных и богатых, потеряв систему бесплатной медицинской помощи, доступного образования, отказавшись от приоритетов социальной политики. Поэтому на повестке дня, как бы это громко ни звучало, стоят вопросы социальной справедливости и возращения гражданам нашей страны чувства собственного достоинства и уверенности в завтрашнем дне.

Источник: СПРАВЕДЛИВО-ОНЛАЙН

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024