Елена Драпеко: Сегодня проблема школы – главная проблема России 22 июня 2012 Истории и современным проблемам отечественного образования была посвящена речь депутата фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Елены Драпеко, которая выступила на пленарном заседании Госдумы 22 июня: – Фашистские войска напали на нашу страну в воскресенье 22 июня, это был День всех святых в земле российской просиявших. Помните, да. И в этот день и на этой трибуне и, наверное, во всей стране идут разговоры, вспоминают ошибки, ошибки руководителей, недостатки системы, героев павших, вспоминают своих не пришедших с полей сражений. Вспоминают своих не пришедших с полей сражений. Я хочу сказать, что я из семьи крестьянской. Мой дед вернулся с Первой мировой войны в свою деревню Георгиевским кавалером и без ноги, инвалидом. И мечта его была выучить и выпустить в жизнь своих детей. Детей в семье было 16. И вот это стремление к образованию, к тому, чтобы вырваться из тёмной, дремучей жизни, которую описывали наши русские писатели, это было всенародное движение. И вот вчера, готовясь к сегодняшнему выступлению, я посмотрела социологические исследования по народному образованию. Очень часто считают, что культурная революция и всеобщее образование – это результат Октябрьской революции. На самом деле, в середине 80-х годов XIX века начался великий перелом в Российской империи, стремление к народному просвещению. И Николай II, выступая на открытии первой Государственной Думы, поставил задачей народное просвещение. Тогда это была задача дать грамотность всем. Но посмотрим, как же Российская империя выполняла поставленную задачу. И видим, что в 1900 году из государственного бюджета было выделено, из его расходной части, 1,8 процента, а в 1913 году эта сумма была увеличена в 4 раза. И в 1913 году Российская империя выделяла на образование, на народное просвещение в 2,3 раза больше чем Франция и в 1,5 раза больше чем Англия. После Октябрьской революции эта тенденция продолжилась. И, если мы посмотрим предвоенные годы, то мы выясним, что Советский Союз выделял на образование больше, чем в любой другой период своей истории, Россия выделяла на образование в процентном отношении. Я не буду сейчас мучить цифрами, я хочу сказать, что и моя семья была в числе тех, кто получил образование. У меня тётка Анюта, у неё было три класса церковно-приходской школы и шестеро детей. Она осталась вдовой в 1939 году, перед войной. Так вот два старших её сына выучились на трактористов в своей сельской школе. Они погибли в танке под Ленинградом, сгорели два брата. А вот следующий её сын стал военным, военно-морским инженером и командовал калининградским военным портом. Дочка Таня пела в Москве в Большом театре, она окончила Московскую консерваторию. Гриша запускал на Байконуре космические корабли, а Петя до сих пор живёт в Барановичах, он был командиром авиационного истребительного полка. Все дети получили образование, все. Из глухой деревни в Башкирии, украинская деревня. И это стремление, уважение к образованию было всегда у нас. И мы даже в 70-е годы, когда брежневское правительство уже поняло, что мы перепроизводим интеллигенцию, да, у нас, помните, было, безработные такие с высшим образованием, и очень многие, окончив вуз, осваивали рабочие специальности. Вот в этот момент не решились сократить приём в вузы. Почему? Да потому что одним из главных, одной из главных ценностей для жителя нашей страны является образование. По социологическим исследованиям, оно находится на втором месте, когда родители определяют, чего бы они хотели для своих детей. И даже при такой, в общем, мощной системе управления, которая была при Брежневе, не решились на сокращение мест в вузах. Я к чему всё это рассказываю. Сегодня, кроме нашей печальной даты, начались выпускные вечера в школах. И поэтому думаю, что нам есть смысл задуматься о том, а какого человека приготовила нам сегодняшняя школа и что происходит вокруг школы сегодня в России. Очень странно, но введение ЕГЭ в России вызвало гораздо большее возмущение в населении, чем пенсионная реформа и чем даже все наши политические страсти. Люди не довольны ЕГЭ, выходят на улицы, у нас есть митинги, которые проводят обиженные родители. Мало того, последние фальсификации при сдаче ЕГЭ доказывают, что против него объединяются не только родители и ученики, но и учителя, и даже работники образования, чиновники. Иначе как можно объяснить такие массовые случаи появления в Интернете тех заданий, которые ещё не поступили даже в средние школы? Люди сопротивляются, потому что считают, что посягают на их коренные интересы, на их право на то, чтобы получить или дать образование своим детям. И вот это массовое сопротивление выражается в таких вот странных формах. Мы, анализируя сегодняшнее состояние школы, посмотрели, а что же думает учительская общественность, научная общественность о том, что сегодня в школе происходит. Так вот, во всех профильных журналах, которые мне удалось прочитать за последнюю неделю, да, пишется только об одном – о том, что сегодняшняя система образования оболванивает наших детей, о том, что ЕГЭ – это тестирование, а не экзамен. Об этом говорят преподаватели вузов, об этом говорят ректоры и рядовые люди, об этом пишут в блогах. И ещё, то, что вызывает возмущение сегодня – это, конечно, политизация школы. Мы с вами знаем, что на протяжении многих лет боролись против идеологизации образовательного процесса, которая была в советское время. Так вот сегодня массовые скандалы в школах, связанные с политизацией школы партии "Единая Россия". Я хочу обратить ваше внимание: в Екатеринбурге ученик стал бороться, там целая группа их, с тем, что вся школа была заклеена вашими плакатами. В Интернете выложен диалог директора школы с этим учеником. Посмотрите. Это возмутительно, это безобразие. Но я думаю, что это такой абсолютно, ну, как сказать, мазок яркий очень. Кроме того, да, кроме того, хочу сказать, что наши школы на сегодняшний день политизированы ещё и содержанием образовательного процесса. История, которая преподаётся детям сегодня, не отвечает, ну даже просто фактам, которые знают все. Наши дети, о чём сегодня говорили коллеги из КПРФ, и Владимир Вольфович об этом упоминал: наши дети сегодня дезориентированы, они дезинформированы. И если, не дай Бог, что случится с Россией, то мы не сможем сказать, что школа воспитала то поколение, которое победит в будущих войнах или сможет модернизировать страну. Школа сегодня – главная проблема России. И я хочу, коллеги, чтобы вы на это обратили внимание.
|