СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступила "против" ратификации Протокола о вступлении в ВТО 10 июля 2012 10 июля в Государственной Думе был рассмотрен законопроект о ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали Иван Грачев, Михаил Брячак, Анатолий Аксаков, Валерий Зубов и Михаил Сердюк. Позицию фракции в своем выступлении представил Михаил Емельянов. Иван Грачев попросил официального представителя Правительства РФ Министра экономического развития РФ Андрея Белоусова высказать мнение по ТЭКу, так как, согласно условиям соглашения, производители газа обязаны получать с его потребителей все свои расходы плюс обычную прибыль, ввиду чего европейские и российские потребители будут выкупать газ по одинаковым ценам. По мнению Грачева, такое положение дел может повлечь рост цен на газ в два с половиной – три раза от текущего значения. Белоусов ответил, что никаких обязательств по выравниванию внутренних цен на газ и мировых цен на газ в рамках присоединения к ВТО не существует. По его словам, единственно зафиксированное в рамках обязательств по ВТО ограничение состоит в том, что поставки газа на внутренний рынок должны быть безубыточны для Газпрома, то есть они должны быть по ценам реализации не ниже себестоимости. "Должен вам доложить, что это решение зафиксировано в постановлении Правительства 2000 года. Это наше решение внутреннее, российское. Оно просто зафиксировано также и в обязательствах ВТО. Никаких других обязательств не существует в этой части", – добавил Белоусов. Михаил Брячак задал вопрос первому заместителю Правительства РФ Игорю Шувалову о проблеме таможенного администрирования, которая на сегодняшний день создает очень серьезные препятствия на пути движения внешнеторговых грузопотоков. Депутат также сообщил о том, что при Комитете Государственной Думы по транспорту создан Координационный совет, который включает в себя все отрасли и, в том числе, реальный сектор. Брячак спросил: мог бы Шувалов делегировать представителя Государственной Думы в этот Координационный совет? Игорь Шувалов пообещал делегировать такого представителя, добавив, что с этим вопросом проблем не возникнет. Отвечая на вопрос о таможенном администрировании, первый заместитель Правительства РФ сообщил, что Владимиром Путиным была одобрена соответствующая карта в рамках предпринимательской инициативы, и в Правительстве одобрен план мероприятий с дальнейшими действиями по улучшению администрирования. Анатолий Аксаков спросил Андрея Белоусова, как он относится к тому чтобы значительно капитализировать Банк поддержки малого и среднего бизнеса, для того чтобы оказать соответствующую поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса? Белоусов ответил, что никаких ограничений по субсидированию малого и среднего бизнеса в рамках наших обязательств к ВТО нет. "Мы можем заниматься этим, сколько хотим, сколько нам позволяют наши финансовые возможности. Как вы знаете, у нас есть и действует программа по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Федерации. Эта программа продолжает действовать. Мы, как министерство, предлагаем увеличить ее масштабы. Но, безусловно, соответствующие решения будут приняты, исходя из наших финансовых возможностей", – ответил министр. По вопросу капитализации банков Белоусов также уточнил, что этим занимается специализированный дочерний банк "Внешэкономбанка", а также существует основной оператор – Сбербанк, который активно развивает программы содействия малому и среднему предпринимательству. Валерий Зубов заметил, что из выступления председателя Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского получается, что без ВТО невозможно провести коренную модернизацию. В связи с этим депутат задал вопрос: "Без внешних стимулов, вы не видите никаких внутренних инструментов повышать самостоятельно эффективность отечественной экономики?". Игорь Руденский ответил, что вступление России в ВТО – это новые возможности. Он уточнил, что в своем выступлении говорил и об альтернативных стимулах, таких как доступные кредиты, инвестиции, льготы по налогам и др. Михаил Сердюк спросил Андрея Белоусова, какая отрасль выиграет при вхождении России в ВТО. Говоря о конкретных отраслях, Андрей Белоусов сообщил, что "присоединение к ВТО не дает однозначных возможностей для выигрыша, здесь надо работать". По словам министра, выиграть от присоединения к ВТО могут отрасли, начиная от металлургии и химии и кончая многими отраслями машиностроения, куда пойдут инвестиции после присоединения России к ВТО и где откроются новые экспортные рынки. Выступление Михаила Емельянова: – Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Примерно 200 лет назад известный французский политик и дипломат Талейран по поводу действия одного очень великого человека, не менее великого, чем нынешние наши руководители, сказал: "Это не преступление, это хуже, это ошибка". Вот такого рода ошибку мы совершаем сейчас, когда пытаемся ратифицировать Соглашение о присоединении к ВТО. В чем суть этой ошибки, фундаментальная и методологическая суть? Мы пытаемся открывать экономику тогда, когда она не модернизирована. Весь мировой опыт говорит о том, что на начальном этапе модернизации необходимо проводить жесткую, протекционистскую политику, дать возможность промышленности встать на ноги, а потом уже открывать рынки. По этому пути шел Китай, по этому пути шла Южная Корея, другие азиатские "тигры". Об этом, кстати, очень много пишут наши экономисты. Сам по себе протекционизм не является панацеей, благом или вредом. Все зависит от конкретной экономической ситуации, в которой это применяется, и методы экономической политики должны быть адекватны. Мы вступаем в ВТО, когда 80 процентов основных фондов устарели. Это признает и само Правительство. Возникает вопрос: на какие деньги модернизировать экономику? Где деньги? Самый простой вопрос: где деньги на модернизацию? И сейчас основной источник модернизации, обновления основных фондов нашей промышленности – это собственные средства предприятий (90%) и восемь-девять процентов составляют банковские кредиты. Чисто спекулятивный фондовый рынок к реальному сектору отношения не имеет. Большую роль действительно играют те кредиты, которые может выдавать, в том числе, и государство, вернее, не выдавать, а субсидировать процентную ставку на техническое перевооружение производства. После вступления в ВТО эти кредиты, по крайней мере, будут оспоримы. Я не совсем согласен с оптимизмом Андрея Рэмовича, когда он говорит, что мы сможем сохранить все те меры поддержки государства, которые сейчас есть. Большинство из этих субсидий либо будут прямо запрещены ВТО, либо будут оспоримы, либо будут находиться в определенной зоне, которую надо будет интерпретировать определенным образом. И, по крайней мере, мы попадаем под иски. Если предприятие поддержит все таможенные пошлины, то они потеряют рынок сбыта, они станут либо убыточными, либо малорентабельными. Кто их будет кредитовать? Собственных средств у них тоже не будет. Уже сейчас банки перестали кредитовать, допустим, производство свинины, потому что они считают, что со вступлением в ВТО эта отрасль умрет, и кредиты не отобьются. Поэтому весь вопрос: где взять деньги. Частично я получил ответ от Андрея Рэмовича на заседании Комитета. Он сказал, что он был на Петербургском форуме, и там присутствовали бизнесмены, которые контролируют два триллиона долларов. И как только мы вступим в ВТО, эти два триллиона придут к нам, потому что бизнесменам станут понятны правила игры. Инвестклимат – это, конечно, хорошая вещь. Но, по-моему, для инвестора главное не только, в каких условиях работать, но и получить прибыль на вложенный капитал. Производство должно быть выгодно – вот что главное. А инвестклимат – это важный момент, но не первичный. Коллеги, представьте, вы хотите принести деньги в банк, вас встречают прекрасные девушки, наливают чай, современнейший банк, договор оформляют за пять минут, может, даже домой приедут, оформят. Но только вы кладете тысячу долларов, а получаете 800. Великолепный инвестклимат, только прибыли нет. Вы понесете деньги в этот банк? Да, на мировом уровне инвестклимат – это мы, все об этом говорят. Только ни одно правительство не проводит такую депрессивную политику по отношению к собственной экономике, как наше. Там везде априори производить выгодно, а у нас производить невыгодно. А мы хотим сделать это еще хуже. Поэтому, коллеги, надо не противопоставлять инвестклимат и выгодные условия производства, одно другому не противостоит, но надо заботиться о том, чтобы производство в России было выгодно. Протекционизм как раз-таки дает возможность привлечения частных инвесторов. Здесь приводились примеры успеха в сельском хозяйстве. Например, мясо птицы. Когда у нас стало расти мясо птицы? Когда мы квоты ввели, когда проводились протекционистские меры, а не меры свободной торговли. С другой стороны, иностранные инвестиции – тоже обоюдоострый процесс. Мне неудобно долго об этом говорить, потому что здесь присутствует Сергей Евгеньевич Нарышкин, который некоторое время назад опубликовал блестящую статью в вопросах экономики, где сказал об обоюдоострости иностранных инвестиций. Но я, по крайней мере, не очень согласен с мнением опять же министра, которое он высказал на заседании комитета, когда он говорит, что "Нисан", собранный в Калуге, для него это – русская машина. Вот для меня русская машина, это та, которая сконструирована русскими инженерами, которая интеллектуальная собственность принадлежит России и российской компании, а "Нисан" – это японская машина, Андрей Рэмович. Или вы не согласны? Вы не согласны. Вот это мышление нашего министра. Если подводить коротко, то это мера перевода нашей экономики на компрадорский путь. Но прозвучал один оптимистический сценарий. Андрей Рэмович впервые сказал, что возможна девальвация рубля. Да, действительно. Если мы приготовили нашим иностранным инвесторам вот такой подарок, и мы девальвируем резко рубль, ну тогда да, мы все будем в шоколаде, коллеги. Но как посмотрят на это, во-первых, инвесторы? Во-вторых, девальвация – это довольно опасный путь, потому что это инфляция – это огромные социальные издержки. И, коллеги, помимо девальвации надо думать и о другом. Надо думать об ограничении тарифов естественных монополий. Закон, который предложил коллега Зубов, сегодня мы не захотели рассматривать. Необходимо реформировать пенсионную систему и снижать социальные платежи. Необходимо реформировать НДС и, в конце концов, прекратить возврат НДС сырьевикам. С какой стати мы поощряем его экспорт? Об этом тоже надо думать. И также кроме этого необходимо и сохранять меры экономической поддержки наших предприятий, села. Сейчас нам закладывают бюджет – шесть миллиардов при возможности девятимиллиардной поддержки села. Почему? Это сознательная политика Правительства или здесь мы, в Государственной Думе что-то можем изменить и добавить поддержку села. По крайней мере, сейчас, рассматривая вступление в ВТО, мы – не оптимисты, и солидарно будем голосовать "против".
|